Кузьминых Людмила Дмитриевна

Сайт учителя-дефектолога

Только вперед!

Профессия: олигофренопедагог, менеджер в сфере образования

Профессиональные интересы: Обучение и воспитание детей с ОВЗ

Увлечения: Методическая работа и современные технологии в образовании

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Сургут

Место работы: Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuzminykh-lyudmila-dmitrievna
Самый лучший способ научить другого человека-это показать собственный пример!
Эйнштейн

Как счастлива, когда вдруг слышу я:

                                                «На свете лучше всех учительница моя!»

      А, если честной быть, по этому пути

                                                я с детства  думала всегда идти…

      И всё же, в моей жизни так случилось, вернее,

                                               так судьба  распорядилась.

      Когда впервые я в свой  класс открыла дверь,

                                              то встретила улыбки и горящие глаза детей!

      И, думаю, что в это самое мгновенье,

                                             был подан знак  учительскому вдохновенью…

     Уж 10 прошло (как очень быстро годы-то летят)…

                                            Учу, как и мои коллеги, я своих ребят.

     Учу читать, писать, всё понимать, считать,

                                            вопросы ставить и на них же отвечать,

    Учу их думать и ценить добро

 

 

                                               и   отдавать   взамен   свое  тепло.

    Страну свою любить и старших уважать,

                                          малюткам помогать и их не обижать,

    Родителей, как говорится, почитать;

                                             быть искренними, и друзей не забывать…..

  

    Ведь, каждый ребенок – уникальный     цветок,

                                                               у каждого в душе -  заветный лепесток.              

    Для каждого ключик  мне надо найти,

                                                   и тайны хранить, и на помощь прийти,

   Сокровища знаний им все передать,

 не только наставницей, другом им стать!

   И быть справедливой, сиять и гореть, чтобы идеей своей всех зажечь!

   Учительский путь мой совсем непростой:

он  труден, тернист и разный такой…

   Со многим пришлось на пути мне  столкнуться:

Одним из ведущих направлений модернизации современного образования является создание эффективной системы воспитания в образовательном учреждении. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. В сентябре 2010 года я стала классным руководителем 5 «А» класса. Передо мной возникла объективная необходимость разработать программу воспитательной системы

 «Я - личность», рассчитанную   на 5 лет.

Воспитательная работа с классомвключает комплекс взаимодействующих

компонентов, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Работа построена в соответствии следующих тематик  5 класс – «Твое здоровье», 6 класс – «Полезные привычки», 7 класс – «Моя родословная», 8 класс – «Я – гражданин», 9 класс –

« Моя профессия».

Задачи.

1. Создать благоприятную образовательную среду для реализации    творческого 

     потенциала учащихся.

2. Сформировать определенный багаж   знаний у учащихся   об  особенностях

    становления личности

2. Повысить уровень воспитанности и культуры поведения учащихся

3. Способствовать развитию у учащихся психических процессов, как основного

    показателя здоровья человека.

Ожидаемый результат заключается в осуществлении идеи программы воспитательной системы и реализации  поставленных целей и задач. В качестве приоритетного и системообразующего воздействия в воспитательной системе используются различные виды деятельности: познавательная, спортивно - оздоровительная, игровая.

С учетом актуальных на сегодняшний день задач воспитания я использую разнообразные формы мероприятий: беседа - диалог, викторина, круглый стол, дискуссия, мастерская общения, конкурс, игра. Свободное общение при организации коллективно-творческих дел, сюжетно-ролевых игр и экскурсий позволяет мне видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере и при этом решать серьезные нравственные проблемы.

Учащиеся 6 «а» класса добились хороших результатов:

Øпринимают активное участие в жизнедеятельности школы (праздничные, спортивные и конкурсные мероприятия) 100%;

Øпосещают спортивные секции (плавание, футбол, «брейк данс», баскетбол)

      62 %;

Øпосещают школьные кружки («волшебное тесто», «бисероплетение», «информатика» 50% детей;

Структура классного самоуправления осуществляют сами ученики под руководством старосты класса. Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые обсуждают на классном собрании.

              В становлении личности учащихся большие возможности представляет работа с коллективом родителей. Основной формой работы  с коллективом взрослых является классное родительское собрание. Родительские собрания помогают сообща выбрать наиболее оптимальные пути воспитательного воздействия на ребенка. Общественное мнение родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает оказывать положительное влияние на отдельные семьи.

При организации  родительских собраний я использую следующие приемы: выставка ученических работ с демонстрацией изделий, созданных в различных кружках, номера художественной самодеятельности. Это оживляет собрание, приобщает родителей к делам класса, создает условие для сплочения родительского коллектива. В работе с коллективом родителей наиболее распространенной формой являются индивидуальные беседы и консультации.

 Не менее важным звеном воспитательной системы является совместная работа с социальным педагогом, медицинским работником, педагогом – организатором, педагогом- психологом. В тематическом планировании воспитательной работы предполагается сотрудничество с социальными партнерами: СЮН, центр «Юнона».

             Я считаю, что  разработка  и включение различных форм содействия  развитию индивидуальности учащихся и воспитанности личности не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей.

Безусловно, необычно трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для воспитанника стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежит доброта, великодушие, благородство, сочувствие ближнему, уважение и самоуважение. На мой взгляд, целенаправленная воспитательная работа способствует достижению результатов:

§  благоприятный нравственно-психологический климат в классе, высокий уровень психологической безопасности каждого воспитанника;

§  характер отношений между субъектами воспитательного процесса строится на основе уважение, доверия, поддержки;

§  успешность во внеклассной и внеучебной деятельности;

§  вовлеченность детей в спортивные секции, объединения по интересам.

 

 

Людей неинтересных в мире нет.

   Их судьбы как истории планет:

   У каждой все особое, свое,

   И нет планет, похожих на нее.

                                        Е.А.Евтушенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          и заглянуть вперед, и даже назад обернуться,

    Почувствовать славу и скромное признание, и недоверие,

и полное непонимание...

    И всё же в заключении скажу, что по-другому жить я не могу и не хочу!!!

                 10.09.2011г.                               Кузьминых Людмила Дмитриевна

О себе

Мой педагогический стаж - 17 лет. Работаю учителем- дефектологом. Люблю и ценю свою работу.

«Воспитать человека –

значит, воспитать полноценную личность…»

А.С.Макаренко

 

Родился человек. Окружающие его люди мечтают воспитать в нем положительную и перспективную личность. Воспитывает всё: люди, вещи, слова, поступки.

 Всё, что происходит с ребенком в школе, и есть воспитание. Школа всей системой своей деятельности задает ребенку определенный культурный образец для развития и воспитания. На мой взгляд, воспитание – это обретение человеком качеств и ценностных ориентиров.

По сути дела, воспитание – естественная составляющая часть образования. Знания, умения, формируемые или передаваемые в процессе обучения, обязательно должны проходить  сквозь ценностный «фильтр», окрашиваться человеческими смыслами и оценками.

Воспитание  относится и к психологической сфере, так как процесс направлен на развитие способности человека отражать в сознании окружающий мир. Ребенок (ученик) доверчив, неопытен, наивен, но имеет своё «внешнее» и внутреннее лицо, иногда сопротивляется воздействию, если сомневается в искренности педагога.

Несомненно, вся моя работа в роли классного руководителя направлена на то, чтобы ребенок, имеющий отклонения в развитии, трудности поведения был социально адаптирован к условиям современной жизни.
Основные направления по воспитанию:

личностно - нравственное  развитие: основные модели коммуникативного поведения,  правила поведения в обществе;

▪  охрана здоровья и физическое развитие: основы ответственности за состояние своего здоровья,навыки санитарно-гигиенического ухода за собой;

трудовое воспитание основные навыки  обслуживающего и бытового труда, профессии людей.

В потоке современной жизни и информации становиться всё труднее воздействовать на подрастающее поколение. И я  считаю, что если педагог ласков с детьми и  в тоже время требователен, с ним дети чувствуют себя  защищено и комфортно. И это очень важно, ведь наши дети меняются не по дням, а по часам: меняются их интересы, оценка собственного Я, взаимоотношения со сверстниками и окружающими людьми.

Совершенно необходимо помочь им преодолеть неуверенность и страх, развить коммуникативные способности, самостоятельность и человечность.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги В.В.Синельникова

Мой взгляд на мир

Мир огромен,и каждому дана своя роль. За любые поступки мы получаем вдвойне.Все,что не делается- к лучшему.

Моё портфолио

          И вот оно свершилось!!! Настал волненья час!

          И кто на что способен увидите сейчас.

          Ведь должность непростую мы выбрали себе,

          А значит, как Чапаев – на боевом коне.

          На этом размышления попробую прервать

          О деле – педагога Вам в прозе рассказать.

 

«Учитель – это звучит гордо!..»: слышалось из уст каждого человека еще много лет назад. Его уважали, его почитали, прислушивались к его мнению и, несомненно, хотели быть похожими на него. Сейчас профессия учитель менее популярна в современном обществе, но все-таки нас много: полных идей, новаторских способностей, стремящихся учить и воспитывать подрастающее поколение.

В 1995 году я поступила в Орловский государственный  университет, и закончила его 2000 году, получив специальность олигофренопедагог, социальный педагог.  В 2001 году я приехала в город Сургут и постаралась найти себе место работы именно по специальности - олигофренопедагог. В 2015 году прошла подготовку в БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по программе «Менеджмент в образовании». Ежегодно повышаю квалификацию В 2016г. повысила квалификацию в АУ «Институт развития образования» по программе «Актуальные проблемы реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ», 36 часов; в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО по профессиональной программе «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях», 72 часа;  в Самарском областном институте по теме «Педагогическое взаиможействие с детьми ОВЗ в рамках программ внеурочной деятельности как фактор их успешной социализации», 24 часа; в 2018 в БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по программе «Сурдопедагогика», 72 часа.

На сегодняшний день педагогический стаж по специальности 17 лет. 

Свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с Федеральным законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, Конвенцией о правах ребенка. В Специальном Федеральном государственном стандарте образования детей с ОВЗ  четко прописаны основные положения концепции о праве детей на образование, современные тенденции и функции специальных стандартов. Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становиться сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок. Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура основной образовательной программы должна быть единой.

Поэтому педагогическая цель моей деятельности заключается в формировании естественнонаучных знаний у учащихся на основе жизненных компетенций. Как писал Г.М. Дульнев, «…как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащимся вспомогательной школы, они должны быть научными максимально углубленными в жизнь…». 

Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены, прежде всего, на формирование детской личности, тех ее качеств, взглядов и норм поведения, которые соответствуют общечеловеческим критериям.

     Задачи:

● формировать у учащихся систему базовых знаний о живой природе  и  методах ее

   изучения;

● корригировать недостатки психофизического развития учеников, их

   познавательных возможностей и интересов;

● развивать способность использовать знания по биологии в природных и

    жизненных условиях;

● подготовить учащихся к жизни, практической деятельности, ориентируя

    на здоровый образ жизни.

             Моделируя уроки  я использую  основные  принципы:

1. Принцип целостности.

В процессе преподавания курса «Естествознание» я стремлюсь сформировать взгляд на природу как нечто единое, взаимосвязанное во всех его формах и проявлениях. У школьников пробуждается интерес к познанию природы и требует от меня более подробного рассмотрения природных объектов и явлений.

2. Принцип научности.

Такой подход процесса обучения предполагает ориентацию на научные достижения, позволяет рассматривать на уроке спорные вопросы, тем сам  формировать умение отвечать на проблемные вопросы. Этот принцип способствует развитию мышления и познавательного интереса.

3. Принцип системности и последовательности.

Так как представления и знания детей отрывочны, бессистемны, то формирование ЗУН представляют определенную систему (так, в курсе «Биология» выделяют следующие разделы: «Растения», «Животные», «Человек».

4. Принцип связи обучения с жизнью.

Способствует формированию мировоззрения учащихся. Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны знания и как они могут использовать их в жизни.

5. Принцип наглядности.

Наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, делает процесс обучения более интересным.

             На мой взгляд, строгое соблюдение этих принципов – помогает мне

осуществить правильный отбор материала,  улучшает его усвоение детьми, пробуждает интерес детей к изучению природы. Кроме того, изучение природных объектов и явлений невозможно без их непосредственного восприятия, а также использование в процессе обучения наглядных средств. Хорошие  иллюстрации (цветные рисунки, фотографии), таблицы повышают эстетическую ценность, доставляют учащимся радость.

Проработав почти три учебных года в должности учителя биологии, я сделала соответствующие выводы об особенностях усвоения знаниями учащихся. По причине абстракции, отсутствия опоры на личный опыт курс «Естествознание» является сложным, несмотря на проводимую предварительную работу и привлекательность предмета.

Чаще всего у учащихся встречаются характерные трудности:

§  учащиеся не могут выделять и дифференцировать существенные признаки, обобщать и систематизировать;

§  неверно запоминают и воспроизводят названия природных объектов, самостоятельно придумывают название;

§  неправильно относят конкретный предмет к тому или иному понятию;

§  при ответе воспроизводят знания, не имеющие отношения к поставленному вопросу;

§  не могут самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности;

§  затрудняются выполнять мыслительное расчленение предмета и выявить составляющие элементы (органы растения, признаки погоды).

В специальных исследованиях (В.В.Воронкова, Е.В.Худенко) отмечается, что для учащихся  целесообразно использовать различные виды деятельности во время урока:

- выполнение зарисовок объектов живой и неживой природы,

- опыты по проращиванию семян, очистке воды,

- выращивание комнатных растений,

- самостоятельное выполнение различных заданий (заполнение таблицы,

   описание объекта по плану).

В своей работе я применяю наиболее распространенные методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Словесные методыобучения занимают центральное положение в системе других методов и используются мною в сочетании с наглядными и практическими методами. Объясняя учебный материал и  беседуя с детьми,  я использую различные приемы руководства познавательной деятельностью учащихся:

   - постановка вопросов различного типа всему классу;

   - членение беседы на логические части, завершаемые обобщение в форме устного

     опроса;

   - записи или картосхемы на доске.

В значительной мере на своих уроках я уделяю работе с учебником и применяю большое разнообразие приемов:

   - ориентировка в учебнике, нахождение нужного параграфа,  рисунка,

     задания;

   -  работа с текстом (объяснительное чтение, выделение логических  частей,

     составление плана);

   -  работа с рисунком и таблицами (сравнение, описание,  сопоставление);

   - прием «расширяющего» рисунка (поэтапно изображаю изучаемый объект,

      сопровождая рисунок беседой и пояснительными надписями),

   -  «Удивляй»

   -  «Отсроченная отгадка»  демонстрировать)

На своих уроках я провожу демонстрационные и исследовательские опыты, лабораторные работы. При применении практических методов обучения основной акцент я ставлю на выработку умения составлять план работы, последовательно выполнять действия  и подводить итоги, т.е. умение делать выводы.

В качестве дополнительного источника знаний  я использую различные средства обучения:

▪  натуральные объекты (коллекционные материалы, гербарии);

▪  объемные и плоские средства (макеты, муляжи, таблицы,

    картины);

▪  графические и схематические средства (схемы, графики, постепенно

    усложняющиеся по форме и содержанию);

▪  физические и химические приборы;

▪  измерительные инструменты и приспособления (термометры,

    компасы)  и т.д.

 

Эти средства, приемы и методы способствуют повышению мотивации к урокам и формируют жизненные компетенции  у обучающихся. Я считаю, для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно делать выводы, сравнивать, обобщать, необходимо их этому учить. Я постаралась выработать такую обучающую систему, и это четко прослеживается  в рабочих тетрадях учеников и качестве усвоения ими знаний. Например, учащиеся 8 класса  научились самостоятельно заполнять таблицы описательно характера о каком-либо животном.

             Таким образом, накопление естественнонаучных знаний у учащихся невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире.

 В течение двух лет я работала над темой самообразования «Использование различных видов загадок с целью развития связной речи учащихся 5-9 классов». Результатом своей работы считаю, развитие положительного интереса  к учебному предмету у обучающихся, стремлению познать новое о природе. Особенности развития связной речи у обучающихся отслеживается в «Мониторинге». Я систематизировала КИМ для каждого класса и в зависимости от раздела учебного материала. Контрольно измерительный материал представлен в виде тестов, вопросов для повторения, заданий на карточках. Содержание материала направлено на выявление качества усвоения знаний и уровня развития связной речи обучающихся

 В результате систематизации дидактического материала я составила  учебно - методическое пособие «Азбука живой и неживой природы» предназначено для урока биологии с учащимися 5-9 классов СС (К) ОШ  VIIIвида.

Данное пособие составлено на основе учебного издания «Занимательное азбуковедение»  Волиной В.В. и апробировано с учетом интеллектуальных особенностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIIIвида.  Собранный и предложенный в пособии материал распределен в алфавитном порядке, и  позволяет расширить знания учащихся о предметах живой и неживой природы. Дидактический материал пособия решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического материала, предусматривается введение в пассивный словарь понятий и терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, плоды, внутренние органы, океаны, глобус, карта и др.)

    Пособие включает несколько разделов:

§  «Занимательный материал (загадки, скороговорки, пословицы, ребусы, шарады, анаграммы»,

§  «Крылатые слова и выражения»,

§  «Физкультминутки»,

§  «Четвертый лишний»

§  «Азбука деревьев и растений»

§  «Азбука зоопарка».

Личные наблюдения, обработка литературных источников позволили мне сделать соответствующие выводы о необходимости использования на своих уроках занимательного материала. Так как загадка является одной из разновидностей словесной игры, я решила углубиться в данную тему.

В этом учебном году я начала работать по теме «Дидактическая игракак метод обучения детей с ОВЗ на уроке биологии в 5-9 классах.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет, и не может быть  полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Каждый возрастной период предусматривает использование разноуровневых дидактических игр.

             Чтобы умело использовать дидактические игры на уроке, надо иметь ясное научное понимание дидактической игры в обучении  и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.

Единой классификации педагогических игр пока не существует. Известные педагоги Катаева А.А., Стребелева Е.А.  «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же время – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала». Система игр, предназначенных для уроков русского языка (1-4 классы), и методика их использования разработаны А.К. Аксеновой    и

Э.В. Якубовской. Дидактические игры и упражнения, разработанные для математических дисциплин, опубликованы в работах М.Н. Перовой, А.А. Хилько.

Хорошим подспорьем в выборе темы самообразования являются методические разработки Т.М.Лифановой «Дидактические игры на уроках естествознания». Данное методического пособие разработано по разделам : 6 класс «Живая и неживая природа», 7 класс «Растения», 8 класс «Животные», 9 класс  «Человек».

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания и во внеклассное время, можно разделить на три основные группы:

  1. игры с предметами;

  2. настольные (настольно-печатные) игры;

  3. словесные (вербальные) игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом не только закрепляются знания об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, но и одновременно воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Игры с природным материалом, муляжами («Волшебный мешочек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводимые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах, назначение, размер объекта. Ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордом обучающийся соревнуются больше «сам с собой», т.е в борьбу вступают собственные черты характера: работоспособность, любознательность, умственное напряжение и усидчивость. Я рассматриваю работу с кроссвордом как эффективную разновидность словарной работы.         ДЕМОНСТРИРОВАТЬ

Весь мой  методический материал систематизирован и представлен  в папках:

«Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методический материал для подготовки к уроку», «Занимательное азбуковедение», «Методы обучения в школе», «Физкультурные минутки  и пальчиковая зарядка в школе», «Дидактические игры на уроке» и т.д.

В дальнейшем я планирую совершенствовать свои знания и умения в овладении технологией проведения урока «Естествознание», развивать индивидуальные черты характера (культуру темперамента, морально-волевые качества). А также большое желание по улучшению профессиональных качеств, считаю возможным  при систематическом  чтение дополнительной литературы и посещении курсов повышения квалификации.

             На мой взгляд, главное в работе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них и находить в каждом «изюминку».

 

Добавить грамоту в портфолио