Роль внеклассного чтения в формировании грамматического строя речи учащихся.
статья (7 класс) на тему
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Проблема также заключается в том, что в библиотеках часто не бывает рекомендуемых текстов.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Сегодня мы постоянно сталкиваемся с проблемой как сделать чтение интересным и содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о …непрочитанном произведении? Эти проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_doklad.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида.
К сожалению, в наше время значение литературы упало. Мы остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают.
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Проблема также заключается в том, что в библиотеках часто не бывает рекомендуемых текстов.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Сегодня мы постоянно сталкиваемся с проблемой как сделать чтение интересным и содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о …непрочитанном произведении? Эти проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить.
Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого из нас всё-таки имеется значительный и доступный резерв возможностей заинтересовать чтением как учебным предметом, а главное – вернуть интерес к нему.
Особую роль я отвожу внеклассному чтению.
В своей практике я внедряю личностно-ориентированный подход к учащимся. Плюсы этого подхода в том, что ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно он понимает, что без знания текста его работа бессмысленна.
Перед чтением определяю тему, даю опережающее задание найти в тексте и выразительно прочитать какой-либо эпизод .
Использую видеофрагменты презентаций на занятиях и вижу эффективность в том, что учащиеся сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра кинофильма. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. Так недавно с учениками 7 класса сравнивали две киноверсии «Тихого Дона» – Герасимова и Бондарчука. Попытались сопоставить исполнение одной и той же роли разными актёрами.
Во время изучения лирических произведений используются аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное воздействие велико. Становится очевидной польза слухового впечатления от музыки при знакомстве с лирикой, так как художественное слово становится более музыкальным в лирическом произведении, передающим движение чувств. После прослушивания – аналитическая работа в группах, возможен сравнительный анализ текста с музыкой.
В отдельных случаях нечитающим ученикам, которые имеют доступ в Интернет, поручаю поисковые задания: собрать информацию о писателе, найти критические статьи к произведению, сообщение по карточкам.
А ещё на занятиях прибегаю к маленькой хитрости: чтобы заинтересовать учеников, в классе читаю наиболее яркие отрывки из произведения для возбуждения интереса.
На собственном опыте, хотя он и небольшой, убедилась, что детям нравятся игры-путешествия. В 7 классе на занятии по теме «Библейские мотивы в живописи» провела игру – путешествие «Вслед за героями Нового Завета...»
Такие занятия предполагают углубленную работу с текстом, их стержень – выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельного суждения Для активизации читательской деятельности считаю главным тесную работу со школьным библиотекарем, а также подборку дополнительных материалов, литературных текстов, библиографических данных. Как лицо заинтересованное, проверяю посещаемость учащимися библиотеки.
Считаю важной работу с родителями, так как семейное чтение играет большую роль в привитии любви к литературе.
Перед каникулами даю список обязательной литературы, который ученики должны прочитать, требую обязательное ведение читательского дневника, но в первый раз это может не получиться, но не стоит отчаиваться. На мой взгляд, составление списка обязательной литературы является основной формой мотивации самостоятельного чтения.
Доклад по теме:
«Роль внеклассного чтения в формировании грамматического строя речи учащихся»
Подготовила Сёмина Е.В.
Подольск 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию грамматического строя речи 2 класс
Рабочая программа предусмотрена для школ 2 вида...
Конспект урока по формированию грамматического строя речи. 4 класс "Связь между сказуемым и обстоятельством"
учить находить в предложении словосочетания выраженные сказуемым и обстоятельством и ставить к ним вопросы...
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
...
Семинар-практикум для воспитателей по теме "Формирование грамматического строя речи"
Семинар-практикум для воспитателей по теме "Формирование грамматического строя речи". ...
Конспект урока по формированию грамматического строя речи. Число имен существительных. 4 класс.
Задачи: Дидактическая: Продолжить работу по формированию умения отличать имя существительное от других частей речи. Знать характеристику имени существительного как части речи. Коррекционно-развиваю...
Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».
Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...
Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.
В статье рассматриваются направления коррекционной работы, методы и приемы формирования грамматического строя речи у учащихся с ЗПР....