« Формы и методы формирования классного коллектива»
методическая разработка (6 класс)

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Брянская областная школа-интернат имени Героя России А.А. Титова»

Доклад

« Формы и методы

формирования

классного коллектива»

Подготовила:

учитель биологии

Шупикова И..Д

Жуковка 2022 г

Слайд №2

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

Слайд №3

Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

В работе педагога есть важная миссия – быть классным руководителем.

«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни» .

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, формируется коллектив.

Я являюсь классным руководителем 6 класса в ГБОУ «Брянская областная школа-интернат».

- При воспитании детей в школе-интернате задача педагога оказывать личную поддержку детям, способствовать дальнейшему развитию личности ребенка, находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику – это основа нашей работы. Многие педагоги скажут, что этот подход приемлем в воспитании в любом образовательном школьном учреждении, и я полностью с ними согласна. Но именно в школе-интернате этот вопрос стоит острее всего. Почему?

Во –первых: это о то, что дети в данное учреждение приходят из неблагополучных семей, где воспитание ребенка, как маленького человека - не происходит. В таких семьях дети очень рано, становятся не по-детски взрослыми, они в точности копируют поступки своих родителей. А это не всегда положительные качества в характере и поведении детей. Поэтому задача педагога, подкорректировать поведение ребенка, прививая ему положительные качества в его характере, умении общаться с другими людьми, выражении собственных эмоций.

Во- вторых, что данную проблему легче решить с одним трудным ребенком, а когда таких детей сто и более человек в учреждении, и все они разного возраста, со своими особенностями в развитии, привычками, то это уже становиться проблематично. Поэтому педагогам нашей школы-интерната приходится вкладывать титанические усилия в своих воспитанников, для того, чтобы держать их воспитание и сам воспитательный процесс под контролем.

(В начале классного руководства состав класса может быть 3 человека, а в конце 9 класса- 27 человек. Очень часто мы выпускаем детей и сопровождаем детей уже другого состава, поэтому над сплочением классного коллектива приходится трудиться ежедневно!). Важно сохранить свои традиции,

Задача педагога: быть внимательным, толерантным, отзывчивым. Выполняя своё дело добросовестно наши педагоги: вовремя выявляют и развивают интеллектуальные и творческие способности у детей. Прививают трудолюбие, учат получать удовольствие от полученных результатов своего труда, делать правильный выбор.

В общем: помочь ребенку вырасти достойным гражданином и сильной самостоятельной личностью.

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Слайд №4

Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

СЛАЙД № 5

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Слайд № 6. Признаки коллектива.

В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я уже хорошо знала каждого ребенка и его семью. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по анкетам и тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. «Нельзя создать воспитывающий детский коллектив в школе, где кроме уроков дети ничем не заняты – нужна совместная внеурочная деятельность, которая вызывает обмен мнениями, способствует возникновению различных отношений между ее участниками, приводит к общим переживаниям».

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей. Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети? Для этого в начале нашего совместного пути я предлагаю заполнить анонимный лист-опросник или тест ( Раздаточный материал). После обработки тестов, я могу узнать мнение учеников о себе.

Слайд №7.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Слайд № 8.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. Каждый из ребят предложил свою кандидатуру на тот или иной пост. На классном собрании кандидатуры ребят были общим голосованием либо приняты, либо отклонены.. В результате формируется классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, с каждым годом будет лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом. Но иногда, я не вмешиваюсь, а занимаю пассивную позицию, чаще тогда, когда считаю, что они должны справиться без помощи взрослого, чтобы в трудных ситуациях каждый из ребят класса смог найти поддержку у одноклассников, и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

Слайд №9

На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальный вопрос отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке отражаются успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывается понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учёбе. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Слайд №10- 12

Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мои ребята – активные участники всех школьных дел, интеллектуальных и творческих конкурсов. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

Слайд №13

Важным путём сплочения коллектива является накопление положительных традиций (например, праздничные дни рождения, встреча Нового года, празднование 23 февраля и 8 марта, Рождественские посиделки, Масленица и тд.).

Слайд №14

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Поэтому , главный момент это взаимодействие со школьным психологом. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение обучающегося к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного обучающегося и класса в целом.

Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение обучающихся или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

• тематических классных часов;

• индивидуальных или тематических консультаций;

• тренингов общения;

• родительских собраний;

Слайд № 15

Наставничество. Просмотр видеоролика.

Слайд №16.

Построить воспитательную работу в классе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий…

Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знали бы, как трудно создавать это единство! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу… Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! И поэтому, главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Взаимодействие с родительским комитетом;
  • Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.

Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и школы.

Для меня мой класс, как и для каждого из классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Слайд №17-19

Лутошкин Анатолий Николаевич.

Особое внимание А.Н. Лутошкин уделял раскрытию роли коллектива в социальном воспитании старшеклассников. Рассматривая психологическую структуру коллектива, он выделил в ней две важные сферы: потенциальную и актуальную[2].

Рассматривая динамику развития группы как коллектива, он в популярной и понятной для школьника форме обозначил этапы этого развития: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел»[2].

Им были созданы «Цветопись настроения», музыкальные психологические тон - методики, процедура самоаттестации, рисовально-символическая диагностика лидерства, прибор «Групповой ритмограф» для фиксации эмоциональных состояний группы, оригинальные методики для естественных и лабораторных экспериментов, программы наблюдения, направленные на социально - психологическую диагностику характеристик группы по заданным параметрам.

Диагностические методики

Из книги «Как вести за собой»

«Цветопись»

«Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают ваши товарищи, как и под влиянием чего формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи.

Цветопись – это цветовой дневник настроения. Перед вами форма цветодневника:

ФИ

Мое настроение сегодня

К восторженное

О радостное, теплое

Ж светлое, приятное

З спокойное

С неудовлетворительное, грустное

Ф тревожное, напряженное

Ч упадок, уныние

На плотном листе бумаги - семь цветовых полос. Каждая цветная полоса –условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями. К-красный, О-оранжевый, Ж-желтый, З-зеленый, С-синий, Ф-фиолетовый, Ч-черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько ребят примет участие в этой работе. ..

…Ежедневно, в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) вы раздаете цветодневники каждому из ребят и просите их самостоятельно, не советуясь ни с кем, проставить в правой стороне дату напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.

Однако, перед тем как начать работу, надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться туда бесцеремонными расспросами не совсем прилично. А поэтому нужно:

-получить согласие всех добровольно вести в течение определенного времени цветодневники;

-гарантировать ребятам тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;

-убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Каждый раз, после того как ребята сделают отметки в цветодневниках, вы их собираете.

Следующий этап - обобщение данных. С этой целью составляется таблица, куда ежедненвно переносятся цветными карандашами или фломастерами данные из индивидуальных цветодневников: напротив каждой фамилии соответственно закрашиваются квадртики таблицы…

ФИ

Числа месяца

5

6

7

8

А-ва А.

О

З

З

Ж

Б-ов С.

С

Ж

З

Ж

В-ва М.

С

З

О

О

Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постоянно раскроется удивительная картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение, и в какие дни преобладает у ребят, в целом в коллективе: по вертикали: - у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали - у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения.

Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются ребята на ту лили иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях ребят, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись поможет помочь определить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций. Если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло ребят, возможно, что не на столько сплочен, чтобы проявить единство переживаний…»

Из практики:

«Цветопись» могут проводить как и сами дети, так и педагоги. Для анализа можно использовать цифровые значения, присвоив каждому цвету порядковый номер. Тогда «цветоматрицу» вы получите в виде графика.

«Цветопись» можно использовать и как рефлексию, после проведения различных событий и дел.

Заключение.

Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

И хотелось бы в конце рассказать вам притчу о счастье.

«Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей - счастье в наследство.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.

— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.

— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!»

И я бы сказала будьте счастливы мои коллеги, работайте классными руководителями.

Счастье – это горенье:

Поиск, мечта, работа!

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От точки до Казбека,

В зависимости от человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....

Формы и методы работы по формированию классного коллектива

Изменившиеся условия жиз­ни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснова­нию и обеспечению нравственного воспи­тания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...

Проект "Создание театрального коллектива как одна из форм дополнительного образования детей"

Цели и задачи нашего проекта театрального коллектива – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чу...

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются  формы и ...