Компетентностный подход в образовании
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Принцип современного образования: Учить не всех, но каждого
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
1. Введение.
В связи с переходом на новые стандарты, а это уже не за горами, всё более актуальным становится внедрение компетентностного подхода в обучении. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции. Но для того, чтобы развить эти компетенции у детей, необходимо в первую очередь радикально изменить профессиональное сознание учителей. Ибо учитель не может развивать те компетенции, которыми не владеет сам. Работа предстоит нелёгкая, но и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мёртвым грузом разрозненных сведений. Вместо них дети будут приобретать средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
И так, нам сегодня предстоит разобраться в вопросах:
· Какими компетенциями необходимо обладать учителю, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие.
· При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности.
2. Информационный блок.
1)В первую очередь разберёмся с понятиями компетенция и компетентность. Задать вопрос аудитории
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён (обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо).
2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.А.)
Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. (Веснин В.Р.)
Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. ( Адольф В.А.)
Компетентность – это совокупность профессионально- педагогических компетенций. (Соловова Е.Н.)
Как видно из определений данные понятия являются взаимодополняемыми.
Понятие
Характеристика | Компетентность | Компетенция |
Объём понятия (ключевое слово) | Способность | Круг полномочий |
Представление понятия | Знания, умения, навыки, способы и приёмы деятельности | Нормативно - правовой документ (диплом, приказ,…) |
Проявление понятия | В деятельности | Занимаемая должность |
Уровень проявления понятия | Уровни компетентности | Квалификационная категория |
2) Надпредметные образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции учащихся.
· Коммуникативные (понимание текстов, работ с информацией, выступление, написание текстов).
· Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
· Исследовательские (естественно- научные и гуманитарные методы исследования).
· Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
· Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
· Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).
· Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
· Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).
· Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
· Решение проблем.
Для реализации этих компетенций учителю потребуется не только новые умения (компетенции) и методы, но придётся выработать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.
Компетентностная модель современного учителя
Ценности (суждения, идеи, которые осознанны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
· Свобода учащихся быть самим собой;
· Каждый человек обладает своим «совершенством»;
· Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
· Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
· Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
· Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
· Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
· Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
· Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
· Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
· Иметь развитую способность к критике и рефлексии;
· Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
· Понимать других людей, имеющих иные ценности и, интересы и способности;
· Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
· Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
· Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
· Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
· Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
· Демонстрировать увлечённость своим предметом;
· Использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя
1. Предметная компетенция : знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета
2. Общепедагогическая компетенция : теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
3. Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.
4. Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
5. Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент.
6. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
7. Информационно-коммуникативная компетенция.
3. Практический блок.
Каждому учителю выдаётся бланк «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Задание: провести самоанализ профессиональных компетенций. Время заполнения карты 10-15 минут.
Цель задания: а) определить собственный уровень на данное время и спланировать свою работу по самообразованию по данному вопросу; б) определение проблемных зон для администрации и принятия управленческих решений.
Для оценивания общей ситуации выполните следующее задание: впишите в красную таблицу свою фамилию в те колонки, где у вас проблемная зона (развитие компетентностей на критическом уровне), в зелёную – какие компетенции у вас лучше всего развиты.
Предметная компетенция | Общепедагогическая компетенция | Профессионально – коммуникативная | Управленческая компетенция | Компетенция в сфере инновационной деятельности | Рефлексивная компетенция | Информационно-коммуникативная компетенция |
|
|
|
|
|
|
|
Предметная компетенция | Общепедагогическая компетенция | Профессионально – коммуникативная | Управленческая компетенция | Компетенция в сфере инновационной деятельности | Рефлексивная компетенция | Информационно-коммуникативная компетенция |
|
|
|
|
|
|
|
Разбейтесь в группы по трое. Ваша задача в течение 10-15 минут в ходе профессионального диалога выработать проект примерных направлений и видов деятельности по повышению уровня западающей компетенции (у каждой группы своя компетенция). Представьте проекты на обсуждение.
Проект постановления:
1. Перейти на новую методическую тему со второй четверти.
2. Каждому работнику создать «Индивидуальную программу саморазвития» до 15.11.10.
3. Выбрать форму отчёта по выполнению программы и на январском педсовете представить результаты (рассказать, показать чего добились)
Индивидуальная карта саморазвития
Компетенция | Содержание программы развития | Результат |
Предметная компетенция |
|
|
Общепедагогическая компетенция |
|
|
Профессионально – коммуникативная |
|
|
Управленческая компетенция |
|
|
Компетенция в сфере инновационной деятельности |
|
|
Рефлексивная компетенция |
|
|
Информационно-коммуникативная компетенция |
|
|
Формы индивидуальной методической работы учителя
1 | Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника) |
2 | Курсы повышения квалификации в ТвОИУУ |
3 | Дистанционные курсы повышения квалификации |
4 | Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая проблемам качества обучения |
5 | Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, педсоветах, посвящённая другим направлениям |
6 | Организация и ведение кружка, элективного курса с анализом результатов его внедрения |
7 | Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в МК) |
8 | Работа в проблемно-творческой группе |
9 | Участие в тренингах, деловых играх |
10 | Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся |
11 | Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы – с компьютерной поддержкой |
12 | Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации |
13 | Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации |
14 | Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся |
15 | Обобщение статей периодики с выступлением на МО, педсоветах |
16 | Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на МО, педсовете |
17 | Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций |
18 | Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций |
19 | Работа по проектированию здоровье сберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций |
Памятка для выбора индивидуальной формы методической работы учителя
№ | «Западающая» характеристика | Формы методической индивидуальной работы |
1 | Предметная компетенция | 1,2,3,4,8,12,15,16,19 |
2 | Общепедагогическая компетенция | 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19 |
3 | Профессионально – коммуникативная | 1,3,5,7,9,15,16 |
4 | Управленческая компетенция | 1,3,5,8,10,12,13,14,15,16,17,18,19 |
5 | Компетенция в сфере инновационной деятельности | 6,8,12,13,16,17,18,19 |
6 | Рефлексивная компетенция | 4,5,12,13,15,16,17,18,19 |
7 | Информационно-коммуникативная компетенция |
|
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
№ п/п | Характеристики, определяющие успешность учителя | 8-10 баллов – оптимальный уровень | 6-7 баллов – достаточный уровень | 5 баллов и ниже – критический уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Предметная компетенция : знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета
| Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся | Учитель хорошо знает содержание предмета, ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно –для подготовки выступлений, отчётов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приёмы вводит эпизодически | Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики |
2 | Общепедагогическая компетенция : теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.
| Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия | Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика | Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценки учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика. |
3 | Профессионально – коммуникативная: практическое владение приёмами эффективного общения.
| Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников.
| Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником. | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения |
4 | Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
| Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. | Учитель испытывает затруднения при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса. | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении |
5 | Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы
| Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. | Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения |
6 | Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.
| Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад | Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом |
7 | Информационно-коммуникативная компетенция | Учитель владеет основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса | Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения | Учитель практически не знает содержания ИКТ и не использует их в учебном процессе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в образовании
Выступление на районном методическом объединении , тема которого была "Приоритетный национальный проект "Образование" как фактор развития муниципальной системы образования"...
Компетентностный подход в образовании.
Компетентностный подход в преподовании физики....
Компетентностный подход в образовании
Вашему вниманию представлен доклад и презентация к нему...
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Доклад для МО...
Компетентностный подход в образовании
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования...
Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс
Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...
Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании
Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...