Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива
статья по биологии (10 класс) на тему
Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководителям в своей воститательной работе в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_seminaru.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива».
Подготовила
классный руководитель 10 класса
Гущина Любовь Дмитриевна
Свое выступление хочу начать с притчи.
Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи.
«Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, - потому что с тобой всегда будут дети».
«Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, - потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному».
«Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты теплом детских рук. – добавила третья фея. - Ты их Руководитель» (слайд 2)
Действительно, роль классного руководителя огромна. И счастлив тот руководитель, который достиг взаимопонимания, доверия и уважения своих учеников. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика;
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
• создание условий для раскрытия творческого потенциала;
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности;
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими. (слайд 3)
Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика (слайд 4).
В нашем классе 9девушек и 2 парней. Из них одна отличница, 4 хорошиста, остальные имеют удовлетворительные оценки. Но каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником – мои ученики для меня яркие, индивидуальные личности, со своим характером, со своим жизненным ориентиром, поэтому требуют индивидуального подхода, взаимопонимания, доверия и уважения (слайд 5- 6).
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, экскурсии, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах (слайд 7).
Вашему вниманию предлагаются некоторые классные и общеклассные мероприятия.
Праздники к 23 февраля и 8 марта, Дни рождения стали традиционными в классе. (слайд 8)
Вызывают большой интерес тематические классные часы:
"Ты хочешь мира? Помни о войне!". Сталинградская битва;
«Владимир или прерванный полёт»;
«Надя Рушева-девочка-гений»;
«Доброта в нас и вокруг нас»;
«Здоровье – самое главное богатство!»;
«Моя малая Родина»;
« Мы – граждане Российской Федерации»;
«Умеем ли мы дружить»;
«Интернет – друг или помощник» и многие другие. (слайд 9)
Совершили экскурсии в районную библиотеку, в Краеведческий музей г Ступино, в Москву в Третьяковскую галерею. Посещаем районный Дом Культуры с просмотром кинофильма и с последующим его обсуждением. (слайд 10)
Ребята принимают участие в трудовых делах не только в классе, но и школе. (слайд 11)
Большое внимание уделяю профориентационной работе:
- Экскурсия на Биржу труда, г Ступино;
- Поездка на выставку «Образование и карьера», г Москва;
- Тестирование учащихся по выявлению качеств при выборе профессий;
- Классные часы о профессиях. (слайд 12-13)
Участвуя в общешкольных мероприятиях, наши ученики проявляют находчивость, смекалку и творчество. Ребята организуют и сами проводят традиционные праздники: праздник Осени, Новогодний праздник, праздник, посвященный Дню Космонавтики, и многие другие (слайд 14).
Принимают активное участие в КТД. В этом году интересно прошел вечер…….. класс получил большую награду-Гран- при.
Принимают участие и в спортивных состязаниях (слайд 15).
Запоминающим становится традиционный конкурс – смотр строя и песни, особенно, когда ребята сдают рапорт главе нашей администрации.
(слайд 16).
А участие в акции «Бессмертный полк» запомнится навсегда! (слайд 17)
Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Как писал В.В.Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Беседы;
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Посещение семьи;
- Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей, детей;
- Организация совместных праздников.
(слайд 19-20)
Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.
Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Класс - маленькая частичка большого мира. Надо любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися... Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что наши ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья о новых формах работы с коллективом....
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....
Формы и методы работы по формированию классного коллектива
Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...
Формы воспитательной работы в хореографическом коллективе
В работе отражены методы и приёмы воспитательной работы в хореографическом коллективе,специфика работы руководителя объединения. Даны темы классных часов....
«Классификация методов и форм воспитательной работы в профессиональной образовательной организации»
Метод воспитания (от гр. methodos – путь к чему – либо, способ познания, исследование) – способ общей деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у н...
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»...
Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы
Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...