самоанализ деятельности педагога-библиотекаря
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагога-библиотекаря
ГБОУ Республиканской специальной (коррекционной)
школы—интерната 8 вида для детей сирот и детей
оставшихся без попечения родителей с. Усть-Элегест
Кужугет Ольги Кызыл-ооловны
Стаж моей работы 31 год, из этих лет работаю педагогом библиотекарем в данной школе 12 лет.
Выделяю в своей работе основные направления деятельности библиотеки.
1. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей.
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
3. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
4. Руководство чтением детей.
5. Привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы-интерната
Темой моего самообразования является – Формирование читательской культуры учащихся с ОВЗ
Целью работы с детьми считаю воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
Задачи:
- Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства.
- Знакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами.
- Развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память.
- Прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.
- Показывать связь литературы с фольклором, другими видами искусства.
- Знакомить с ритмом, рифмой, музыкой стиха.
- Учить детей через книгу сопереживать , сострадать, сочувствовать.
Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.
В библиотеке нашей школе создана непринужденная дружеская атмосфера общения с читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем. Своим руководством я соединяю возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги.
Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности.
Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.
В эмоциональной сфере детей происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может регистрировать и осмыслять свои эмоции, что делает возможным более глубокое отношение к литературному произведению.
Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.
Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.
Я думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребенка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нем доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью.
В духовный мир читателя младшей возрастной группы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию.
В своей практике я использую методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.
В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок.
Во время рекомендательной беседы я не только помогаю выбрать конкретную книгу, но и вызываю у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия .
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.
При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу, я заранее продумываю вопросы к читателю. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней.
Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована мной, то во время беседы я определяю педагогическую состоятельность своей рекомендации. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства.
Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.
Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.
Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.
В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: “Чудеса со всего света”, “Из глубины веков”, “Лесная азбука”, “В гостях у сказки”, “Королевство приключений”, “Малышкины книжки”. Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники.
Этапы организации выставки таковы: в соответствии с ее целевым назначением я отбираю литературу, цитаты, иллюстрации, готовлю вопросы к читателям, пишу яркий выразительный заголовок, определяю основные разделы, продумываю всю композицию и оформляю и размещаю выставку. Я систематически рассказываю о выставке читателям, провожу по ней обзор, иначе она будет малоэффективной. Организую учет выданных книг, анализирую какие книги и почему имели успех, а какие не вызвали у ребят никакого интереса.
Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники. Привлекают его широкие педагогические возможности: для активных читателей – участников различных литературных объединений при библиотеке – это форма подведения определенного итога в работе, праздник творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательная форма рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.
Литературный праздник – это сценическое произведение, поэтому для его подготовки нужны коллектив “актеров”, репетиции, определенные знания в области законов театрального действия, творческие способности у читателей. Для усиления воздействия произносимого слова необходимо художественное сопровождение, необычная расстановка исполнителей на сцене и т.д. Отрывки из произведений необязательно учить наизусть, их можно читать и по книге, важно только, чтобы чтение было выразительным и ложилось на музыку, которая усиливает воздействие текста.
Я всегда стараюсь дать каждому не только информацию, но и возможность остановиться, вглядеться в себя и мир. Какое таинство – эта библиотечная аура, запах книг и обстановка, в которой не хочется никуда спешить, догоняя наш спешащий век!
Библиотека – это сердце обучающего процесса, в прогимназии она несет еще и воспитательные функции. Вместе – учитель-дети-библиотека– решаем сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель, заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за ними идут и их родители. Сначала наблюдатели, зрители, затем помощники, участники, ведущие праздников, утренников, литературных игр, вечеров, презентаций книг.
Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями.
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.
Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"
Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО Ч...
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"
Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"...
Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря
Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря...
Отчет о самообследовании профессиональной деятельности педагог-библиотекаря
Отчет отражает результаты самообследовании профессиональной деятельности: профессиональное образование, курсы переподготовки и повышения квалификации, направления планируемого в дальнейшем повышения к...
Индикаторы результативности профессиональной деятельности педагога - библиотекаря
Индикаторы результативности профессиональной деятельности педагога - библиотекаря...
"Деятельность педагога-библиотекаря по развитию внимания и речи у школьников с ОВЗ"
Школьная библиотека - особая среда для обучения и получения знаний. Роль книги и чтения расширяет эмоциональный мир особого ребёнка, подстёгивает его творческий потенциал. В процессе учебной и специал...
«Деятельность педагога-библиотекаря по развитию внимания и речи школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Школьная библиотека - особая среда для обучения и получения знаний. Роль книги и чтения расширяет эмоциональный мир особого ребёнка, формирует духовную основу личности. В процессе учебной и специально...