воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»
классный час (5 класс) по теме
В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность.
необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МООУ «Санаторная школа-интернат № 5» Мы в ответе за тех, кого приручили. (Воспитательный час, 6 класс) Материал подготовила Воспитатель Чусовитина Е.А.
г. Ленинск – Кузнецкий 2011г. |
Мы в ответе за тех, кого приручили
(воспитательный час)
Цели занятия:
- Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным.
- Воспитание чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
- Воспитание умения критически относиться к своим поступкам, анализировать их.
- Развивать навыки монологической речи.
Оборудование:
- Фотографии и рисунки с изображениями домашних животных.
- Книги, посвященные собакам, кошкам.
- Диски с фильмами о животных.
Подготовительная работа:
- принести фотографии или нарисовать рисунок своего домашнего животного, составить про него рассказ.
- в библиотеке подобрать рассказы о животных и подготовить пересказ.
- подготовить сообщения о кошках и собаках.
- подготовить инсценировку отрывка из сказки «Маленький принц»
Ход занятия
Этап 1. Организационный момент.
Наш воспитательный час называется «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это слова из философской сказки А. Экзюпери «Маленький принц». Сегодня мы постараемся разобраться в смысле этих важных слов
Этап 2. Сценка из сказки А. Экзюпери «Маленький принц»
Действую лица:
Автор
Лис
Маленький принц (М.П.)
Автор: Вот тут и появился Лис.
Лис: Здравствуй.
Маленький принц: (вежливо) Здравствуй. Кто ты. Какой ты красивый.
Лис: Я – Лис.
М.П: Поиграй со мной. Мне так грустно…
Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
М.П. А как это – приручить?
Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.
Пожалуйста…приручи меня!
М.П. Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
Лис: Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
Автор: Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
Лис: (вздыхая) Я буду плакать о тебе.
М.П. Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…Прощай.
Лис: Прощай. Вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
М.П. (повторяя задумчиво): Самого главного глазами не увидишь.
Лис: Люди забыли истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил…
Этап 3. Беседа.
Это отрывок из сказки А. Экзюпери «Маленький принц».
- Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).
Приручить – сделать ручным, послушным. Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку (Словарь С.И.Ожегова).
- Есть ли у вас животные, которых вы приручили? Расскажите о них. Какие они. За что вы их любите?
Этап 4. Рассказ учащихся о своих домашних питомцах с показом фотографий и рисунков.
Этап 5. Индивидуальные задания.
Действительно, собаки и кошки да и другие домашние питомцы занимают важное место в жизни человека.
Сообщения о домашних животных.
1. Кошки – существа загадочные, полные тайн. Существует много легенд о происхождении первых пород кошек, но очень мало научных фактов.
В Древнем Египте кошка считалась священным животным, а богиня луны, плодородия и деторождения Бает изображалась египтянами с кошачьей головой. Кошки жили в храмах, питаясь самой отборной пищей, и них были свои жрицы, свои почитатели. Смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови. Убийство этого животного, даже невольное, каралось смертью или крупным штрафом.
Существует предание, в котором говорится о том, как египтяне из-за кошек проиграли сражение с персами. В 526 году до н.э. персидский царь Камбис, нападая на один из египетских городов, приказал собрать огромное количество кошек и раздать их своим воинам. Те привязали их к щитам и пошли в наступление. Египтяне сдались без боя, ведь драться с персами – значит, убивать священных животных, а на это они не могли пойти. Камбис одержал легкую победу.
В России кошка считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Народные приметы и пословицы характеризуют отношение к ней простых людей. Так, кошка – «хозяйка в доме», а собака – «хозяйка двора». При въезде в новый дом кошка должна первой переступить порог жилища, иначе не будет счастья в доме.
Иногда кошки помогали ученым сделать важные открытия. Так, у французского исследователя Бернара Куртуа, когда он сидел за рабочим столом в своем кабинете, на плече восседал его любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости разлились и смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет – неизвестный в те времена свободный йод. Так было сделано важное открытие.
В Британском музее шесть кошек находятся на службе: они охраняют бесценные коллекции книг от мышей. Каждая из шести кошек получает жалование в 50 фунтов стерлингов в год и имеет униформу – пышный желтый бант на шее. Такую службу несут кошки в некоторых почтовых отделениях Лондона.
2. Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Еще 14 тысяч лет тому назад у человека уже были одомашненные собаки и другие животные. Предком собак был волк. Собака стала верным другом человека на долгие годы.
Сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак, которые делятся на три основные группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.
У собак много профессий: они помогают пасти овец, служат в уголовном розыске, на границе, ищут полезные ископаемые, контролируют утечку газа, сторожат, доставляют почту, участвуют в исследовании космоса.
В некоторых странах поставлены памятники собакам: в Париже – сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек; в Берлине – собаке-поводырю; в Петербурге – собаке, служащей науке; в Эдинбурге – собаке, которая после смерти хозяина прожила на его могиле пять лет и там умерла; вблизи Токио – собаке Хачико за преданность. Пес Хачико ежедневно встречал и провожал своего хозяина, уезжавшего на работу в Токио. Хозяин неожиданно заболел и умер в одной из токийских больниц. Но пес все равно каждый день приходил встречать его на станцию. Так продолжалось 10 лет до того дня, когда Хачико трагически погиб на этой станции.
В годы Великой Отечественной войны собаки выполняли сложную работу. Они отыскивали раненых на поле боя, зимой на нарта, а летом на специальных тележках ездовые собаки вывезли с воля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Они обнаружили свыше 4 миллионов мин и других взрывных устройств, доставляли в роты, полки и батальоны военные документы, уничтожали вражеские танки. Собаки помогали одерживать победу над фашистскими захватчиками.
Собаки – очень преданные существа. Чарльз Дарвин назвал собак «любящими нас больше, чем самих себя».
Этап 6. Беседа по прочитанным произведениям.
- Готовясь к нашему классному часу, вы прочитали книги о животных. Какими предстают собаки, кошки в прочитанных произведениях?
- Какие отношения этих животных с человеком. Всегда ли человек заботится об этих животных так, как должен заботиться.
- Знакомы ли вам такие случаи, когда человек предавал своих меньших друзей?
- Я хочу вас познакомить с рассказом Л. Андреева «Кусака»
Л. Андреева «Кусака» (в сокращении)
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во все долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.
- Жучка! – позвал он ее именем, она виляла хвостом, но не решалась.
Пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли.
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей. Приехали из города дачники.
Первая, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах.
Приехавшие дачники были очень добрыми людьми. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:
А где же наша Кусака?
И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Скоро все привыкли к Кусаке, называла ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.
- Кусачка, пойди ко мне! – звала она к себе. – Ну, хорошая, ну милая, пойди! Сахару хочешь?..
Но Кусака не шла: боялась.
- Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?
И кусака второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверное, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове.
- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! – закричала Леля.
Всею своей собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?
Она изменилась до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могла выразить ее восторга, благодарности и любви, - и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь видела у других собак, но уже забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
…Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.
Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей.
Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
- Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Леля.
Она сидела, обхватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.
- Жа-а-лко, протянула Леля.
- Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, сама понимаешь.
- Жа-а-лко, - повторила Леля, готовая заплакать.
Снова пришли незнакомы люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда сквозь поредевшие кусты неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.
- Ты здесь, моя бедная Кусачка, - сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному – в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака.
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на терраса и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил.
Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла.
- Можем ли мы сказать, что люди «приручили Кусаку? Почему?
(Люди заставили собаку поверить им: они ее кормили, ласкали, заботились о ней. Кусака полюбила этих людей).
- Как изменилась жизнь собаки после этого?
(Она стала красивой, стала доверять людям, даже стала играть).
- Как же люди повели себя с ней? Дайте оценку их поступку.
(Они ее в себя влюбили, а затем бросили, И это более страшно).
- Какой теперь станет собака? Почему?
(Она больше не поверит людям, ведь они ее обманули: позабавились и бросили, скорее всего, она стане злой, больше не сможет подойти к людям. А может, и умрет!)
Этап 7. Итог занятия.
- А теперь попробуем прокомментировать слова, вынесенные в заголовок. Что это значит «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
- Сказка А. Экзюпери философская, а это значит, что она о важных жизненных вопросах. И слова «Мы в ответе за тех, кого приручили» относятся не только к животным, но и к нашим близким. Мы в ответе за тех, кого любим: за маму, бабушку, младшего братишку так же, как и они в ответе за нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы в ответе за тех, кого приручаем
Цель: 1. Формирование нравственной культуры . 2. Повысить у детей интерес к художестве...
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»
Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»...
Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили
Это материал открытого занятия в рамках кружка по основам православной культуры для учащихся 3-6 классов....