Самоанализ деятельности
материал на тему
Самоанализ профессиональной деятельности
учителя естествознания CC(K)ОШ VIIIвида
Кузьминых Людмилы Дмитриевны.
И вот оно свершилось!!! Настал волненья час!
И кто на что способен увидите сейчас.
Ведь должность непростую мы выбрали себе,
А значит, как Чапаев – на боевом коне.
На этом размышления попробую прервать
О деле – педагога Вам в прозе рассказать.
«Учитель – это звучит гордо!..»: слышалось из уст каждого человека еще много лет назад. Его уважали, его почитали, прислушивались к его мнению и, несомненно, хотели быть похожими на него. Сейчас профессия учитель менее популярна в современном обществе, но все-таки нас много: полных идей, новаторских способностей, стремящихся учить и воспитывать подрастающее поколение.
В 1995 году я поступила в Орловский государственный университет, и закончила его 2000 году, получив специальность олигофренопедагог, социальный педагог. В 2001 году я приехала в город Сургут и постаралась найти себе место работы именно по специальности - олигофренопедагог.
На сегодняшний день педагогический стаж по специальности 9 лет.
Свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с Федеральным законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, Конвенцией о правах ребенка. В Специальном Федеральном государственном стандарте образования детей с ОВЗ четко прописаны основные положения концепции о праве детей на образование, современные тенденции и функции специальных стандартов. Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становиться сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок. Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура основной образовательной программы должна быть единой.
Поэтому педагогическая цель моей деятельности заключается в формировании естественнонаучных знаний у учащихся на основе жизненных компетенций. Как писал Г.М. Дульнев, «…как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащимся вспомогательной школы, они должны быть научными максимально углубленными в жизнь…».
Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены, прежде всего, на формирование детской личности, тех ее качеств, взглядов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим критериям.
Задачи:
● формировать у учащихся систему базовых знаний о живой природе и методах ее
изучения;
● корригировать недостатки психофизического развития учеников, их
познавательных возможностей и интересов;
● развивать способность использовать знания по биологии в природных и
жизненных условиях;
● подготовить учащихся к жизни, практической деятельности, ориентируя
на здоровый образ жизни.
Моделируя уроки я использую основные принципы:
1. Принцип целостности.
В процессе преподавания курса «Естествознание» я стремлюсь сформировать взгляд на природу как нечто единое, взаимосвязанное во всех его формах и проявлениях. У школьников пробуждается интерес к познанию природы и требует от меня более подробного рассмотрения природных объектов и явлений.
2. Принцип научности.
Такой подход процесса обучения предполагает ориентацию на научные достижения, позволяет рассматривать на уроке спорные вопросы, тем сам формировать умение отвечать на проблемные вопросы. Этот принцип способствует развитию мышления и познавательного интереса.
3. Принцип системности и последовательности.
Так как представления и знания детей отрывочны, бессистемны, то формирование ЗУН представляют определенную систему (так, в курсе «Биология» выделяют следующие разделы: «Растения», «Животные», «Человек».
4. Принцип связи обучения с жизнью.
Способствует формированию мировоззрения учащихся. Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны знания и как они могут использовать их в жизни.
5. Принцип наглядности.
Наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, делает процесс обучения более интересным.
На мой взгляд, строгое соблюдение этих принципов – помогает мне
осуществить правильный отбор материала, улучшает его усвоение детьми, пробуждает интерес детей к изучению природы. Кроме того, изучение природных объектов и явлений невозможно без их непосредственного восприятия, а также использование в процессе обучения наглядных средств. Хорошие иллюстрации (цветные рисунки, фотографии), таблицы повышают эстетическую ценность, доставляют учащимся радость.
Проработав почти три учебных года в должности учителя биологии, я сделала соответствующие выводы об особенностях усвоения знаниями учащихся. По причине абстракции, отсутствия опоры на личный опыт курс «Естествознание» является сложным, несмотря на проводимую предварительную работу и привлекательность предмета.
Чаще всего у учащихся встречаются характерные трудности:
§ учащиеся не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать;
§ неверно запоминают и воспроизводят названия природных объектов, самостоятельно придумывают название;
§ неправильно относят конкретный предмет к тому или иному понятию;
§ при ответе воспроизводят знания, не имеющие отношения к поставленному вопросу;
§ не могут самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности;
§ затрудняются выполнять мыслительное расчленение предмета и выявить составляющие элементы (органы растения, признаки погоды).
В специальных исследованиях (В.В.Воронкова, Е.В.Худенко) отмечается, что для учащихся целесообразно использовать различные виды деятельности во время урока:
- выполнение зарисовок объектов живой и неживой природы,
- опыты по проращиванию семян, очистке воды,
- выращивание комнатных растений,
- самостоятельное выполнение различных заданий (заполнение таблицы,
описание объекта по плану).
В своей работе я применяю наиболее распространенные методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Словесные методыобучения занимают центральное положение в системе других методов и используются мною в сочетании с наглядными и практическими методами. Объясняя учебный материал и беседуя с детьми, я использую различные приемы руководства познавательной деятельностью учащихся:
- постановка вопросов различного типа всему классу;
- членение беседы на логические части, завершаемые обобщение в форме устного
опроса;
- записи или картосхемы на доске.
В значительной мере на своих уроках я уделяю работе с учебником и применяю большое разнообразие приемов:
- ориентировка в учебнике, нахождение нужного параграфа, рисунка,
задания;
- работа с текстом (объяснительное чтение, выделение логических частей,
составление плана);
- работа с рисунком и таблицами (сравнение, описание, сопоставление);
- прием «расширяющего» рисунка (поэтапно изображаю изучаемый объект,
сопровождая рисунок беседой и пояснительными надписями),
- «Удивляй»
- «Отсроченная отгадка» демонстрировать)
На своих уроках я провожу демонстрационные и исследовательские опыты, лабораторные работы. При применении практических методов обучения основной акцент я ставлю на выработку умения составлять план работы, последовательно выполнять действия и подводить итоги, т.е. умение делать выводы.
В качестве дополнительного источника знаний я использую различные средства обучения:
▪ натуральные объекты (коллекционные материалы, гербарии);
▪ объемные и плоские средства (макеты, муляжи, таблицы,
картины);
▪ графические и схематические средства (схемы, графики, постепенно
усложняющиеся по форме и содержанию);
▪ физические и химические приборы;
▪ измерительные инструменты и приспособления (термометры,
компасы) и т.д.
Эти средства, приемы и методы способствуют повышению мотивации к урокам и формируют жизненные компетенции у обучающихся. Я считаю, для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно делать выводы, сравнивать, обобщать, необходимо их этому учить. Я постаралась выработать такую обучающую систему, и это четко прослеживается в рабочих тетрадях учеников и качестве усвоения ими знаний. Например, учащиеся 8 класса научились самостоятельно заполнять таблицы описательно характера о каком-либо животном.
Таким образом, накопление естественнонаучных знаний у учащихся невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире.
В течение двух лет я работала над темой самообразования «Использование различных видов загадок с целью развития связной речи учащихся 5-9 классов». Результатом своей работы считаю, развитие положительного интереса к учебному предмету у обучающихся, стремлению познать новое о природе. Особенности развития связной речи у обучающихся отслеживается в «Мониторинге». Я систематизировала КИМ для каждого класса и в зависимости от раздела учебного материала. Контрольно измерительный материал представлен в виде тестов, вопросов для повторения, заданий на карточках. Содержание материала направлено на выявление качества усвоения знаний и уровня развития связной речи обучающихся
В результате систематизации дидактического материала я составила учебно - методическое пособие «Азбука живой и неживой природы» предназначено для урока биологии с учащимися 5-9 классов СС (К) ОШ VIIIвида.
Данное пособие составлено на основе учебного издания «Занимательное азбуковедение» Волиной В.В. и апробировано с учетом интеллектуальных особенностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида. Собранный и предложенный в пособии материал распределен в алфавитном порядке, и позволяет расширить знания учащихся о предметах живой и неживой природы. Дидактический материал пособия решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического материала, предусматривается введение в пассивный словарь понятий и терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, плоды, внутренние органы, океаны, глобус, карта и др.)
Пособие включает несколько разделов:
§ «Занимательный материал (загадки, скороговорки, пословицы, ребусы, шарады, анаграммы»,
§ «Крылатые слова и выражения»,
§ «Физкультминутки»,
§ «Четвертый лишний»
§ «Азбука деревьев и растений»
§ «Азбука зоопарка».
Личные наблюдения, обработка литературных источников позволили мне сделать соответствующие выводы о необходимости использования на своих уроках занимательного материала. Так как загадка является одной из разновидностей словесной игры, я решила углубиться в данную тему.
В этом учебном году я начала работать по теме «Дидактическая игракак метод обучения детей с ОВЗ на уроке биологии в 5-9 классах.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Каждый возрастной период предусматривает использование разноуровневых дидактических игр.
Чтобы умело использовать дидактические игры на уроке, надо иметь ясное научное понимание дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.
Единой классификации педагогических игр пока не существует. Известные педагоги Катаева А.А., Стребелева Е.А. «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала». Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны А.К. Аксеновой и
Э.В. Якубовской. Дидактические игры и упражнения, разработанные для математических дисциплин, опубликованы в работах М.Н. Перовой, А.А. Хилько.
Хорошим подспорьем в выборе темы самообразования являются методические разработки Т.М.Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания». Данное методического пособие разработано по разделам : 6 класс «Живая и неживая природа», 7 класс «Растения», 8 класс «Животные», 9 класс «Человек».
Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:
1. игры с предметами;
2. настольные (настольно-печатные) игры;
3. словесные (вербальные) игры.
Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.
Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.
Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордом обучающийся соревнуются больше «сам с собой», т.е в борьбу вступают собственные черты характера: работоспособность, любознательность, умственное напряжение и усидчивость. Я рассматриваю работу с кроссвордом как эффективную разновидность словарной работы. ДЕМОНСТРИРОВАТЬ
Весь мой методический материал систематизирован и представлен в папках:
«Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методический материал для подготовки к уроку», «Занимательное азбуковедение», «Методы обучения в школе», «Физкультурные минутки и пальчиковая зарядка в школе», «Дидактические игры на уроке» и т.д.
В дальнейшем я планирую совершенствовать свои знания и умения в овладении технологией проведения урока «Естествознание», развивать индивидуальные черты характера (культуру темперамента, морально-волевые качества). А также большое желание по улучшению профессиональных качеств, считаю возможным при систематическом чтение дополнительной литературы и посещении курсов повышения квалификации.
На мой взгляд, главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них и находить в каждом «изюминку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности.
Несмотря на все трудности, которые несет с собой работа учителя, я очень люблю, ценю и уважаю свой труд. А ког...
Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...
Самоанализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе
Предлагаю вам самоанализ своей деятельности, подготовленный в рамках аттестации....
самоанализ деятельности педагога-библиотекаря
для библиотекарей...
Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.
Тема работы школы , в которой я преподаю, «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества...
самоанализ деятельности заместителя по учебной работе за 5 лет
Данная работа полностью раскрывает управленческую деятельность заместителя директора по учебной работе. Разработана для процедуры аттестации в 2011 году....
Самоанализ деятельности учителя
Таблица самоанализа деятельности учителя , самообразование...