конспект урока по культуре общения
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Волшебные слова».
Цель урока: учить детей употреблять в устной речи уместные формы речевого этикета.
Задачи:
- Учить употреблять в речи вежливые формы слов: формы приветствий, извинений, просьбы, благодарности, пожеланий, прощаний.
- Учить дифференцировать формы вежливых слов, уместно употреблять различные формы речевого этикета.
- Учить жестовой речи.
- Развивать устную речь учащихся.
- Развивать воображение учащихся.
- Развивать внимание, мышление и память.
- Воспитывать в учащихся нравственные качества личности: доброту, понимание, вежливость.
Оборудование: письмо королевы Вежливости, мультимедийный проектор, интерактивная доска с заданиями, электронная презентация в которой использованы: картинки мальчика, страны Волшебных слов, самолета, картинки с изображением хороших и плохих поступков, музыкальное сопровождение (классическая музыка, исполнитель Louis Clark).
В подготовке к уроку использованы интернет-ресурсы: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4260 (стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»); http://www.yandex.ru/ (поиск картинок к уроку и музыки).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | |
1. | Организационное начало урока. | ||
-Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся. | Со звонком дети заходят в класс, встают рядом со своими партами. Здороваются с гостями, садятся за парты. | ||
2. | Объявление темы урока. | ||
- Ребята, сегодня по дороге на работу я встретила почтальона, который передал для вас письмо. Вот оно: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Королева Вежливость. Одному не очень воспитанному мальчику Мише требуется ваша помощь! Он попал в страну Волшебных Слов, а выбраться самостоятельно не может. Миша совсем не знает волшебных слов. Прошу вас, научите его быть вежливым и помогите пройти по улицам моей страны! Буду очень вам благодарна, если вы откликнитесь на мою просьбу. Попасть в страну Волшебных Слов очень просто: закройте глаза и немного помечтайте. Королева Вежливость». - Ребята, кто прислал нам письмо? - О чем она нас просит? - Ребята, мы поможем Мише пройти по улицам страны Волшебных слов? - Тогда давайте последуем совету королевы Вежливости и помечтаем. Представим, что мы летим на самолете в страну Волшебных Слов на помощь мальчику Мише. | Смотрят на доску и слушают чтение учителя. - Королева Вежливость. - Королева просит нас помочь Мише. - Да! | На доске появляется письмо (в руках у учителя тоже письмо) Презентация: слайд 1. Презентация: слайд 2. (звучит музыка, дети закрывают глаза) | |
3. | Основная часть урока. | ||
Улица Приветствий. | |||
- Вот мы с вами и оказались в стране Волшебных слов! А вот и наш мальчик Миша. Пойдемте вместе с ним! - Посмотрите, мы попали с вами на улицу Приветствий. - Давайте напомним Мише, какие слова – приветствия мы используем в речи? - Как здороваются со взрослыми? - Как можно здороваться с друзьями? - Какое выражение лица должно быть у приветливого человека? - Давайте нарисуем улыбку. - Посмотрите, Миша не правильно расположил слова – приветствия. Давайте поможем ему исправить ошибки. - Ребята, а кто из вас знает с помощью каких жестов можно поприветствовать друг друга? - Давайте научим Мишу здороваться с помощью рукопожатия. | - Здравствуй, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро. - Здравствуйте! - Привет! - Приветливый человек при встрече улыбается. Один учащийся выходит к доске, выполняет задание (меняет местами слова в соответствии с картинками) - Поприветствовать друг друга можно с помощью рукопожатия. Два мальчика выходят к доске, здороваются за руку. | Музыка заканчивается, дети открывают глаза. Презентация: слайд 3. Интерактивная доска: слайд 1.
(учащийся рисует улыбку) Интерактивная доска: слайд 2. | |
Площадь Правил Вежливости. | |||
- Молодцы! Идем дальше! - Посмотрите, мы пришли на площадь Правил Вежливости. Ребята, настало время познакомить Мишу с правилами вежливости. Давайте расскажем ему и нашим гостям стихотворение, которое мы с вами учили.
Тому, кто послабее Вы будете защитником Пред сильным не робея. Знал одного ребенка я, Гулял он с важной нянею Она давала тонкое Ребенку воспитание. Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик Он их благодарил – «Спасибо» говорил. Нет, ежели вы вежливы, То вы благодарите, Но мячика у мальчика Без спроса не берите! - Надеюсь, и вы, и Миша, всегда будете соблюдать эти несложные правила вежливости. |
И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе.
В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду.
То сидя на уроке Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами.
То в разговоре с тетей И с дедушкой И с бабушкой Вы их не перебьёте. Дети занимают свои места. | Презентация: слайд 4. Читают стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы». | |
проспект Извинений и Просьб. | |||
- А мы с вами идем дальше, и попадаем на проспект извинений и просьб. - Посмотрите, Миша опять все перепутал. Давайте ему поможем разобраться, какие слова мы относим к формам извинения, а какие к формам просьбы. - Нельзя путать эти слова. Нужно знать в какой ситуации их употребить. Вот например такая ситуация: на перемене Миша случайно толкнул девочку, как он должен поступить в этой ситуации? - Правильно! Молодцы! А вот вам другая ситуация: в книжном магазине Мишу заинтересовала одна книга, но он не знает, хватит ли ему денег, чтобы ее купить. С какими словами Миша должен обратиться к продавцу, чтобы узнать цену? - Нужно ли извиняться в этой ситуации? - Правильно, ведь он не сделал ничего плохого, чтобы извиняться. Надеюсь, Миша и вы, будете правильно употреблять слова – извинения и просьбы. | выходит учащийся и меняет местами слова на доске Миша должен извиниться перед девочкой, сказать «Извини, пожалуйста» Он должен обратиться со словами «Скажите, пожалуйста» или «Будьте добры». - Нет. | Презентация: слайд 5. Интерактивная доска: слайд 3. | |
Зоопарк вежливых животных (динамическая пауза). | |||
- А мы с вами идем дальше и на нашем пути – Зоопарк вежливых животных. Ребята, в стране Волшебных Слов даже все животные вежливые! Они тоже умеют приветствовать друг друга при встрече. Но они не умеют разговаривать и приветствуют друга с помощью жестов. Давайте научимся приветствовать друг друга с помощью жестов животных. Вставайте. - Как могли бы поприветствовать друг друга медведи? - Жирафы? - Львы? - Обезьянки? - Хорошо, молодцы! Занимайте свои места и пойдем дальше. | Встают рядом с партами. -Вращение головы. - Наклоны вперед. - Повороты влево, вправо. - Подскоки. | Презентация: слайд 6. Учащиеся повторяют за учителем движения. | |
перекресток Добрых Дел. | |||
- Посмотрите ребята, мы с вами оказались на перекрестке Добрых Дел. Вежливый человек всегда совершает добрые дела. Давайте поможем Мише разобраться, какие добрые дела должны совершать вежливые дети. А помогут нам в этом животные. | На доске картинки с изображением животных. Добрые дела оставляют, нехорошие поступки зачеркивают. | Презентация: слайд 7. Интерактивна доска: слайд 4, 5,6. | |
переулок Благодарности | |||
- Ну что ж, ребята, двигаемся дальше. Вот мы с вами оказались в переулке Благодарности. Ведь за добрые дела принято благодарить друг друга. - Но посмотрите, Миша вспомнил всего лишь одно слово, с помощью которого люди благодарят друг друга. А чтобы пойти дальше, этого недостаточно. - Давайте вспомним, какие еще слова благодарности бывают? Для этого нужно обвести слова по пунктиру и прочитать, что получилось. - Когда мы должны употреблять слова благодарности? - Да, ребята, это все добрые дела, а за добрые дела мы всегда людей благодарим. Двигаемся дальше! | Смотрят на доску. Обводят по пунктиру слова, читают: Благодарю вас! Большое спасибо! Я вам признателен! - Когда нам помогли, угостили чем-то, подарили подарок. | Презентация: слайд 8. Интерактивна доска: слайд 7. Спасибо Пунктирные слова | |
Парк Пожеланий. | |||
- Ребята, вежливый человек должен еще уметь пользоваться словами – пожеланиями. - Давайте расскажем Мише, в каких ситуациях мы можем их использовать. - Ну что ж, ребята! Мы выполнили просьбу королевы Вежливости, научили Мишу быть добрым и вежливым, наше путешествие подходит к концу. Миша хочет что-то вам сказать. - Посмотрите, каким опрятным стал наш Миша! Ведь вежливый человек всегда следит за своим внешним видом! - Давайте попрощаемся с Мишей и что-нибудь ему пожелаем. | - читают формы пожеланий, рассказывают. - Всего хорошего, Миша! - Будь добр и вежлив! - Доброго тебе пути! - До свидания! | Презентация: слайд 9. Презентация: слайд 10. Презентация: слайд 11. | |
4. | Итоги урока. | ||
- И нам с вами пора возвращаться обратно! Давайте представим, как будто мы летим обратно в школу. - Ребята, вам понравилось наше путешествие? - Чему мы учили Мишу? - Какие задания мы выполняли? - Что понравилось больше всего? | Закрывают глаза , мечтают под музыку. Да! Вежливости, волшебным словам. Перечисляют. Отвечают. | Презентация: слайд 12. (звучит музыка) | |
5. | Организационное окончание урока. | ||
- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на уроке! Я вами горжусь и надеюсь, что вы всегда будете вежливыми! А сейчас урок окончен, идите на перемену. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков СБО "Культура общения между юношами и девушками"
Правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах...
Конспект воспитательского часа "Культура общения по телефону"
Знакомство воспитанников с правилами общения по телефону, правильно вести беседу, с особенностями построения отношений с другими людьми играет большую роль при воспитании детей. Педагогам необходимив ...
Понятие информационного выступления и его виды. Урок по культуре общения в 7 классе
Презентация. МБОУ лицей № 5...
План- конспект урока по теме: "Общение"
План- конспект урока по теме "Общение"...
Урок - игра "Культура общения"
Урок по культуре общения....
Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" - "Прогулка по саду. «Чтение» изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)
Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" -"Прогулка по саду. "Чтение" изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА сумеренной, ...