Проблемный ребёнок в классе
план-конспект по теме

Система работы с проблемными ребятами в классном коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_rebyonok_v_klasse.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Южно — Подольская СОШ»

Проблемный ребёнок в классе

  Широко известно, что в школе ребенок усваивает большую часть моделей поведения, необходимых ему для дальнейшей, успешной социализации в обществе, в том числе и умение строить эффективные гармоничные отношения с окружающими.

  Наиболее распространенны в учебно-воспитательном процессе межличностные конфликты – конфликты между учениками-подростками, между подростками и взрослыми (родителями, учителями), так как в этот период жизни у подростков сильно выражено стремление перехода к взрослой жизни, самостоятельности, а вследствие ограниченности их жизненного опыта, перенимание норм взрослой жизни. Происходит это в виде слепого копирования поступков взрослых, не вкладывая в них определенного смысла, а воспринимая их чисто как атрибуты - драчливость, грубость, невыдержанность, негативизм, конфликтность. Протест, часто выраженный в виде агрессии, неподчинение подростка выражаются через возникновение межличностных конфликтов, при помощи которых подросток желает добиться изменения прежнего типа отношений с окружающими на новый вид отношений, специфичный для общения взрослых людей.

 Межличностные конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Они оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом, ухудшают социально-психологический климат в школьном коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь педагогов. Учителям гораздо труднее работать в тех коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат. В большинстве своем конфликты происходят в форме вербальной или невербальной агрессии. Агрессивное поведение школьников прямо связано с дефектами социализации личности. На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций.

Кроме того, конфликты во взаимоотношениях обусловлены и особенностями подросткового возраста.

Подростковый возраст (13 – 15 лет) характеризуется кардинальными переменами, происходящими на физическом и психическом уровне, объясняющие типичные негативные черты поведения ребёнка в данный период.

Подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, т. е. подростки находятся «между» двух социальных групп.

Такое положение является источником специальной картины поведения и эмоционального состояния, характеризующегося напряженностью, неуверенностью, сменой поведения, настроения, эпизодической агрессивностью и нередко конфликтностью.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели; 2) способом психологической разрядки, замещением блокированной потребности; 3) самоцелью; 4) способом удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

             У агрессивных лиц, склонных к порождению конфликтных ситуаций,  ещё в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать те или иные объекты, действия других лиц как угрожающие или враждебные и действовать в соответствии с этой оценкой. Установочный характер такого поведения проявляется в том, что оно регулируется не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне: нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком как таковые, а считаются естественными, морально оправданными в результате функционирования механизмов психологической защиты и самореабилитации.

Существенная роль в формировании девиантного поведения ребенка принадлежит эмоциональному конфликту между родителями. В своём большинстве родители относятся к типу «обвиняющих». Если обвинения соседствуют с равнодушием, аморальным поведением родителей и применением ими физической силы как в конфликтах между собой, так и в отношении ребенка, то в силу детского подражания и отсутствия другого жизненного опыта ребёнок убеждается в том, что добиться цели наиболее просто путём грубого физического побуждения другого. Дети из неблагополучных семей менее подготовлены к систематическим школьным занятиям, более возбудимы, раздражительны, что проводит к трудностям и неудачам в учёбе. Вместо помощи и в школе, и в семье прибегают к обвинениям в лени, тупости, нежелании учиться и наказаниям. Отсутствие одобрения и помощи со стороны взрослых в ведущей деятельности – учёбе, приводит к тому, что важнейшие потребности ребёнка этого возраста: потребность в одобрении окружающих, самоуважении, начинают блокироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт. Стремясь найти выход из этого состояния, подростки, пытаются компенсировать недостатки учёбы бравадой, грубостью, нарушением порядка, драками. Таким образом, несостоятельность в учёбе и отторжение от учебного коллектива являются вторым крупным поражением на жизненном пути после первого поражения, нанесенного родительской семьёй: полученные неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения, часто приводящих к межличностным конфликтам.

 Таким образом, хулиганство, агрессия представляют собой перенос конфликта, сложившегося в семье, ближайшем социальном окружении в совершенно иную ситуацию: избиение простого постороннего на улице,  нецензурная брань в адрес незнакомых людей. Перенос неразрешенных конфликтов в анонимную незащищенную среду не случаен, ибо именно в этих условиях подростки могут выплеснуть свою агрессивность и добиться самоутверждения с наибольшими шансами на ситуативный успех. Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности как бы стирается, личная моральная ответственность стирается. («А я что? Я - как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. Как показало исследование С. К. Масгутовой, субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослым, особенно учителями. В то время как для подростков переживания по поводу общения со сверстниками оказываются наиболее значимыми, родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с родителями. Это является серьёзной проблемой современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростка взрослых видеть его действительные переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни подростка, которая повёрнута непосредственно к данному родителю. Анализ показывает, что у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям, неадекватным реакциям. Взрослые, никогда не замечают этого, они вообще в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения со сверстниками самым примитивным образом - как стремление быть в их среде. Ясно поэтому, почему они не могут помочь подростку найти своё место в коллективе сверстников. Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счёт недостатков тех детей, с которыми общается их дети. В то же время исследования показывают, что уже с 6 класса у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Родители не воспринимают этого стремления подростков быть лично ответственными за успешность своего общения с окружающими, никак не способствует конструктивному развитию соответствующей потребности и способности. Содержание общения у старших подростков сосредотачивается вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у подростков возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало, чем могут ему помочь, не воспринимая его проблем.

Родители в большинстве своём не в состоянии увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаясь сохранить «детские» формы контроля и общения с детьми. Именно этот момент подростки отмечают в качестве своей главной претензии ко взрослым «Я огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они всё скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются». Особенно остро это проявляется в старших классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных», редко имея возможность её удовлетворить. Результатом этого, как правило, становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности, конфликтных ситуаций и разрушительных действий.

  Агрессивное поведение — явление сложное. Причин, обуславливающих его, множество; выделяют социальные, психологические и биологические причины. В обществе бытует мнение, чио в первую очередь дети попадают под отрицательное влияние сверстников, но практика доказывает, что самое большое влияние оказывают именно взрослые, которые окружают детей.

  Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состяния напряжённости, подавленности, страха).

  Дети черпают знания о моделях поведения из трёх источников:  

Первый: семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Второй: агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне всё можно»). Доказано, что дети, посещающие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили.

Третий: дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и символических. В настоящее время практичеки не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экрана телевизора, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Таким образом, заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в

школьных коллективах крайне необходимо. Для того, чтобы с чем – то бороться или что –

то сформировать в человеке, необходимо знать, с чем надо бороться и что формировать.

Подобрать психолого — педагогические и организационные мероприятия, которые

помогут продуктивно решать спорные вопросы и конфликтные ситуации возможно лишь

 при совместной целенаправленной работе психолога, классного руководителя, учителей

— предметников и родителей.

В 2006 — 2007 учебном году, став классным руководителем 5 класса, совместно с

родительским комитетом была разработана программа «Идём дорогою добра», рассчитанная на  три года. В 2009 — 2010 году, перейдя в старшее звено, совместно с активом класса, родительским комитетом, разработана и начала реализовываться программа «Я — гражданин России». За четыре года работы с данным классным коллективом мы собрали «Банк данных о социальном благополучии каждого ребёнка». (см. Приложение «Матрица обобщённого показателя социального благополучия ребёнка», «Протокол по определению  обобщённого показателя социального благополучия ребёнка», «Анкета для родителей»).

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ:

I Диагностический этап (выявление детей-подростков, склонных к порождению конфликтных ситуаций)

II Аналитико-прогностический этап (анализ проведенной диагностики по выявлению конфликтности среди подростков и причин, способствующих возникновению межличностных конфликтов; постановка цели и задач, прогнозирование ожидаемых результатов, возможных негативных последствий, разработка системы коррекционно-профилактических мероприятий и правил по предупреждению разрешению конфликтных ситуаций)

III Организационный этап (обеспечение условий для реализации коррекционно-профилактических мероприятий по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций, распределение функциональных обязанностей, методическое обеспечение исследования)

IV Практический этап (реализация системы коррекционно-профилактических мероприятий по предупреждению и разрешению конфликтов)

V Обобщающий этап (обработка, анализ и корректировка полученных результатов с поставленной целью, оформление и описание хода и результатов исследования)

 В ходе диагностики 16 учащимся 14-15 лет  был предложен тест на оценку собственного поведения в конфликтной ситуации (Приложение № ).

Результаты тестирования представлены в виде диаграммы:

Таким образом,

  1. из 16 подростков 54 % (9 учащихся) относят себя к «жесткому стилю», то есть такие дети до последнего стоят на своем, защищая свою позицию; во что бы то ни стало стараются выиграть, это тип «человека, который всегда прав»;
  2. к демократическому стилю отнесли себя 12 %: они придерживаются мнения, что всегда можно договориться, предлагают альтернативные решения;
  3. к компромиссному стилю отнесли себя 8 %, которые всегда с самого начала готовы на компромисс;
  4. по 3 % отнесли себя к мягкому стилю (отказываются от своей точки зрения в пользу другой) и «уходящему стилю», кредо которых «вовремя уйти», не обостряя ситуацию.

Далее, 54%  (9 учащихся), отнесших себя к «жесткому типу» разрешения конфликтов и споров, был предложен тест на выявление уровня конфликтности (Приложения № ).

Результаты представлены в виде диаграммы:

Итак,

  1. из 9 учащихся очень высокий уровень конфликтности имеет 1 подросток (11 %), высокий уровень – 4 (44%), выше среднего – 3 (33%), ближе к среднему – 0 и средний уровень – 1 (11%) человек.
  2. 8 детей-подростков (имеющие выше среднего, высокий и очень высокий уровни конфликтности) нуждаются в системе коррекционно-профилактических мероприятиях по предупреждению и разрешению конфликтов.

Не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для усугубления конфликта.

Проведя методику «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва) (см. Приложение), мы сделали следующие выводы:

  1. исследуемые учащиеся подросткового возраста  обидчивы и ранимы. Обидчивость может быть связанна не только с недостатками воспитания, но и с особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение, которое может выражаться через мстительность, жестокость, враждебность.

Хотя превалирующий уровень по всем шкалам – средний, но это позволяет предположить патохарактерологическое агрессивное формирование личности подростка.

Дальнейшие исследования показали (Диагностика эмоциональных процессов (графическая методика) «Кактус» (авторская)), что у большинства подростков (9 учащихся) преобладают такие качества как: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, тревога, а также стремление к домашней защите. Чаще всего,  это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач  и несправедливостей. Подросток стремится найти поддержку и понимание у близких ему людей.

Проведя опрос агрессивности по Бассу –Дарки, мы сделали следующие выводы:

у учащихся подросткового возраста преобладает такая форма агрессивных реакций, как вербальная агрессия,  т. е. подростки склонны выражать негативные чувства через ссоры, крик, упрёки, угрозы, проклятья. Причем, исходя из данных исследования видно, что убеждённости в том, что он является человеком,  совершающим неправильные поступки у подростков нет. Часто случается, что, отстаивая собственные права и интересы, подростки применяют физическую силу против другого лица. По данным исследования у многих подростков лидирующее место среди различных форм агрессивных реакций занимает подозрительность, т. е. подросток выражает недоверие, осторожность по отношению к другим, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Возможно, что подозрительность, враждебность могут быть средством защиты ребёнка от мнимой угрозы, «нападения».  Часто также проявляется готовность к проявлению, при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости. Реже проявляются такие реакции, как обида и негативизм – это оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства. Зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Рисуночный тест – «Несуществующее животное» показал, что у  7 обследуемых в рисунках преобладают такие качества как: агрессия, импульсивность, тревога, негативизм, тревожность, депрессивные состояния. Вследствие чего прослеживается высокая неудовлетворённая потребность в общении.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в основе межличностных конфликтных ситуациях лежит агрессивное поведение (преимущественно вербальная агрессия) подростков вследствие неудовлетворенной потребности в общении.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

  1. Социально-психологической службой школы совместно с классным руководителем школы были разработаны правила, помогающие предупреждать конфликт (Приложение № 3).
  2. Правила разрешения конфликта (Приложение № 4)
  3. Серия классных часов «Учимся строить отношения: обучение подростков бесконфликтному общению» в форме тренингов, практикумов и различных игр и игровых упражнений (Приложение № 5) совместно с психологом школы Гамаюновой Е. М..

Искоренить конфликтность и агрессивность полностью не возможно, да и не нужно, речь идет о необходимости контролировать их проявления. Надо научить ребенка следить за своими эмоциями, выражать их в формах, приемлемых для жизни в обществе, научить анализировать жизненные ситуации и сформировать умения и навыки бесконфликтного общения.

Этому способствует программа коррекции агрессивности у детей. Коррекция агрессивности - это чередование и комбинирование стратегий, методов, тактик, то есть приемов поведения взрослого в зависимости от меняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения) и от конкретных внешних обстоятельств.

Тактики коррекции - это игровые задачи-приемы, длящиеся от 2-3 до 10-15 минут и более, которые вводит взрослый в особое или нарушенное поведение ребенка.

Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения. Их можно сгруппировать по стратегиям. Какая- нибудь одна игровая задача может реализовать две или три стратегии.

Основное средство диагностики агрессивности в игре - разнообразие игровых действий, которые организует взрослый. Это преследование – избегание, ловля или бросания мяча, удары и толкания, т.е. действия, несущие вероятность угрозы, разрывание бумаги, использование оценочных высказываний с элементами шутки, иронии и провокации в их единстве. 

По результатам исследования мы выявили следующие проблемы ребят и способы решения этих проблем:

Трудные для ребёнка ситуации

Проблемы

Методы педагогической защиты, поддержки

Способы    решения


Прямые

проблемы, выхода из неё


Превентивные

Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников

Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье

Методы поддержки физического здоровья ребёнка, развития интеллектуальных способностей

Беседа с учителем. Открытый разговор с классом в отсутствие неуспевающего

Педагогический консилиум. Беседа с родителями о необходимости консультации у врача. Организация помощи со стороны одноклассников.

Насмешки ребят

Замедленное психическое развитие

Методы педагогической защиты от людей. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребёнка

Прекращение насмешек, беседа с учениками

Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родителями. Консультации врачей.

Стрессогенное  и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят

Перегрузки по предметам

Методы педагогической защиты от людей. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребёнка. Методы поддержки развития самостоятельной личности

Беседа с учителями об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издевательств

Педагогический консилиум. Консультация у врача. Беседа с родителями. Организация познавательных игр. Тренинг самопознания. Нравственные беседы.

Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок)

Пограничное психическое состояние

Метод погашения отрицательных переживаний

Попытка успокоить ребёнка. Срочное отправление ребёнка домой с родителями. Вызов врача.

Направление ребёнка на консультацию к врачу. Беседа с родителями. Беседы с учителями об отношении к такому ребёнку.

Ребёнок замкнут, ни с кем не дружит (одиночество)

Неадекватная самооценка

Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя. Методы педагогической поддержки развития духовно — нравственных и гражданских чувств

Эмоциональная поддержка (погладить, прижать к себе, пожалеть, ободрить)

Рефлексивно — терапевтическая беседа психолога. Беседа с родителями. Создание ситуации успеха у ребёнка (поручение, роль в празднике)

Трудные для ребёнка ситуации

Проблемы

Методы педагогической защиты, поддержки

Способы    решения


Прямые

проблемы, выхода из неё


Превентивные

Не ориентируется в ситуациях

Социальная дезадаптивность

Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя. развития интеллектуальных способностей

Остановка ребёнка при нарушениях. Беседа с учеником.

Беседа с родителями. Совместное выявление проблемы и поиск её решения.

Умный, а учится плохо

Всё даётся легко, на фоне других быстрее усваивает материал по предметам, но нет интереса

Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя, развития интеллектуальных способностей

Эмоциональная поддержка

Совместное выявление проблемы и поиск её решения. Эмоциональная поддержка

Семейные неурядицы

Неблагополучность

Методы педагогической защиты ребёнка от людей, развития интеллектуальных способностей

Эмоциональная поддержка

Совместное выявление проблемы и поиск её решения. Эмоциональная поддержка

По результатам диагностики  очень высокий уровень конфликтности у Кати К (15 лет). Семья неполная: родители в разводе,  мама умерла, в данный момент к девочке приезжает папа. Успеваемость у Кати хорошая,  часто болеет в пределах нормального развития. Живёт у бабушки в частном доме с родителями матери. Денег в основном хватает, девочка обеспечена всем необходимым, ребёнок находится на полном папином обеспечении. На момент диагностирования Катя была очень вспыльчивым, грубым подростком. Очень любит своих родителей, но комплексует из — за маминого асоциального поведения. Постоянные мамины пьянки, негативно сказывались на Катином поведении в школе: нецензурная брань в адрес одноклассников, драки с одноклассницами, грубость по отношению к некоторым учителям — предметникам. Всё это сказывалось на учёбе. Способности у Кати высокие, но училась без желания. Целенаправленная работа под руководством психолога школы, беседы с одноклассниками, беседы с первой учительницей, папой и бабушкой, вовлечение в общешкольную и классную жизнь коллектива, создание ситуации успеха у ребёнка (поручение - редколлегия, роль в празднике — Катя замечательно танцует и поёт), дали положительные результаты. По итогам прошлого года Катя стала «хорошисткой» с одной четвёркой по русскому языку. На основе постоянных совместных занятий в математическом кружке «Эрудит», секции баскетбола,на основе общих позитивных интересов у Кати появились друзья и одна лучшая подруга. В отношении одноклассников Катя стала более сдержанной. Неоднократно становилась победителем и призёром школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, учасницей НОУ «Поиск». Прослеживается позитивная ориентация в формировании жизненных целей и средствах их достижения.

В завершении 2008 — 2009 года было проведено повторное тестирование подростков (9 человек) по выявлению уровня конфликтности.

Результаты представлены в виде диаграммы:

По диаграмме четко прослеживается положительная динамика:

очень высокий уровень – 0% , высокий – 3% , выше среднего – 0% , средний -  47% , ближе к среднему – 43% , ниже среднего – 7% . Таким образом, можно заключить, что разработанная система коррекционно-профилактических мероприятий по предупреждению  и разрешению конфликтов оказалась эффективной.

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании результатов исследования удалось установить, что основной причиной конфликтности среди подростков является  агрессия в межличностных отношениях, на становление которых  в подростковом возрасте имеют огромное влияние ряд факторов: среда, в которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как родителей к детям, так и между самими родителями, как учителей к учащимся, так и между самими учениками.

Для формирования и развития умений и навыков разрешения и предупреждения конфликтов  была разработана  система бесконфликтного общения, включающая в себя  правила, помогающие предупреждать конфликт, правила разрешения конфликта, серия классных часов «Учимся строить отношения: обучение подростков бесконфликтному общению» в форме тренингов, практикумов и различных игр и игровых упражнений.

Апробация этой системы  дала положительные результаты, что в перспективе позволит успешно внедрять её в  систему воспитательной работы .   Данная система предполагает внесение корректив, её модификацию и дальнейшее исследование проблемы конфликтности и агрессивного поведения подростков  при определенных условиях.

Приложение

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

             

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва).

Цель:

определить склонность человека к агрессивности и конфликтности, проявляемой через  обидчивость и мстительность.

Был предложен ряд утверждений. При согласии с ним, рядом с соответствующим номером утверждения  нужно поставить знак «+», при несогласии – знак  «-».

За группу  в данном случае  принимались  подверженные конфликтам учащиеся, общее количество которых составляет 9  человек.

Интерпретация:

Шкала обидчивости

«+» ответ по пунктам – 1,3,5,7,9,11.

«-»  ответ по пунктам – 13, 15, 17, 19.

Шкала мстительности

«+» ответ по пунктам – 2, 4, 6, 8, 10

«-» ответ по пунктам – 12, 14, 16, 18, 20.

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.

8 – 10 баллов = высокий уровень.

5 – 7 баллов = средний уровень.

4 и меньше = низкий уровень.

Полученные данные мы свели в следующую таблицу:

Таблица  1.

Испытуемые

Количество баллов по шкале «обидчивость».

Количество баллов по шкале «мстительность».

Количество баллов по шкале «враждебность».

                                                                                                                 Таблица 2.

Высокий

уровень.

Средний

уровень.

Низкий

уровень.

Шкала     «обидчивость».

Шкала «мстительность».

Шкала «враждебность».

                                                                                                                  Таблица 3.

Шкалы

Миним. балл

Максим.балл

Среднее значение

Дисперсия

«Обидчивость»

«Мстительность»

«Враждебность»

                                                                                                         

                                                                                                                   Таблица 4.

Шкалы

Высок.

уровень

     %

Средний

уровень

    %

Низкий

уровень

      %

«Обидчивость»

«Мстительность»

«Враждебность»

Диагностика эмоциональных процессов (графическая методика) «Кактус» .

Графическая методика «Кактус» позволяет увидеть состояние  эмоциональной сферы ребёнка, отметить наличие агрессивности, её направление, интенсивность, конфликтность и т.п.

При проведении  диагностики испытуемому выдаётся лист белой бумаги стандартного размера А4  и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

На листе белой бумаги  дети рисовали кактус таким, каким они его себе представляют.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса»  (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

Результаты исследования сведены в следующую таблицу:

Таблица 5.

          Количество человек.

Отсутствие агрессивных качеств у испытуемых.

Наличие агрессивных качеств у  испытуемых.

Опросник агрессивности Басса -Дарки.

Исследование проводилось с целью выявления различных форм агрессивных и враждебных реакций у группы подростков.

За группу  в данном случае  принимались  подверженные конфликтам учащиеся, общее количество которых составляет 9 человек.

Испытуемым предлагается ряд утверждений. Нужно поставить «да» около тех положений, с которыми они согласны, и «нет»  - около тех, с которыми не согласны.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение)

Косвенная агрессия  

Раздражение

Негативизм      

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Угрызения совести, чувство вины

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим;  агрессия – активные внешние реакции по отношению к конкретным  лицам.

Результаты опроса сведены в следующую таблицу

                                                                                                                Таблица 6.

Ииспы-туемые.

          Различные формы агрессивных и враждебных реакций

Физическая агрессия.

Косвенная

агрессия.

Раздражение

Негативизм

Обида.

Подозрительность

Вербальная

агрессия.

чувство вины

Обобщив и проранжировав данные, получаем следующую таблицу:

                                                                                                                 Таблица 7

Вербальн.

Чувст.

вины.

Физич.

Подозрит.

Раздраж.

Косвен.

Обида.

Негатив.

Общее количество

баллов.

Суммировав физическую агрессию, косвенную агрессию, раздражение и вербальную агрессию получаем суммарный индекс агрессивных реакций.

А обида и подозрительность в сумме образуют индекс враждебности.

                                                                                                                    Таблица8.

испытуемые

Суммарный   индекс агрессивных   реакций.

Индекс       враждебности.

Обобщив данные, получаем следующую таблицу:

                                                                                                         

   Таблица 9.

Суммарный индекс агрессивных реакций

Индекс враждебности

                                                                                                               

Таблица10.

Шкалы

минимальная

максимальная

   средняя

дисперсия

Физическая

агрессия

Косвенная

агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная

агрессия

Чувство вины

Суммарный

индекс

Индекс

враждебности

 Рисуночный тест – «Несуществующее животное».

Эта методика, разработанная М. З. Дукаревич, очень информативна, так как позволяет выявить наличие у обследуемых различных форм агрессивных и враждебных реакций.

Обследуемые – группа подростков, состоящая из 9 человек.

Подросткам предлагалось на листе бумаги, (лист кладется горизонтально), нарисовать животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого никто никогда не придумывал – которого нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах. Нужно обязательно назвать животное.

Когда рисунок закончен, предлагается ответить на ряд вопросов: рассказать про его образ жизни. Как оно живёт? Чем оно питается? Где живёт? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? Оно живёт одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Есть что–нибудь, чего оно боится? Какого оно размера?  

Количество человек

Наличие агрессивных качеств у испытуемых.

Отсутствие агрессивных качеств у испытуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"

Работа "Проблемный ребёнок в классе"  была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными дет...

Проблемный ребенок в классе

Подростковый возраст - это один из кризисных этапов в становлении личности человека. На сегодняшний момент – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравств...

Психолого-педагогическое сопровождение проблемного ребенка в классе

Методическая помощь классному руководителю, педагогу-психологу  по психолого-педагогическому сопровождению проблемного ребенка в классе...

Технология проблемного обучения 11 класс алгебра "Уравнения и неравенства с параметром"

Интегрированный урок по теме: "Решение задач с параметрами (графический метод)"Учитель математики и информатики: Григорьева Ольга ВасильевнаУрок проведён в 11А классе Судиславской средней школы К...

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс).

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс). Данная презентация подразумевает работу учащихся в пяти творческих ...

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона...

Методическая разработка «Проблемный ребенок в классе»

Проблемный ребенок в классе. Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 9 клас...