"Основные грамматические категории имени существительного"
план-конспект урока (9 класс) по теме
Урок-закрепление изученного материала в 9 классе коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok-2011.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Основные грамматические признаки имени существительного.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени существительном.
2. Развивать умение определять грамматические признаки имен существительных через
разнообразные формы работы.
3. Воспитывать самостоятельность, мотивацию к получению знаний.
Оборудование: схема «Грамматические признаки имён существительных», карточки с заданиями, тесты, цветные жетоны для оценивания, сигнальные карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент, психологический настрой учащихся.
II. Повторение.
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Проверим, хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока . У вас на столах лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете карточку со знаком «+», если не согласны, то со знаком «- «
(тест «Имя существительное», работа с сигнальными карточками; работа учащихся оценивается с помощью цветных жетонов на «3», «4» или «5»)
1.Имя существительное – часть речи
2.Имя существительное обозначает действие
3.Имя существительное обозначает предмет
4.Имя существительное отвечает на вопросы какой?какая?какое?
5.Имя существительное отвечает на вопросы кто?что?
(проверка, оценивание)
III. Постановка целей и задач урока.
- Продолжаем повторять всё, что мы изучили об имени существительном . Сегодня на уроке нам предстоит выполнить большую работу – вспомнить, какими признаками обладает имя существительное. Не только вспомнить, но и на примерах показать свои знания. Итак, тема нашего урока - «Основные грамматические признаки имени существительного»
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Одушевлённые – неодушевлённые имена существительные.
- Скажите, на какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)
-Какой признак существительных мы можем определить с помощью этих вопросов? (одушевлённость-неодушевлённость; составление схемы)
-Проверим свои знания (карточки с заданием)
1. Подчеркните строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) моряк, лисица, студент, Снегурочка.
2. Подчеркните строку, в которой все существительные неодушевлённые:
а) лес, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год.
(проверка, оценивание)
2. Собственные – нарицательные имена существительные.
Схема дополняется карточками «единичный предмет», «однородные предметы»
- На какой признак указывают эти слова? (единичные предметы – имена собственные, однородные предметы – нарицательные; составление схемы)
-Среди имён собственных и нарицательных есть очень важное правило. Кто помнит? (имена собственные пишутся с заглавной буквы)
-Давайте закрепим это правило, выполним задание (задание: соединить слова по смыслу, из скобок выбрать нужную букву)
(П,п)исатель (А,а)лександр (С,с)ергеевич (П,п)ушкин
(К,к)осмонавт (Ю,ю)рий (А,а)лексеевич (Г,г)агарин
(М,м)атерик (Е,е)вразия
(проверка, оценивание)
Гимнастика для глаз
3.Род имён существительных
- Имена существительные могут быть м.р., ж.р. и ср.р. Скажите, как правильно определить род имени существительного?
-Какие слова-помощники есть для этого в русском языке? (он- мой, она-моя, оно-моё; составление схемы)
-Следующее задание – записать в таблицу по 3 существительных м.р., ж.р., ср.р.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
(проверка, оценивание)
4.Число имён существительных.
-Следующим грамматическим признаком имён существительных является число. Скажите, как определить число имени существительного? (ед.ч. - один предмет, мн.ч. – много предметов; составление схемы)
Динамическая пауза
-А теперь немного отдохнём. Если я называю существительные в ед. ч., то вы приседаете, если во мн.ч. – тянетесь вверх.
5. Падеж имён существительных.
-Итак, у нас остался ещё один признак имени существительного – это падеж. Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке? (ученики называют падежи и падежные вопросы; составление схемы)
-А сейчас потренируемся в определении падежей имён существительных (карточки с заданием)
Определи падеж имён существительных:
в лесу -
по дереву -
с берега –
у дома -
у друга –
перед школой –
за партой –
к сестре -
(проверка, оценивание)
V. Подведение итогов.
- Посмотрите, у нас получился своеобразный «Дом существительных», где этажами являются признаки этой части речи. Построили мы его из наших знаний. Как строители возводят дома по кирпичику, так и мы с вами в течении нескольких лет по-немногу собирали знания, и вот в 9 классе составили целый дом знаний. Эти знания пригодятся вам и в дальнейшем.
-Посмотрите внимательно на схему. Как вы думаете, почему я подчеркнула число и падеж красным цветом? (красный цвет – цвет опасности, возможность совершить ошибки, так как эти признаки – изменяемые, непостоянные, а остальные признаки – постоянные)
VI. Оценивание работы учащихся на уроке (подсчёт жетонов, выставление оценок)
VII. Домашнее задание: стр.53, правило; упр.71 (комментирование)
Спасибо за урок!
Схема
Грамматические признаки имени существительного
Падеж
И., Р., Д., В., Т., П.
Число
ед.ч. мн.ч.
один много
предмет предметов
Род
м.р. ж.р. ср.р.
он она оно
мой моя моё
Собственные Нарицательные
единичный однородные
предмет предметы
Одушевлённые Неодушевлённые
кто? что?
Имя существительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 10 классе по теме "Лексико - грамматические разряды имен существительных"
Урок включает в себя не только подачу нового материала,но и содержит комплексную подготовку к ЕГЭ....
Интерактивные опорные схемы "Основные категории имени существительного"
Интерактивные опорные схемы предназначены для уроков письма и развития речи в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Могут использоваться при изучении нового материала в 5 классе и для повтрени...
Грамматические категории имени существительного
Презентация к уроку русского языка...
Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола
Латинское существительное и глагол имеют почти те же грамматические категории, что и русское существительное и глагол....
Конспект урока "Грамматические признаки имени существительного"
Урок русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного " в 5 классе для детей с умственной отсталостью является обобщающим после изучения большой темы....
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»
В статье рассматривается специфика употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в рассказе М. Горького "Воробьишка"....
Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Дифференциация согласных ч-ц.
Тема: Актуализация знаний о словах-предметах. Правила определения рода, числа и падежа существительных....