Проект "Гендерный подход в образовании"
методическая разработка по теме
Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_2.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Гендерный подход в профильном образовании»
Полное наименование проекта | Проект « Гендерный подход в профильном образовании» |
Этапы разработки проекта | I Диагностический этап (январь – февраль) II Аналитико-прогностический этап (март ) III Организационный этап (апрель – май, сентябрь ) IV Практический этап (октябрь - май) V Обобщающий этап (сентябрь-октябрь ) |
Цель проекта | Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении. |
Задачи проекта |
|
Перспективы реализации проекта |
|
Разработчик проекта | Тимошенко Татьяна Васильевна, учитель математики Моу “Южно – Подольская СОШ” |
Система организации контроля за выполнением проекта | Методическое объединение МО математиков Южно – Подольского образовательного округа, администрация школы |
Введение
Главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства. Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и прежде всего на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Всесторонне развитая личность должна обладать такими качествами, как воображение, интуиция, логика. Поэтому изучение прежде всего геометрии, связывающей логическое и образное мышление, оказывает существенное влияние на формирование личности, помогает выработке мировоззрения, влияет в лучшую сторону на нравственное и духовное воспитание.
Учителя ведут активный поиск средств и методов, повышающих интерес к обучению, позволяющих обучающимся испытать чувство успеха. Целью современного профильного образования является создание условий для самореализации человеком своих сил и способностей, жизненного самоопределения, поэтому выявление природных задатков личности становится необходимым условием полноценного развития его способностей, склонностей, одарённости и других индивидуальных особенностей. Профильное образование, дифференцированное по половому признаку, конечно же, целесообразно, если оно наполнено содержанием, отвечающим требованиям обучения и воспитания.
Так, например, мужской педагогический лицей в г. Волгограде, возглавляемый В.В. Слипченко, имеет свою концепцию, предполагающую воспитать мужчину, главу семьи, ответственного за неё, “хозяина земли”, умеющего на ней работать, гражданина, думающего о будущем своей страны, и для этого располагает достаточными и адекватными средствами – профильное образование, дифференцированное по половому признаку, вполне оправдано.
Особенности, специфические для каждого пола, влияют на развитие познавательных интересов, характерных для мужского и женского пола. Однако современное образование не учитывает эти особенности. Индифферентность школьного образования к половым различиям выражается не только в совместности обучения, но и в содержательной безадресности. Так, содержание учебных планов и учебных предметов имеет совершенно явную естественно – научную тенденцию и построено с расчётом на включение подготовленного ученика в технологический процесс. Таким образом, процесс обучения можно рассматривать как преимущественно мужской. Формы же организации обучения построены таким образом, что требуют прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. А эти требования по психофизическим параметрам ближе женским, поэтому при одной и той же методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки вынуждены приходить к одним и тем же знаниям и умениям, собственными путями, используя разные стратегии мышления. Так, девочки и мальчики одинаково работают на уроках, чтобы отвечать общим требованиям школы, хотя достаточно очевидно, что дети разного пола по – разному воспринимают учебную информацию. У девочек достаточно лояльное отношение к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, а у мальчиков же резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще. Девочки являются более комфортными и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не только на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.
Таким образом, заниматься своевременной диагностикой и коррекцией педагогических воздействий на детей обоего пола в школьных коллективах крайне необходимо. В настоящее время нет учебных программ, обеспечивающих школьнику возможность овладеть знаниями с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала. Поэтому учащийся не может выбрать ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать.
Для анализа состояния данного вопроса мы провели исследование, задачей которого было изучение особенностей организации мышления, поведения и познавательных способностей у мальчиков и девочек с целью последующей выработке методики, позволяющей учитывать интересы, особенности мышления и организации деятельности детей разного пола на уроках математики.
В ходе исследования 80 учащимся 15-17 лет МОУ «Южно – Подольской школы» был предложен тест на оценку ориентированности на уроках математики . (Приложение № 1).
Результаты тестирования представлены в виде диаграммы:
Основываясь на результатах опроса учащихся нашей школы, мы сделали вывод, что мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа (“Какой у нас следующий урок?”), а девочки – ради установления контакта (“А вы к нам ещё придёте?”). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки – в лицо учителю, ищут подтверждение правильности, ждут одобрения. Девочки легче справляются с алгеброй (счёт, манипуляция с числами и формулами), а мальчики с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Далее, этим же учащимся, был предложен тест, определяющий как дифференцированное проявление половых различий приводит к формированию различных типов мышления, восприятия информации. (Приложения № 2).
Результаты представлены в виде диаграммы:
Анализ результатов тестирования показал, что 76 % мальчиков лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики 34 %. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку. 60 % девочек лучше выполняют типовые, шаблонные задачи. А это именно то, что требуют в школе. Сначала детям объясняют, как надо решать задачу, затем решается серия шаблонных заданий. Исключается этап поиска. Минимальные требования к новаторству, максимальные – к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, мальчик же должен сам участвовать в поиске решения задачи. Девочки легче справляются с алгеброй – 55 % (счёт, манипуляция с числами и формулами), а мальчики с геометрией – 45 % (пространственное мышление, мысленные манипуляции геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Такое дифференцированное проявление половых различий приводит к формированию различных типов мышления, восприятия информации. Мужской пол наиболее сообразителен, находчив, изобретателен, чем женский. Женский пол более адаптируемый, чем мужской.В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностя психики ребёнка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики же стараются уйти из – под контроля, так как им адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно. Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращённым к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются на девочек. Мальчики включаются в работу долго и на учителя смотрят редко. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель же в это время снижает нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают. Проведя опрос учителей математики, физики, мы пришли к следующему результату:
По графику хорошо видно, что работоспособность мальчиков и девочек находится на оптимальном уровне на 20 – 25 минуте после начала урока. Поэтому более важный и сложный материал лучше распределить на этот момент урока.
Цель проекта:
- Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении.
Задачи проекта:
1. Выявить особенности организации мышления, поведения и познавательных способностей у мальчиков и девочек.
2. Разработать методику, позволяющую учитывать интересы, особенности мышления и организации деятельности детей разного пола на уроках математики.
3. Провести коррекционно - профилактические мероприятия, обеспечивающие школьнику возможность овладеть знаниями с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала.
4. Повысить качество и результативность учебного процесса
Гипотеза:
- Если в МОУ «Южно – Подольская СОШ» будет выстроена и внедрена в практику методика, позволяющую учитывать интересы, особенности мышления и организации деятельности детей разного пола на уроках математики, то задача повышения качества и эффективности учебно – воспитательного процесса будет решаться более оптимально, что позволит оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания.
Методы и методики исследования:
- наблюдение;
- тест «Оценка ориентированности на уроках математики »
- экспертная карта “Портрет идеального учащегося”
- диагностика определения типа мышления
- опросник определения сферы собственных интересов
- Тест “Определение оптимального уровня работоспособности детей обоего пола”
Место проведения исследования
- МОУ «Южно-Подольская СОШ»
Участники исследования:
- обучающиеся (15-17 лет) МОУ «Южно-Подольская СОШ» - 80 человек
- психолог
- Учителя математики
- Из истории гендерного подхода в профильном образовании.
Гендерный подход в профильном образовании предполагает дифференциацию по признаку пола. Гендерный подход вошёл в обиход различных предметных областей науки: философии, истории, социологии, филологии, лингвистики, культурологи, педагогики в середине XX века. В педагогике термин «гендер» (gender) – от английского слова «род» первоначально использовался как синоним понятия «пол», а сегодня он считается более широким понятием, включающим понятие «пол», и представляет собой новейшее обозначение различий девочек и мальчиков, девушек и юношей, мужчин и женщин и их учёт в обучении и воспитании.
Гендерный подход, основанный на дифференциации образования по признаку пола, историки образования обнаруживают ещё в Х веке, когда он реализовывался через создание (как сегодня называют) профильных учебных заведений. К ним относятся мужские и женские монастыри, учреждённые на Руси князем Владимиром, Киевский женский монастырь (дававший начальное образование), получивший известность как одно из первых заведений Европы, а не только Киевской Руси.
В XVIII веке в России в период царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I, в России было создано 27 закрытых женских учебных заведений и частных пансионов для начального обучения девочек из дворянской среды. А в период правления императрицы Екатерины Великой по её «великому соизволению» с целью создания» новой породы русских людей женского пола» в России было создано первое среднее женское закрытое учебное заведение при Смольном монастыре, вошедшее в историю образования как Смольный институт благородных девиц.
Большой вклад в совершенствование Смольного института был внесён известным русским педагогом К.Д. Ушинским,который проработал в нём инспектором два года. За это время полной отдачи в своей педагогической деятельности он сумел внести демократические, творческие преобразования: девочек стали отпускать два раза в год на каникулы домой; были введены новые предметы: математика, русский язык, преподавание стало вестись на родном языке (до этого преподавание предметов осуществлялось на французском языке) – это сделало учебный процесс для девочек более доступным и интересным. Многое было сделано не только для создания внешнего блеска, но и для формирования внутренних качеств воспитанниц – развития души и ума.
Сущность профильного образования, дифференцированного по половому признаку, в XVIII и первой половине XIX века значительно отличалась от современного понимания. В настоящее время является привычным тот факт, что женщины получают образование наравне с мужчинами. В системе образования – подавляющее число преподавателей – женщины. Однако так было не всегда. До VII века женщины не имели возможности получать образование в Европе и до XVIII века – в России. Преградой на пути образования женщин выступали религиозные установки (характеризующиеся евангельскими словами ”жене учить не повелеваю”) и устоявшиеся общественные стереотипы.
В VII веке Я.А. Коменский был одним из первых педагогов в мире, кто заявил о необходимости образования для женщин, отмечая в своём произведении “Великая дидактика”: “Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы слабый пол.... нужно было бы совершенно устранить от научных занятий”.
Почти через столетие после “первой ласточки” - создания Смольного института в 1857 г. - в Костроме было организовано первое всесословное открытое женское училище для приходящих. В 1858 г. по инициативе профессора Н.И. Вышеградского было создано Мариинское женское училище в Петербурге ( в честь императрицы Марии Александровны). После утверждения в 1870 г. Положения о женских гимназиях Министерством народного образования, их число начало быстро расти. В 1894 году в России было 275 средних женских учебных заведений, 163 гимназии Министерства народного просвещения, 30 гимназий ведомства императрицы Марии, 31 институт благородных девиц, 51 училище Св. синода.
В первой половине XIX века были открыты новые институты, дававшие среднее образование для дворянских дочерей, в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове и других городах. Перед этими учреждениями ставилась цель воспитания “добрых жён, попечительных матерей, примерных наставниц для детей”.
Таким образом, это были первые профильные образовательные учреждения, дифференцированные по половому признаку, наполненные лишь названным содержанием, так как других профильных учебных заведений или классов (гуманитарных, естественно-математических, социально – экономических, технологических, как сегодня) для женщин не существовало.
Целью современного профильного образования является создание условий для самореализации человеком своих сил и способностей, жизненного самоопределения, поэтому выявление природных задатков личности становится необходимым условием полноценного развития его способностей, склонностей, одарённости и других индивидуальных особенностей. Профильное образование, дифференцированное по половому признаку, конечно же, целесообразно, если оно наполнено содержанием, отвечающим требованиям обучения и воспитания.
Так, например, мужской педагогический лицей в г. Волгограде, возглавляемый В.В. Слипченко, имеет свою концепцию, предполагающую воспитать мужчину, главу семьи, ответственного за неё, “хозяина земли”, умеющего на ней работать, гражданина, думающего о будущем своей страны, и для этого располагает достаточными и адекватными средствами – профильное образование, дифференцированное по половому признаку, вполне оправдано.
Духовно – нравственная школа дополнительного образования для девочек “Славянка” в г. Волгограде, заполняет ту нишу в обучении и воспитании, которая общеобразовательными учреждениями не восполняется. Целью школы “Славянка” является: воспитать достойную женщину, хозяйку, будущую мать, сориентировать её на будущую профессию.
В медицине, биологии, психологии, рассматривающих человека в том или ином отношении, показано, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины заведомо различны по многим показателям. Однако в теории и практике обучения и воспитания эти вопросы не нашли достаточного освещения, поэтому выявление способностей, склонностей и других особенностей женской и мужской индивидуальности наиболее целесообразно на основе интеграции знаний, накопленных в различных областях науки (философии, психофизиологии, социологии, психологии и педагогике). Генетик В.А. Геодакян в работах “Эволюционная логика дифференциации полов”, “Эволюционная теория пола” и др. говорит о двух противоположных тенденциях развития человека. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи.
Первая тенденция – женская- направлена на сохранение того, что уже создано, закрепление тех признаков, которые выгодны для передачи их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти всё наиболее ценные приобретения эволюции.
Вторая тенденция – мужская- нацелена на прогресс, дальнейшие поиски и изменения, разнообразие потомков, среди которых может появиться тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Мужской пол легко теряет старое и приобретает новое: что – то из этих приобретений может пригодиться в будущем или в настоящем, особенно в экстремальных условиях.
Итак, для женщин характерно консервативное, устойчивое, выживаемость; для мужчин – прогрессивное, изменяемое, новое. Этими различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них выход, который дала им природа.
В.А. Геодакян предполагает, что поисковым поведением мужчин объясняется их стремление к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным поступкам.
II. Внедрение гендерного подхода в учебно – воспитательный процесс
2.1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
I Диагностический этап (выявление особенностей организации мышления, поведения и познавательных способностей у мальчиков и девочек).
II Аналитико-прогностический этап (анализ проведенной диагностики по выявлению типа мышления, определения сферы интересов учащихся,
определение оптимального уровня работоспособности детей обоего пола”
III Организационный этап (обеспечение условий для реализации коррекционно - профилактических мероприятий, обеспечивающих школьнику возможность овладеть знаниями с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала.
IV Практический этап (реализация системы коррекционно-профилактических мероприятий по обеспечению школьнику возможности овладеть знаниями с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала.
V Обобщающий этап (обработка, анализ и корректировка полученных результатов с поставленной целью, оформление и описание хода и результатов исследования)
2.2 Исследование влияния особенностей пола на развитие познавательных интересов школьников.
Тест «Оценка ориентированности на уроках математики»
Цель:
Выяснить мотивацию учащихся на уроках математики.
Тест был предложен 80 учащимся, а также учителям математики, физики и информатики. Результаты обработаны и сведены в таблицу:
Интерпретация:
Направленность на сохранение того, что создано, закрепление той информации, которую можно использовать. (женская тенденция)
«+» ответ по пунктам – 1,3,5,7,9,11.
«-» ответ по пунктам – 13, 15, 17, 19.
Направленность на прогресс, дальнейшие поиски и изменение, приобретение новых знаний. (мужская тенденция)
«+» ответ по пунктам – 2, 4, 6, 8, 10
«-» ответ по пунктам – 12, 14, 16, 18, 20.
Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
8 – 10 баллов – ориентированность на информацию
5 – 7 баллов– ориентированность на отношения между людьми
4 и меньше – нет стремления
Полученные данные мы свели в следующую таблицу:
Таблица 1.
Испытуемые | Количество баллов по шкале «ориентированность на информацию». | Количество баллов по шкале «ориентированность на отношения между людьми». | Количество баллов по шкале «нет стремления». |
1 | 8 | 5 | 4 |
2 | 8 | 6 | 2 |
3 | 9 | 6 | 3 |
4 | 9 | 6 | 2 |
5 | 10 | 7 | 2 |
6 | 9 | 7 | 3 |
7 | 9 | 6 | 4 |
8 | 9 | 6 | 2 |
9 | 8 | 5 | 3 |
10 | 8 | 7 | 4 |
11 | 10 | 5 | 3 |
12 | 10 | 6 | 1 |
13 | 9 | 7 | 2 |
14 | 9 | 6 | 3 |
15 | 8 | 6 | 3 |
16 | 9 | 7 | 1 |
17 | 8 | 7 | 2 |
18 | 8 | 5 | 2 |
19 | 10 | 6 | 1 |
20 | 10 | 7 | 2 |
21 | 10 | 7 | 3 |
22 | 8 | 6 | 4 |
23 | 8 | 5 | 4 |
24 | 9 | 6 | 3 |
25 | 10 | 6 | 3 |
26 | 9 | 5 | 2 |
27 | 9 | 6 | 2 |
28 | 9 | 5 | 4 |
29 | 8 | 6 | 4 |
30 | 8 | 7 | 3 |
Таблица 2.
мальчики | девочки | Не определившиеся | |
Ориентированность на информацию | 65. | 43 | 0 |
Ориентированность на отношения между людьми | 35 | 57 | 0 |
Нет стремления | 0 | 0 | 5 |
По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы:
- совместное обучение мальчиков и девочек учащиеся воспринимают как данность, положительно они оценивают и возможность общения с представителями противоположного пола.
- 65% мальчиков изучают математику как обязательный предмет, с целью получения новой информации, 57 % девочек необходимость знаний математики ставят на первое место, что ещё раз подчёркивает их заинтересованность в изучении практических аспектов науки.
Диагностика “Определение типа мышления”
Испытуемому даётся карандаш. Он вытягивает руку вперёд (на уровне глаз). Совмещает карандаш с какой – нибудь вертикальной линией (стены, шкафа или двери). Между испытуемым и объектом (стеной, шкафом или дверью) должно быть 2 – 3 метра. Испытуемый пробует смотреть на карандаш, попеременно закрывая то один, то другой глаз. Карандаш непременно сдвинется от вертикали. Если это происходит, когда испытуемый закрывает правый глаз, значит у него развито образное мышление. Если же карандаш смещается, когда ты закрываешь левый глаз: у испытуемого развито логическое мышление.
По результатам диагностики у 65 % мальчиков развито логическое мышление, у девочек 57 % - образное мышление.
Тест «Дифференцированное проявление половых различий и его влияние на формирование различных типов мышления, восприятия информации. »
Тестированию подверглись 80 учащихся, преподаватели математики, физики и информатики. Были проанализированы творческие работы учащихся, обработаны результаты итоговых контрольных работ.
Результаты исследования сведены в следующую таблицу:
Таблица 3
Нестандартные решения проблем, поисковая деятельность | Точное воспроизведение данных | Манипуляции с числами | Творческие задания | Применение умений на практике | |
Маль чики | 76 | 45 | 45 | 82 | 43 |
девочки | 24 | 55 | 55 | 18 | 57 |
Вывод:
- Таким образом, на основании результатов исследования удалось установить, что для мальчиков предпочтительнее использовать такие знания, которые требуют привлечения из других наук, а также проводить логические рассуждения. Для девочек же предпочтительнее задания описательного характера, а также задания, требующие применения умений на практике. Для мальчиков более характерно абстрактное мышление, а для девочек в большей степени конкретное. Девочкам интересен такой вид деятельности как преобразование формул, прямое их применение, а мальчикам интересны творческие, индивидуальные задания.
- Экспертная карта “Портрет идеального учащегося”
Карта заполнялась учителями МОУ “Южно – Подольская СОШ”, общее количество которых 25 человек.
Вывод: каждый четвёртый учитель считает своей главной задачей воспитание у детей послушания, прилежания и исполнительности. Параллельно с процессом естественного отставания мальчиков учителя, исходя из собственных интересов, поощряют у учащихся скорее женские, чем мужские, качества. От учащихся ждут, чтобы они сидели тихо, выполняли указания, внимательно слушали учителя.
Во время урока учителя в первую очередь отвечают на вопросы мальчиков, реагируют на их поднятые руки, а вопросы девочек чаще оставляют без внимания. Учителя дают больше времени на ответы мальчику. По – разному объясняют учителя успехи и неуспехи учащихся: неуспех девочек – объясняется отсутствием способностей, а неуспех мальчиков – недостатком трудолюбия и усилий. Мальчики на уроке, как правило, сразу пытаются продемонстрировать свои знания и достижения, а если занятия в классе им неинтересны из – за легкости или трудности, мальчики чаще начинают отвлекаться или нарушать дисциплину. Девочки в таких условиях более сосредоточены. Мальчики плохо воспринимают информацию на слух, девочкам же сложнее работать с абстрактными геометрическими фигурами.
. Из анкет учителей видно, что большинство из них интересует вопрос учёта половых особенностей детей, некоторые отмечают, что на уроках ими делаются попытки преподносить материал в таком виде, чтобы он был одинаково доступен мальчикам и девочкам, однако отсутствие методической литературы не позволяет обратить должное внимание на данную проблему.
На вопрос: “Считаете ли Вы раздельное обучение мальчиков и девочек оптимальным для усвоения учебного материала?” - большинство учителей ответили отрицательно, некоторые отметили, что раздельное обучение полезно для изучения естественных наук.
На вопросы : ”Кто из учащихся проявляет больший интерес к вашему предмету?” и “Учащиеся какого пола проявляют большие способности при решении задач?” - учителя единогласно отвечают, что мальчики.
На вопрос: “Среди детей, какого пола больше успевающих по математике?” - дали ответ, что это девочки.
2.3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Социально-психологической службой школы совместно с учителями математики, физики, информатики были разработаны:
Рекомендации повышения качества и результативности учебно – воспитательного процесса (Приложение № 3)
100 % успеваемости по математике добиться сразу невозможно, речь идет о необходимости контролировать процесс обучения. Надо научить ребенка умению использовать полученные знания при решении различных задач, способствовать формированию системы конкретных представлений, необходимых для осмысленного восприятия последующего материала детьми обоего пола.
Этому способствуют коррекционно - профилактические мероприятия, обеспечивающие школьнику возможность овладеть знаниями с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала.. коррекционно - профилактические мероприятия - это чередование и комбинирование стратегий, методов, то есть приемов поведения взрослого с учётом индивидуального подхода к содержанию, виду и форме программного материала.
2.4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Распределение полномочий и ответственности за реализацию СИСТЕМЫ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
- Целенаправленная деятельность по реализации системы УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
- Контроль за реализацией системы УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
- Мониторинг эффективности системы УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
2.5 .ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: Основываясь на проводимых наблюдениях и исследованиях можно сделать вывод, что после внедрения системы УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОЙ НА ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, учащиеся овладеют в совершенстве простейшими приёмами умственной деятельности, сформируют творческое мышление. Выявление способностей, склонностей и других особенностей женской и мужской индивидуальности наиболее целесообразно применять при изучении математики. Учитывая пик работоспособности детей обоего пола, можно добиться более глубокого осмысления изучаемого материала.
Таким образом, можно будет заключить, что разработанная система коррекционно-профилактических мероприятий , обеспечивающих школьнику возможность овладеть знаниями оказалась эффективной и рекомендовать учителям – предметникам.
2.5. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Рост числа успевающих на “хорошо” и “отлично”.
- Достижение высокого качества и эффективности учебно – воспитательного процесса.
- Просвещение родительской общественности.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании результатов исследования удалось установить, что полностью подтвердилась “Эволюционная логика дифференциации полов” генетика В.А. Геодакяна, говорившего о двух противоположных тенденциях развития человека. Проанализировав анкеты, тесты учащихся и преподавателей, а также творческие и контрольные работы, мы пришли к выводу, что среди работ мальчиков больше вариантов индивидуальности. В своих сочинениях они, как правило, предлагают нестандартные варианты решения проблем, превосходят девочек в нахождении идей творческого решения. Что касается девочек, то у них отмечается большая склонность к детализированию, более точное воспроизведение данных. Сочинения девочек более однообразны и сводятся в основном к механическому переписыванию статей, учебников и рабочих пособий. О более низком стремлении к поиску у девочек свидетельствует тот факт, что 90 % из них отметили доклад как наиболее предпочтительное домашнее задание.
Из итоговых контрольных работ видно, что девочки лучше выполняют задачи
уже не новые, а типовые, когда требования к проработке деталей велики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала учитель объясняет как надо решать задачу (этап поиска исключается), а затем предлагает решить типовые задачи. Видимо, именно с этим обстоятельством связаны более низкие результаты успеваемости мальчиков.
Для формирования и развития умений и навыков разрабатывается система, позволяющая учитывать интересы, особенности мышления и организации деятельности детей разного пола на уроках математики, с целью повышения качества и эффективности учебно – воспитательного процесса.
Апробация этой системы должна дать положительные результаты, что в перспективе позволит успешно внедрять её в систему учебно - воспитательной работы школы. Данная система предполагает внесение коррективов, её модификацию и дальнейшее исследование проблемы в определенных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в образовании
Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...
Компетентностный подход в образовании
материал для педсовета...
Метапредметный подход в образовании.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным...
"Системный подход к образованию в биологии"
Данная курсовая работа посвящена преподаванию школьного курса биологии как единой взаимосвязанной системе. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное ...
Анализ методической недели по теме «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, системно-деятельностного как основного способа совершенствования качества образования».
В материале дается подробный анализ проведенный в Доме детского творчества недели дополнительного образования....
Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...
Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании
Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...