Методическая разработка «Проблемный ребенок в классе»
методическая разработка (9 класс)

Медведева Юлия Сергеевна

Проблемный ребенок в классе. Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 9 класса МАОУ Альмяковской ООШ Первомайского района Томской области.  Во всех частях работы  представлен собственный педагогический опыт, на конкретных примерах и случаях из школьной жизни классный руководитель рассказал о приемах и принципах работы с трудными детьми, об организации помощи трудным детям, о взаимодействии классного руководителя с родителями трудных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Проблемный ребенок в классе»

Основное содержание

1. Что значит проблемный?   Проблемные дети и их родители.

2.  Динамика.

Воспитание может сделать многое; но оно не безгранично…

В.Г.Белинский

Воспитать гражданина, целеустремленного,

убежденного, творчески мыслящего,

доброго и отзывчивого –

это долг каждого учителя.

1.

Я, да  и любой учитель, работающий в школе по призванию, обычно принимают на себя груз ответственности за судьбу своих учеников. Кем станут, какими они вырастут, какой старт получат в школе? Эти и другие вопросы заставляют искать подходы к «особым» детям. Как дать предмет интересно, оставаться после уроков с тем, кто «не тянет программу», открыть новый мир для девчонок и мальчишек из неблагополучных семей.

Дети все разные, у всех свои проблемы. Классный руководитель, да и предметник в классе с ними один на один. Если шанс помочь найти свою дорогу?  

Таким образом, важно учителю заботиться о становлении в сознании ребенка представления, о том, что необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.

В  современных социальных условиях резко снижаются показатели здоровья и социальной защищенности детей, возрастает количество детей с различными нарушениями нервно- психического здоровья. Многие  дети испытывают трудности в усвоении учебного материала  и адаптации к новым условиям. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать.

 Кого мы имеем в виду, говоря «проблемные дети»?

Представим себе усталых и тревожных родителей, с массой нерешенных проблем.

Бесконечные детские «почему?» часто раздражают взрослых и остаются без ответа. Любое нарушение дисциплины, взрослые стараются пресечь любыми способами. Дети не всегда могут понять смысл речи взрослого, но они четко замечают эмоциональную окраску ритма речи, громкости, тембра голоса и улавливают в них запрет и угрозу.

Портрет - ПРОБЛЕМНОГО РЕБЕНКА:

Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание. Трудно  добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для дисциплины в классе и для успешного обучения. Отдаляясь от учебы в классе, эти дети тихо и молчаливо отказываются  задавать вопросы и отвечать на них, либо, мешают учителю или своим одноклассникам. Проблемные  дети мешают усилиям учителя  обучать и контролировать класс.

Таким образом, можно сказать, проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха, а также дети, которые встречаются с трудными  ситуациями в школе и дома.

Мы можем помочь ребенку разрешить его проблему.

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие. Отношения дома и в школе, скорее всего, его разочаровывают. Например, родители не дают ему уверенности и тепла, которые в юности так необходимы. Разочарования делают для него трудным всякое общение.

Благоприятной ситуацией для усвоения учебного материала традиционно считается  хорошая дисциплина, которая способствует усвоению учебного материала. Признавая, что все люди разные, мы  создаем особые индивидуальные подходы к адаптации и усвоению стандартных учебных программ.

За несколько первых лет школьной жизни ребенок должен научиться

распределять свое время и соотносить свою деятельность:

  • в соответствии со школьным расписанием,
  • методикой преподавания,
  • темпом подачи материала,
  • с характером проверочных работ,
  • критериями оценки знаний,
  • нагрузкой.

Если ученики не смогли приспособиться к условиям обучения, у них возникают трудности в учебе и как итог – низкая успеваемость.

Значит, неуспевающий, неспособный, неадекватный, «особый», – т.е. ПРОБЛЕМНЫЙ? Да и одаренный. Иногда  одаренность учащегося явилась осложняющим фактором в работе учителя, негативно сказалась на классе, создает препятствия для усвоения одаренным ребенком учебного материала или вызвала напряжение в отношениях родителей и школы.  

Принципы работы классного руководителя  с проблемными детьми:

1.Создание атмосферы доверительности в отношениях «педагог- ребенок», создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

2.тесное  взаимодействие с семьей ребенка;

3.подключение к процессу реабилитации  ребенка  всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);

 4.защита ребенка в его жизненном пространстве.      

     Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у учителя наряду с психологическими характеристиками, но и социальные характеристики.

Сбор такой информации  провожу по матрице, которая одновременно является  инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.

Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью,  в которой, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «проблемные» дети.  А «проблемный» подросток, как правило, живет в «проблемной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

  • Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
  • Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
  • Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся я как  классный руководитель использую следующие  формы взаимодействия.

1.Родительские собрания.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Плюсы – возможность получать информацию о воспитании в семье, об отношении семьи к школе, возможность осуществить психолого-педагогическое просвещение родителей.

Минусы – недостаточная посещаемость собраний, трудности в установлении контакта с родителями, преобладание негативной информации.

К примеру, в школе традиционно проходит родительский урок.

Дата мероприятия

Тема  родительского урока

ноябрь 2009 года

«Думай до, а не после»

октябрь 2010 года

«Социально – опасные явления»

2. Индивидуальные консультации педагога.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить  необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • Особенности здоровья  ребенка.
  • Его увлечения, интересы.
  • Предпочтения в общении в семье.
  • Поведенческие реакции.
  • Особенности характера.
  • Мотивация учения.
  • Моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации я  использовала  анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем.

Анкета «Мой ребенок»

1.  Когда он родился, то…

____________________________________________________________________

2.  Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

____________________________________________________________________

3.  О здоровье можно сказать следующее

___________________________________________________________________

4.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

___________________________________________________________________

5. Какие отрицательные качества характера вашего  ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

____________________________________________________________________

6. Как ведет  себя ваш ребенок дома?

_____________________________________________________________________

7. Его отношение к школе  по вашему мнению?

_____________________________________________________________________

8. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни?

_____________________________________________________________________

9. Каким  вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

_____________________________________________________________________

ТЕСТ   «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

      Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье —

      начните с этого теста.      

      Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

       

      1. Сколько раз тебе повторять?    - 2  балла

      2. Посоветуй мне, пожалуйста.    – 0 баллов

      3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)   - 1 балл

      4. И в кого ты только уродился?     -2 балла

      5. Какие у тебя замечательные друзья!    -1 балл

      6. Ну на кого ты похож(а)!?   -2 балл

      7. Я в твое время...  - 2 балла

      8. Ты моя опора и помощник(ца).    -1 балл

      9. Ну что за друзья у тебя?!   -2 балла

      10. 0 чем ты только думаешь?!     - 2  балла

      11. Какая ты у меня умница!      - 1 балл

      12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?   - 1 балл

      13. у всех дети как дети, а ты?    - 0  баллов

      14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!    -1 баллов

      Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно,

      понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное

      положение дел.

      7 - 8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и

      уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.  

      9 - 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас,

      хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию

      случайных друзей.

      11 - 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь

      у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие

      Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

      13 - 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между

      Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять  ему больше внимания.

3. Посещение на дому.

Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь, потом обсуждать причину прихода учителя в семью. После посещения педагог составляет акт обследования жилищных условий.

Анализируя акты обследования жилищных условий выявилось в классе две неблагополучной семьи

При работе с неблагополучными семьями мне (классному руководителю) необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

 Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей.

3. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

(День знаний, День матери,  Новогодний карнавал, День защитников Отечества,  Дни здоровья и т. д)

4.Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

      5. Проведение работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются ошибки семейного воспитания. В ряде случаев эти меры, действительно, оказывается оправданными, поскольку дома, в семье исчерпаны все средства, и перестройка отношений, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.

Я, как классный руководитель  не должна ждать проблем от учеников, а уметь эти проблемы предупредить.

Без корректирующей работы, без четкого плана, трудно разрешить вопросы  по оказанию помощи и поддержки таким детям. Технология работы с проблемными детьми, предполагает личностный подход к ребенку, педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения.

План воспитательной работы с проблемными детьми

Цель:

  • соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей;
  • создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и образования;
  • создание доверительного психологического климата между подростками, учениками и родителями;

Задачи:

  • Создание системы работы с «ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМЯ»
  • Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • Изучение и выявление интересов и потребностей учащихся и их родителей в обучении и воспитании, трудностей и проблем,
  • Привлечение самих учащихся к участию общешкольных мероприятиях, посещение спортивные секции; школьных кружков.
  • Повышение самосознания школьников через разнообразные формы работы.

Ожидаемый результат:

1 Определение общего показателя социального благополучия учащихся

2. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

3.Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

4.Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам.

5.Развить творческие способности и таланты детей.

  1. Первой диагностикой класса является определение  показателя  социального  благополучия учащихся.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ОБОБЩЕННОГО  ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ  УЧАЩЕГОСЯ

№ Социальная  характеристика

Балл                   Кол-во семей в классе

1.Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка.

5                           1

Только мать  и отец.

4                           2

Мать, отчим; отец, мачеха.

3                            2

Одна мать, один отец.

2                            2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники.

1                             -

2.Школьная успеваемость

Хорошая

5                            

Удовлетворительная

4                            4

Неудовлетворительная

3                              -    

3.Здоровье ребенка.

Практически здоров

5                              1

Часто болеет в пределах нормального развития

4                              7        

Имеет хронические болезни

3                             7

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1                             1

4.Санитарно-жилищные условия жизни семьи.

Неблагоустроенная отдельная квартира

5                             8

5.Доход семьи.

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5                            

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования  берут кредит или в долг

4                          4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3                          4

Живут от зарплаты до зарплаты

2                          5

Денег до зарплаты не хватает  

1                          

6.Уровень социального развития семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5                        2  

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке».

4                            3

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3                           3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2                         1

Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1                         0

7.Поведение ребенка в школе

Хорошее

5                             1

Удовлетворительное

4                             7

Неудовлетворительное

3                            

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

Стоит на  учете в КДН

1

8.Внешкольное общение ребенка

На основе постоянных совместных занятиях в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5                            4    

Несистемное  досуговое  общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4                           4

Общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей

3                                1

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2                        

Криминогенные группы, состоящие на  учете в КДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных  средств, наркотики.

1

9.Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей.

5                          4

Позитивная ориентация  в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах  их достижения  расплывчаты, неопределенны.

4                         4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

3                        

Ориентация на цели  носят скорее негативную окраску, примитивы, бездуховны, референтная группа- сверстники с асоциальной направленностью интересов.

2

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в КДН.

1

10.Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера  доверия.

5                         7

Слепая любовь, гиперопека.

4                        

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное.

3                         1

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы.

2                        

Напряженно- конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

1

Анализирую характеристики конкретного ребенка набор баллов:

-ниже 30- предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

-от 30 до 40 баллов –социальное  благополучие определяется в пределах средней нормы;

-более 40 баллов- высокий уровень социального благополучия ребенка.

По результатам диагностики к группе повышенного риска в классе относится 1 ребенок;

Социальное благополучие в пределах средней нормы определилось у 3 детей;

Высокий уровень социального благополучия- 4 детей.

Таки образом, Межаков Сергей попадают в категорию «проблемных детей». Следующим этапом является:

  1. Изучение воспитанности учащихся.

Фамилия имя

Отношение

К ОБЩЕСТВУ

К ТРУДУ

К ЛЮДЯМ

К СЕБЕ

общественная активность

долг и ответственность

дисциплинированность

бережливость

отношение к учебе

трудолюбие

товарищество

доброта и отзывчивость

честность и праввостьи

простота

скромность

стремление бить сильным

На начало 2009-2010 учебного года

Межаков

Сергей

низкий

средний

низкий

низкий

низкий

средний

средний

низкий

низкий

низкий

средний

высокий

На начало 2010-2011 учебного года

Межаков

Сергей

низкий

средний

средний

средний

средний

средний

средний

низкий

низкий

низкий

средний

высокий

  1. Организация посещения кружкой, секций

фамилия имя

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

Межаков Сергей

секция гиревого спорта

секция спортивных и подвижных игр, секция гиревого спорта, сбор актива

 

3.  Участие в жизни класса:

фамилия имя

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

Межаков Сергей

возглавлял департамент спорта и здравоохранения

возглавляет департамент труда и спорта

4, Участие  в общешкольных мероприятиях:

фамилия имя

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

Межаков Сергей

 - Акция благотворительности «Поможем благоустроить село»,

- Декада «Внимание, дети!»,

-,«Влияние вредных   привычек на организм человека»,

- Новогодний карнавал.

- кл. час День правовых знаний,

- Декада «Внимание, дети!», (спортивная эстафета),

- День самоуправления (кл. рук. 5 класса,  проведение уроков  в 5 классе, участие в концерте посвященному «Дню учителя»)

Анализируя данные таблиц, делаю выводы о том, что Сергей:

  • Нерегулярно читает газеты, журналы и книги даже если этого требуют взрослые;
  • Неохотно выполняет поручения, и только если они контролируются со стороны учителя;
  • Соблюдает правила поведения при условии требовательности;
  • Учиться не в полную силу, безразличен к учебе товарищей;
  • Трудиться при наличии соревнования;
  • Помогает другим, по просьбе учителя, выдвигая свои условия;
  • Проявляет интерес к спортивным секциям, участию в школьных мероприятиях.

Вера в способность детей  овладевать траекторией собственного развития и умение помогать ребенку решать возникающие при этом проблемы, оздоровляет атмосферу школы, помогает педагогу обрести новый  смысл своей профессии. Изменения не только необходимы, но и неизбежны- люди меняются постоянно. Пока человек жив, он может начать меняться к лучшему, и у него есть шансы. Желание сильнее способностей – если есть желание, способности появятся. Ценность человеческой личности безусловна, ее недопустимо измерять социальными успехами. Если улучшения не наступают сразу, значит, у нас есть еще попытки. Ресурсы личности – неисчерпаемы, а способность к изменениям - ее  природное свойство. Серьезные улучшения требуют НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ И ЛЮБВИ!

                 

                 

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.



Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1      

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ОБОБЩЕННОГО  ПОКАЗАТЕЛЯ

СОЦИАЛЬНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ  УЧАЩЕГОСЯ

№ Социальная  характеристика

Балл                   Кол-во семей в классе

1.Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка.

5                           1

Только мать  и отец.

4                           2

Мать, отчим; отец, мачеха.

3                            2

Одна мать, один отец.

2                            2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники.

1                             -

2.Школьная успеваемость

Хорошая

5                            

Удовлетворительная

4                            4

Неудовлетворительная

3                              -    

3.Здоровье ребенка.

Практически здоров

5                              1

Часто болеет в пределах нормального развития

4                              7        

Имеет хронические болезни

3                             7

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1                             1

4.Санитарно-жилищные условия жизни семьи.

Неблагоустроенная отдельная квартира

5                             8

5.Доход семьи.

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5                            

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования  берут кредит или в долг

4                          4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3                          4

Живут от зарплаты до зарплаты

2                          5

Денег до зарплаты не хватает  

1                          

6.Уровень социального развития семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5                        2  

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке».

4                            3

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3                           3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2                         1

Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1                         0

7.Поведение ребенка в школе

Хорошее

5                             1

Удовлетворительное

4                             7

Неудовлетворительное

3                            

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

Стоит на  учете в КДН

1

8.Внешкольное общение ребенка

На основе постоянных совместных занятиях в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5                            4    

Несистемное  досуговое  общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4                           4

Общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей

3                                1

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2                        

Криминогенные группы, состоящие на  учете в КДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных  средств, наркотики.

1

9.Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей.

5                          4

Позитивная ориентация  в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах  их достижения  расплывчаты, неопределенны.

4                         4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

3                        

Ориентация на цели  носят скорее негативную окраску, примитивы, бездуховны, референтная группа- сверстники с асоциальной направленностью интересов.

2

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в КДН.

1

10.Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера  доверия.

5                         7

Слепая любовь, гиперопека.

4                        

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное.

3                         1

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы.

2                        

Напряженно- конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

1

Анализирую характеристики конкретного ребенка набор баллов:

-ниже 30- предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

-от 30 до 40 баллов –социальное  благополучие определяется в пределах средней нормы;

-более 40 баллов- высокий уровень социального благополучия ребенка.

По результатам диагностики к группе повышенного риска в классе относится 1 ребенка;

Социальное благополучие в пределах средней нормы определилось у 3 детей;

Высокий уровень социального благополучия- 4 детей.

Социальный паспорт класса

СОДЕРЖАНИЕ

          Ф. И.

1

Количество учащихся

       8

2

Хорошисты

Захаров Дима, Шевцова Ольга, Якимова Люда, Никитина Марина

3

Многодетные семьи

4

Малообеспеченные семьи  Родители безработные

Фролова Нина, Якимова Люда,

Никитина Марина

5

Дети, оставшиеся беспопечения родителей

6

Неполные семьи

Бедо Виктор, Никитина Марина, Захаров Дима, Межаков Сергей

7

Неблагополучные семьи

А) родители пьют

Бедо В., Шевцова О.

Б) состоят на учете, как неблагополучные семьи

8

Девиантные дети

Межаков Сергей

10

Состоят на учете в КНД

11

На учете в школе

Межаков Сергей, Бедо Виктор  сняты с учета в сентябре 2010г

12

Заняты в кружках

Бедо Виктор, Карагулина Яна, Межаков Сергей, Никитина Марина, Фролова Нина, Шевцова Ольга

13        

       Не занято                                      

Захаров Дима

13

      Классный руководитель                                

Медведева Юлия Сергеевна



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета «Мой ребенок»

1.  Когда он родился, то…

____________________________________________________________________

2.  Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

____________________________________________________________________

3.  О здоровье можно сказать следующее

___________________________________________________________________

4.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

___________________________________________________________________

5. Какие отрицательные качества характера вашего  ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

____________________________________________________________________

6. Как ведет  себя ваш ребенок дома?

_____________________________________________________________________

7. Его отношение к школе  по вашему мнению?

_____________________________________________________________________

8. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни?

_____________________________________________________________________

9. Каким  вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

_____________________________________________________________________

ТЕСТ      САМООПРОВЕРКИ:

«КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

      Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье —

      начните с этого теста.      

      Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

       

      1. Сколько раз тебе повторять?    - 2  балла

      2. Посоветуй мне, пожалуйста.    – 0 баллов

      3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)   - 1 балл

      4. И в кого ты только уродился?     -2 балла

      5. Какие у тебя замечательные друзья!    -1 балл

      6. Ну на кого ты похож(а)!?   -2 балл

      7. Я в твое время...  - 2 балла

      8. Ты моя опора и помощник(ца).    -1 балл

      9. Ну что за друзья у тебя?!   -2 балла

      10. 0 чем ты только думаешь?!     - 2  балла

      11. Какая ты у меня умница!      - 1 балл

      12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?   - 1 балл

      13. у всех дети как дети, а ты?    - 0  баллов

      14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!    -1 баллов

       

      Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно,

      понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное

      положение дел.

       

      7 - 8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и

      уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

       

      9 - 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас,

      хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию

      случайных друзей.

       

      11 - 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь

      у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие

      Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

       

      13 - 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между

      Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять

      ему больше внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"

Работа "Проблемный ребёнок в классе"  была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными дет...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка "Проблемный диалог в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

в методической разработке рассмотрены теоретические основы использования проблемных ситуаций в процессе обучения дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования; представлен цикл заняти...

Методическая разработка "Проблемное обучение в преподавании физики"

Презентация и конспект методической разработки для методического объединения учителей физики по теме "Проблемное обучение в преподовании физики"....

Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"

Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...

Методическая разработка проблемного урока "Преемники Августа"

разработка урока представлена по истории Древнего мира за 5 класс по программе Уколовой. Материал содержит и самоанализ урока....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...