Формы и методы работы по формированию классного коллектива
статья по теме
Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся. Формирование у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей -главная задача педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_formirov_klass_koll.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива».
Подготовила: Сёмина Е.В.
Г. Подольск
2011 г.
Введение.
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостьюневзирая на лица.
1. Понятие и сущность воспитательной системы.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент. | 1. Классный руководитель. |
II. Ценностно-ориентационный компонент. | 1. Цели и задачи воспитания. |
III. Функционально-деятельностный компонент. | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. |
IV. Пространственно-временной компонент. | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. |
V. Диагностико-аналитический компонент. | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. |
Наличие у воспитателя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)
В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)
Основные направления деятельности | Задачи деятельности | Средства реализации задач |
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. | 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений. . | 1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Мастерские общения. |
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. | 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. | 1. Организационно-деятельностные игры. кл.час “ Класс, в котором я хотел бы учится” 2. Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра” |
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. | 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. | 1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха. 2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности. |
Цель воспитательной работы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.
Направление воспитательной работы:
- Художественно-эстетическое (“Первое сентября”, участие в предметных месячниках, “Новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Рыцарский турнир»,
- Гражданско-патриотическое (посещение школьного музея Боевой славы, участие в акцмии «Подарок солдату»);
- Здоровьесберегающее (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);
- Спортивное (школьные спартакиады, дни здоровья);
- Профориентационое (классные часы, экскурсии на предприятия города).
Деятельность в качестве воспитателя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.
Как воспитатель осуществляю свою деятельность в соответствии с функциями и основными направлениями работы классного руководителя. (слайды – функции, направления, основные принципы)
Работа с учащимися
Изучаю индивидуальные особенности развития детей и интересы ;
Оказываю помощь детям “группы особого внимания”;
Работаю с активом класса, органами классного ученического самоуправления;
Создаю условия для привлечения детей в творческие объединения по интересам:
секция “Лыжи” - (30%), Лепка” - (10%); МС(К)ОУ СОШИ - “Хоровое пение” - (50%); «Переменка» - 60%
Организую досуг учащихся.
Учащиеся класса отмечены грамотой за активное участие в делах школы.
Работа с родителями:
Работу с родителями строю на диагностической основе, анкетировании,
* изучаю воспитательные возможности семьи;
организую совместный досуг детей и родителей:
- новогодние праздники,
- экскурсии на предприятия, где работают родители,
- походы в лес.
привлекаю родителей к к управлению жизнедеятельностью класса и школы.
В классе активно работает классный родительский комитет.
организую психолого-педагогическое просвещения родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
1.2 В моем классе 20 учеников, 14 мальчиков, 6 девочек, т.к. дети обучаются с 1-ого класса, дружны,
Цель воспитательной работы: Формировать классный коллектив, способный к творчеству, развивать коммуникативные навыки в процессе учебно-воспитательной работы.
Внеклассную деятельность учащихся и родителей строю по следующим принципам:
1.3 Для достижения поставленной цели в своей работе использую современные образовательные технологии:
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения и воспитания:
Здоровьесберегающие технологии – направленны на сохранение и укрепление здоровья, (игровые технологии оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности Степановой О.А.,., методика Базарного для расширения зрительно-пространственной ориентации, дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой.)
Технологию обучения в сотрудничестве
- работа в парах,
- групповая работа,
- коллективная творческая исследовательская деятельность под руководством учителя.
Технология накопительной оценки “Портфолио” - дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
Методика коллективных творческих дел по Иванову И.П.,
Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.
Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.
Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности учащихся II этап – диагностика развития коллектива
III этап – диагностика сформированности коллектива
Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.
Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:
Ф.И. | Желания | |||
для себя | для близких людей | для других людей | ||
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Диагностическая методика “Космическое путешествие”.
Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.
При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.
Педагог заполняет следующую таблицу:
№п/п | Ф.И. | Закреплённые положительные качества | Оставшиеся отрицательные качества |
Педагогический анализ результатов игры.
На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.
После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.
Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
В прошлом учебном году я взяла классное руководство в 6 классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза малышей на первом классном часе (до начала учебного года). Для меня они были совершенно чужие дети.
. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
1 сентября в Дни знаний я организовала экскурсию в Краеведческий музей г. Подольска презентация: слайд8
В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).
Была оформлена спальня т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что школа— это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда.
Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классных часах были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в течении учебного года, я организовала ряд экскурсий: который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, проводили игры.
презентация: слайд 3
Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.Ребята участвовали в конкурсе «Ау, таланты».В течение всего года велась школа этикета « У меня сегодня День рождения», « Зачем быть вежливым?» и др.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому школьному мероприятию « Новогодний огонёк» получился действительно зимней сказкой. Все ребята были задействованы в сценарии : пели, плясали,
Родители были очень благодарны, а дети допоздна не хотели уходить из школы.
Шестиклассники активные участники всех школьных и городских мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.
В конце учебного года запланирован однодневный поход
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там:
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти шестикласники будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе
Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива
Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител...
Формы и методы работы с классным коллективом
Прийти вместе – это начало,Остаться вместе – это развитие,Работать вместе – это успех.Генри Форд...
Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха. Из опыта работы.
В данной статье описаны некоторые формы и методы работы малого педагогического коллектива с родителями неслышащих учащихся на первоначальном этапе обучения в школе....
«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...
« Формы и методы формирования классного коллектива»
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность да...