"Россия - Родина моя" урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта
план-конспект урока (5 класс) по теме
Путешествие по страницам книги «Русские народные пословицы и поговорки", загадки о животных, игра "Горелки", р.н.п. "На зелёном лугу", игра "Большой олень", хоровод "Пойду ль я", танец "Барыня".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта
Учитель музыки и ритмики: Криволапова И.Л.
Тема урока: «Россия – Родина моя!»
Цель урока: закрепление умений и навыков, приобретенных
в I четверти, сплочение детского коллектива.
Задачи урока: формировать представления учащимся о характере русской
пляски, народных забавах и русских традициях;
содействовать развитию ловкости и быстроты
движений;
воспитывать любовь к русским традициям и
народному фольклору,
развивать эмоционально-волевую сферу, мышление, ритмические и координационные способности.
Музыкально – иллюстративный материал:
- «Родные края». Музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского
- «Чукотский танец». Обработка Гороховского.
- «Богатырская наша сила». Музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова
- «Барыня». Русский народный танец.
- «Пойду ль я, выйду ль я, да». Русская народная песня.
- «На зелёном лугу». Русская народная песня.
Оборудование и материалы:
Магнитофон
Синтезатор
Кларнеты
Таблички с пословицами
Иллюстрации по теме урока
Методы:
Беседа
Сравнение
Анализ
Обобщение
Структура урока:
- Построение в две линии. Приветствие – русский поклон.
2. Сообщение задач урока. Прочтение русских пословиц – этапов
урока.
- Страница первая - «Родной куст и зайцу дорог».
Имитационные упражнения на музыку «Чукотского танца»:
Музыкально – подвижная игра «У оленя дом большой».
- Страница вторая – «Дело мастера боится».
Общеразвивающие упражнения на музыку «Богатырская наша сила».
- Страница третья – «Делу время – потехе час».
«На зелёном лугу», р.н.п. – игра на детских кларнетах
«Горелки» - формальная ролевая игра с игровой припевкой.
- Страница четвёртая – «Плясать учись смолоду – под старость не научишься». Русский народный танец «Барыня».
7. Страница пятая – «Кончил дело – гуляй смело!»
Хоровод «Пойду ль я, выйду ль я, да».
- Страница шестая – «Конец – делу венец».
Подведение итогов урока. Построение в 2 шеренги – русский поклон.
ЛИТЕРАТУРА:
- М.Н. Мельников. «Русский детский фольклор».
Москва, «Просвещение», 1987.
- Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П.Аникина.
Москва, «Художественная литература», 1988.
- М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
Ход урока:
Звучит музыка «Родные края» Ю.Антонова. Учащиеся входят в класс,
выстраиваются в 2 шеренги. Выполняют русский поклон – приветствие.
Учитель:
Тема нашего занятия – «Россия – Родина моя!».
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по страницам жизни русского народа, познакомимся с русскими народными пословицами и поговорками,
вспомним игры, упражнения, танцевальные движения, разученные в I четверти.
Итак, страница первая, читаем хором – «Родной куст и зайцу дорог».
Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы учащихся.
Учитель: животный мир нашей Родины богат и разнообразен. Вспомним обитателей Севера.
Загадка первая:
«Какое животное изображено на гербе Магаданской области?»
Ответы учащихся. (Северный олень)
Учитель: Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку дрыг-дрыг.
Ответы учащихся. (Заяц)
Учитель: Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Ответы учащихся. (Волк)
Учитель: В какой игре присутствуют все эти животные?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, в игре «Большой олень».
Давайте вспомним текст и движения. Говорим хором и показываем:
Учащиеся вместе с учителем произносят текст и выполняют основные движения танцевально-ритмической гимнастики:
У оленя дом большой - руки согнуты над головой «домиком»
4 пружинистых полуприседа
Он глядит правая рука над головой,
левая отведена в сторону,
выполнить 2 пружинистых полуприседа
в своё окошко, левая рука над головой,
правая отведена в сторону,
выполнить 2 пружинистых полуприседа
Заяц по лесу бежит, бег на месте 16 шагов
В дверь к нему стучит. Руки перед грудью, кисти свободно
опущены вниз,
«Тук, тук! «Стучат» правой рукой 2 раза
Дверь открой, «Стучат» левой рукой 2 раза
Там в лесу сигнал «автостоп» 2 раза правой рукой
охотник злой». сигнал «автостоп» 2 раза левой рукой.
Заяц, заяц, не зевай, 4 хлопка перед грудью.
Лапу мне скорей давай! правую руку вперёд ладошкой вверх,
хлопнуть в ладоши перед собой
Учитель: выполняем весь комплекс упражнений под музыку «Чукотского танца» 6 раз.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: название следующей страницы нашего путешествия читаем хором Учащиеся: «Дело мастера боится».
Учитель: Что умеет делать жители русских сёл и деревень?
Ответы учащихся.
Учитель: под музыку «Богатырская наша сила» будем выполнять общеразвивающие упражнения. Внимательно слушайте мои команды:
- Хлопки 8 раз.
- Ходьба на месте с высоким подниманием бедра 32 шага
- Выпады влево-вправо с одновременным движением рук в стороны – на пояс 8 раз. «Заросли».
- Ре ля ве по 1, 2 позиции. 32 шага
- Повороты туловища влево-вправо с отведённой в сторону правой рукой. «Косьба»
- Ре ля ве по 3, 6 позиции. 32 шага.
- Наклоны туловища вперёд, прямые руки над головой в замок -«Дровосек»
- Плие по 1, 2 позиции. 8 раз.
- Упор сидя между пятками, колени врозь. Встать на колени, опустится на пол. 8 раз. Выполнить в паре «Управление лодкой».
- Плие по 3, 6 позиции. 8 раз.
- Ходьба по залу. 3 круга. Сесть на свои места.
Учитель: Читаем хором название следующей страницы
Учащиеся: «Делу время – потехе час».
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы учащихся
Учитель: Как отдыхают на Руси?
Ответы учащихся.
Учитель: Я предлагаю вам поиграть на музыкальных духовых инструментах (показываю). Как они называются?
Ответы учащихся.
Учитель: русская народная песня «На зелёном лугу». Я пою, а вы играете, но только на слова «Их, вох!». Сколько звуков надо сыграть?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, 2 звука. Когда будете играть, встаньте со своих мест. Ваша задача – вовремя вступить, вовремя встать и сесть.
Учащиеся выполняют задание
Учитель: Молодцы. А сейчас давайте вспомним русскую игру «Горелки».
«Горельщиком» буду я. Повторяем хором слова:
Учащиеся: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Учитель: Построились в колонну по два. «Горельщик» стоит на расстоянии 3-х шагов впереди колонны и смотрит вверх. Последняя пара в колонне должна пробежать перед водящим на слова «Колокольчики звенят!». Водящий ловит себе пару. Оставшийся без пары становится «Горельщиком».
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Молодцы, ребята! Переходим на следующую страницу. Читаем Учащиеся: «Плясать учись смолоду – под старость не научишься».
Учитель: вы догадались, что мы сейчас будем делать?
Ответы учеников.
Учитель: Вспомним элементы русского народного танца «Барыня»
(показываю движения и называю их):
Скользящий шаг.
Присядка.
Ковырялочка, тройной притоп.
Козлик.
Хлопушки по каблуку.
Хлопушки по бедру.
Комбинированные хлопушки.
Обратите внимание на положение рук в танце – руки на талии, 4 пальца спереди, большой сзади. А теперь выполняем все движения под музыку.
Учащиеся выполняют задание:
- Скользящий шаг. 8 раз
- Присядка. 4 раза
- Ковырялочка, тройной притоп. 8 раз.
- Козлик. 8 раз
- Хлопушки по каблуку. 8 раз
- Хлопушки по бедру. 8 раз
- Комбинированные хлопушки. 8 раз.
Учитель: Молодцы. Все очень старались. Пришло время открыть последнюю страницу нашего путешествия. Читаем.
Учащиеся: «Кончил дело – гуляй смело».
Учитель: Как и в старину – поводим хоровод. Задача каждого – стараться согласовывать свои движения с музыкой, следить за осанкой.
Вначале повторим все движения хоровода «Пойду ль я, выйду ль я, да»:
шаги вправо по кругу.
дробные шаги вправо по кругу.
шаги влево по кругу
дробные шаги влево по кругу.
шаги в центр круга
шаги из центра круга
дробные шаги в центр круга
дробных шаги из центра круга
пружинки с поочерёдным выставлением ноги на каблук.
Кружение на 16 дробных шагах вокруг себя.
А теперь начинаем хоровод под музыку.
Учащиеся выполняют задание.
- 8 шагов вправо по кругу.
- 16 дробных шагов вправо по кругу.
- 8 шагов влево по кругу
- 16 дробных шагов влево по кругу.
- 4 шага в центр круга
- 4 шага из центра круга
- 8 дробных шагов в центр круга
- 8 дробных шагов из центра круга
- 4 пружинки с поочерёдным выставлением ноги на каблук.
- Кружение на 16 дробных шагах вокруг себя.
Учитель: Молодцы, садитесь на место. Наш урок подошёл к концу.
И как говаривали в старину - «Конец – делу венец». Подведём итоги урока.
Вам понравился урок?
Ответы учащихся.
Учитель: Что нового вы узнали?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие игры вы повторили на этом уроке?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие танцевальные движения русских танцев вы умеете исполнять?
Ответы учащихся.
Учитель: Назовите пословицы, прозвучавшие на уроке.
Ответы учащихся.
Учитель: Молодцы, спасибо всем за сотрудничество. Встали на поклон.
(Звучит «Пойду ль я, выйду ль я, да»)
Учащиеся выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта
Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урок...
Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)
Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...
Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 8 классе (класс со сложной структурой дефекта)
Один из серии занятий на тему:" Я Петербуржец"....
Сценарий праздника "Прощание с 1 классом" (для класса со сложной структурой дефекта).
Разработка мероприятия для учащихся 1 класса со сложной структурой дефекта....
Конспект урока по письму во 2 классе (класс со сложной структурой дефекта) "Составление и письмо слогов, слов с изученными буквами".
Конспект урока письма во 2 классе школы 8 вида....
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».
Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....