Самоанализ деятельности
материал на тему

Самоанализ профессиональной деятельности

          учителя естествознания CC(K)ОШ   VIIIвида

     Кузьминых Людмилы Дмитриевны.

 

          И вот оно свершилось!!! Настал волненья час!

          И кто на что способен увидите сейчас.

          Ведь должность непростую мы выбрали себе,

          А значит, как Чапаев – на боевом коне.

          На этом размышления попробую прервать

          О деле – педагога Вам в прозе рассказать.

 

«Учитель – это звучит гордо!..»: слышалось из уст каждого человека еще много лет назад. Его уважали, его почитали, прислушивались к его мнению и, несомненно, хотели быть похожими на него. Сейчас профессия учитель менее популярна в современном обществе, но все-таки нас много: полных идей, новаторских способностей, стремящихся учить и воспитывать подрастающее поколение.

В 1995 году я поступила в Орловский государственный  университет, и закончила его 2000 году, получив специальность олигофренопедагог, социальный педагог.  В 2001 году я приехала в город Сургут и постаралась найти себе место работы именно по специальности - олигофренопедагог.

На сегодняшний день педагогический стаж по специальности 9 лет. 

Свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с Федеральным законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, Конвенцией о правах ребенка. В Специальном Федеральном государственном стандарте образования детей с ОВЗ  четко прописаны основные положения концепции о праве детей на образование, современные тенденции и функции специальных стандартов. Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становиться сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок. Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура основной образовательной программы должна быть единой.

Поэтому педагогическая цель моей деятельности заключается в формировании естественнонаучных знаний у учащихся на основе жизненных компетенций. Как писал Г.М. Дульнев, «…как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащимся вспомогательной школы, они должны быть научными максимально углубленными в жизнь…». 

Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены, прежде всего, на формирование детской личности, тех ее качеств, взглядов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим критериям.

     Задачи:

● формировать у учащихся систему базовых знаний о живой природе  и  методах ее

   изучения;

● корригировать недостатки психофизического развития учеников, их

   познавательных возможностей и интересов;

● развивать способность использовать знания по биологии в природных и

    жизненных условиях;

● подготовить учащихся к жизни, практической деятельности, ориентируя

    на здоровый образ жизни.

             Моделируя уроки  я использую  основные  принципы:

1. Принцип целостности.

В процессе преподавания курса «Естествознание» я стремлюсь сформировать взгляд на природу как нечто единое, взаимосвязанное во всех его формах и проявлениях. У школьников пробуждается интерес к познанию природы и требует от меня более подробного рассмотрения природных объектов и явлений.

2. Принцип научности.

Такой подход процесса обучения предполагает ориентацию на научные достижения, позволяет рассматривать на уроке спорные вопросы, тем сам  формировать умение отвечать на проблемные вопросы. Этот принцип способствует развитию мышления и познавательного интереса.

3. Принцип системности и последовательности.

Так как представления и знания детей отрывочны, бессистемны, то формирование ЗУН представляют определенную систему (так, в курсе «Биология» выделяют следующие разделы: «Растения», «Животные», «Человек».

4. Принцип связи обучения с жизнью.

Способствует формированию мировоззрения учащихся. Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны знания и как они могут использовать их в жизни.

5. Принцип наглядности.

Наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, делает процесс обучения более интересным.

             На мой взгляд, строгое соблюдение этих принципов – помогает мне

осуществить правильный отбор материала,  улучшает его усвоение детьми, пробуждает интерес детей к изучению природы. Кроме того, изучение природных объектов и явлений невозможно без их непосредственного восприятия, а также использование в процессе обучения наглядных средств. Хорошие  иллюстрации (цветные рисунки, фотографии), таблицы повышают эстетическую ценность, доставляют учащимся радость.

Проработав почти три учебных года в должности учителя биологии, я сделала соответствующие выводы об особенностях усвоения знаниями учащихся. По причине абстракции, отсутствия опоры на личный опыт курс «Естествознание» является сложным, несмотря на проводимую предварительную работу и привлекательность предмета.

Чаще всего у учащихся встречаются характерные трудности:

§  учащиеся не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать;

§  неверно запоминают и воспроизводят названия природных объектов, самостоятельно придумывают название;

§  неправильно относят конкретный предмет к тому или иному понятию;

§  при ответе воспроизводят знания, не имеющие отношения к поставленному вопросу;

§  не могут самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности;

§  затрудняются выполнять мыслительное расчленение предмета и выявить составляющие элементы (органы растения, признаки погоды).

В специальных исследованиях (В.В.Воронкова, Е.В.Худенко) отмечается, что для учащихся  целесообразно использовать различные виды деятельности во время урока:

- выполнение зарисовок объектов живой и неживой природы,

- опыты по проращиванию семян, очистке воды,

- выращивание комнатных растений,

- самостоятельное выполнение различных заданий (заполнение таблицы,

   описание объекта по плану).

В своей работе я применяю наиболее распространенные методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Словесные методыобучения занимают центральное положение в системе других методов и используются мною в сочетании с наглядными и практическими методами. Объясняя учебный материал и  беседуя с детьми,  я использую различные приемы руководства познавательной деятельностью учащихся:

   - постановка вопросов различного типа всему классу;

   - членение беседы на логические части, завершаемые обобщение в форме устного

     опроса;

   - записи или картосхемы на доске.

В значительной мере на своих уроках я уделяю работе с учебником и применяю большое разнообразие приемов:

   - ориентировка в учебнике, нахождение нужного параграфа,  рисунка,

     задания;

   -  работа с текстом (объяснительное чтение, выделение логических  частей,

     составление плана);

   -  работа с рисунком и таблицами (сравнение, описание,  сопоставление);

   - прием «расширяющего» рисунка (поэтапно изображаю изучаемый объект,

      сопровождая рисунок беседой и пояснительными надписями),

   -  «Удивляй»

   -  «Отсроченная отгадка»  демонстрировать)

На своих уроках я провожу демонстрационные и исследовательские опыты, лабораторные работы. При применении практических методов обучения основной акцент я ставлю на выработку умения составлять план работы, последовательно выполнять действия  и подводить итоги, т.е. умение делать выводы.

В качестве дополнительного источника знаний  я использую различные средства обучения:

▪  натуральные объекты (коллекционные материалы, гербарии);

▪  объемные и плоские средства (макеты, муляжи, таблицы,

    картины);

▪  графические и схематические средства (схемы, графики, постепенно

    усложняющиеся по форме и содержанию);

▪  физические и химические приборы;

▪  измерительные инструменты и приспособления (термометры,

    компасы)  и т.д.

 

Эти средства, приемы и методы способствуют повышению мотивации к урокам и формируют жизненные компетенции  у обучающихся. Я считаю, для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно делать выводы, сравнивать, обобщать, необходимо их этому учить. Я постаралась выработать такую обучающую систему, и это четко прослеживается  в рабочих тетрадях учеников и качестве усвоения ими знаний. Например, учащиеся 8 класса  научились самостоятельно заполнять таблицы описательно характера о каком-либо животном.

             Таким образом, накопление естественнонаучных знаний у учащихся невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире.

 В течение двух лет я работала над темой самообразования «Использование различных видов загадок с целью развития связной речи учащихся 5-9 классов». Результатом своей работы считаю, развитие положительного интереса  к учебному предмету у обучающихся, стремлению познать новое о природе. Особенности развития связной речи у обучающихся отслеживается в «Мониторинге». Я систематизировала КИМ для каждого класса и в зависимости от раздела учебного материала. Контрольно измерительный материал представлен в виде тестов, вопросов для повторения, заданий на карточках. Содержание материала направлено на выявление качества усвоения знаний и уровня развития связной речи обучающихся

 В результате систематизации дидактического материала я составила  учебно - методическое пособие «Азбука живой и неживой природы» предназначено для урока биологии с учащимися 5-9 классов СС (К) ОШ  VIIIвида.

Данное пособие составлено на основе учебного издания «Занимательное азбуковедение»  Волиной В.В. и апробировано с учетом интеллектуальных особенностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIIIвида.  Собранный и предложенный в пособии материал распределен в алфавитном порядке, и  позволяет расширить знания учащихся о предметах живой и неживой природы. Дидактический материал пособия решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического материала, предусматривается введение в пассивный словарь понятий и терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, плоды, внутренние органы, океаны, глобус, карта и др.)

    Пособие включает несколько разделов:

§  «Занимательный материал (загадки, скороговорки, пословицы, ребусы, шарады, анаграммы»,

§  «Крылатые слова и выражения»,

§  «Физкультминутки»,

§  «Четвертый лишний»

§  «Азбука деревьев и растений»

§  «Азбука зоопарка».

Личные наблюдения, обработка литературных источников позволили мне сделать соответствующие выводы о необходимости использования на своих уроках занимательного материала. Так как загадка является одной из разновидностей словесной игры, я решила углубиться в данную тему.

В этом учебном году я начала работать по теме «Дидактическая игракак метод обучения детей с ОВЗ на уроке биологии в 5-9 классах.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть  полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Каждый возрастной период предусматривает использование разноуровневых дидактических игр.

             Чтобы умело использовать дидактические игры на уроке, надо иметь ясное научное понимание дидактической игры в обучении  и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.

Единой классификации педагогических игр пока не существует. Известные педагоги Катаева А.А., Стребелева Е.А.  «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала». Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны А.К. Аксеновой    и

Э.В. Якубовской. Дидактические игры и упражнения, разработанные для математических дисциплин, опубликованы в работах М.Н. Перовой, А.А. Хилько.

Хорошим подспорьем в выборе темы самообразования являются методические разработки Т.М.Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания». Данное методического пособие разработано по разделам : 6 класс «Живая и неживая природа», 7 класс «Растения», 8 класс «Животные», 9 класс  «Человек».

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

  1. игры с предметами;

  2. настольные (настольно-печатные) игры;

  3. словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордом обучающийся соревнуются больше «сам с собой», т.е в борьбу вступают собственные черты характера: работоспособность, любознательность, умственное напряжение и усидчивость. Я рассматриваю работу с кроссвордом как эффективную разновидность словарной работы.         ДЕМОНСТРИРОВАТЬ

Весь мой  методический материал систематизирован и представлен  в папках:

«Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методический материал для подготовки к уроку», «Занимательное азбуковедение», «Методы обучения в школе», «Физкультурные минутки  и пальчиковая зарядка в школе», «Дидактические игры на уроке» и т.д.

В дальнейшем я планирую совершенствовать свои знания и умения в овладении технологией проведения урока «Естествознание», развивать индивидуальные черты характера (культуру темперамента, морально-волевые качества). А также большое желание по улучшению профессиональных качеств, считаю возможным  при систематическом  чтение дополнительной литературы и посещении курсов повышения квалификации.

             На мой взгляд, главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них и находить в каждом «изюминку».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности.

Несмотря на  все трудности,  которые  несет с  собой работа  учителя,  я  очень  люблю,  ценю  и  уважаю  свой  труд. А  ког...

Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...

Самоанализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе

Предлагаю вам самоанализ своей деятельности, подготовленный в рамках аттестации....

Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.

Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества...

самоанализ деятельности заместителя по учебной работе за 5 лет

Данная работа полностью раскрывает управленческую деятельность заместителя директора по учебной работе. Разработана для процедуры аттестации в 2011 году....

Самоанализ деятельности учителя

Таблица самоанализа деятельности учителя , самообразование...