Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива
статья по биологии (10 класс) на тему

Гущина Любовь Дмитриевна

 Чтобы сформировать дружный, отзывчивый  классный коллектив необходимо использовать  разнообразные  методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководителям в своей воститательной работе в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_seminaru.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива».

Подготовила

классный руководитель 10 класса

 Гущина Любовь Дмитриевна

      Свое выступление хочу начать с притчи.

Когда родился учитель, к его колыбели спустились три  феи.

«Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, - потому что с тобой всегда будут дети».

«Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, - потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному».

«Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты теплом детских рук.  –  добавила третья фея. - Ты их Руководитель»     (слайд  2)

      Действительно, роль классного руководителя огромна. И счастлив тот руководитель, который достиг взаимопонимания, доверия  и уважения своих учеников. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

      Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи: 
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика; 
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
• создание условий для раскрытия творческого потенциала;
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности; 
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.  
 (слайд 3)

Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика
(слайд 4).

        В нашем классе 9девушек и 2 парней. Из них одна отличница, 4 хорошиста, остальные имеют удовлетворительные оценки.  Но каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником – мои ученики   для меня  яркие, индивидуальные  личности, со своим характером, со своим жизненным ориентиром, поэтому  требуют  индивидуального подхода, взаимопонимания, доверия и уважения  (слайд 5- 6).

          Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, экскурсии, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах (слайд 7).

         Вашему вниманию предлагаются некоторые классные и общеклассные мероприятия.

        Праздники к 23 февраля и 8 марта, Дни рождения  стали традиционными в классе.  (слайд 8)

      Вызывают большой интерес  тематические классные часы:

 "Ты хочешь мира? Помни о войне!". Сталинградская битва;

«Владимир или прерванный полёт»;

«Надя Рушева-девочка-гений»;

«Доброта в нас и вокруг нас»;

«Здоровье – самое главное богатство!»;

«Моя малая Родина»;

« Мы – граждане Российской Федерации»;

«Умеем ли мы дружить»;

«Интернет – друг или  помощник» и многие другие. (слайд 9)

       Совершили  экскурсии  в районную библиотеку, в Краеведческий музей г Ступино,  в Москву в Третьяковскую галерею. Посещаем районный Дом Культуры с просмотром кинофильма и  с последующим его обсуждением.  (слайд 10)

       Ребята  принимают участие в трудовых делах не только в классе, но и школе.  (слайд 11)

       Большое внимание уделяю профориентационной работе:

  • Экскурсия на Биржу труда, г Ступино;
  • Поездка на выставку «Образование и карьера», г Москва;
  • Тестирование учащихся по выявлению  качеств при выборе профессий;
  • Классные часы о профессиях.   (слайд 12-13)

       Участвуя в общешкольных мероприятиях, наши ученики проявляют находчивость, смекалку и творчество. Ребята организуют и сами проводят традиционные праздники:  праздник Осени, Новогодний праздник, праздник, посвященный Дню Космонавтики,  и многие другие   (слайд 14).

      Принимают активное участие в КТД. В этом году интересно прошел вечер…….. класс получил большую награду-Гран- при.

      Принимают участие и в спортивных состязаниях  (слайд 15).

     Запоминающим становится традиционный конкурс – смотр строя и песни, особенно, когда ребята сдают рапорт  главе нашей администрации.

(слайд 16).

А участие в акции «Бессмертный полк» запомнится навсегда!  (слайд 17)

   Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Как писал В.В.Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Посещение семьи;
  • Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей, детей;
  • Организация совместных праздников.

(слайд 19-20)

      Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

      Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.

       Класс - маленькая частичка большого мира. Надо  любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися... Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво.

   У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что наши ребята  будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова —
мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....

Формы и методы работы по формированию классного коллектива

Изменившиеся условия жиз­ни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснова­нию и обеспечению нравственного воспи­тания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...

Формы воспитательной работы в хореографическом коллективе

В работе отражены методы и приёмы воспитательной работы в хореографическом коллективе,специфика работы руководителя объединения. Даны темы классных часов....

«Классификация методов и форм воспитательной работы в профессиональной образовательной организации»

Метод воспитания (от гр. methodos – путь к чему – либо, способ познания, исследование) – способ общей деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у н...

Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»

Круглый стол с классными руководителями  «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»...

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...