Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола
план-конспект урока (9 класс) на тему
Латинское существительное и глагол имеют почти те же грамматические категории, что и русское существительное и глагол.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МО и Н
ГБОУ СОШ №47
Кафедра иностранных языков
Конспект открытого урока латинского языка по ФГОС
Тема: «Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола»
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Я полагаю, что именно совместная деятельность учителя, который инициирует и направляет активность обучающихся, бросая вызов их сообразительности, и ученика способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Второй урок основного курса латинского языка я посвящаю «Грамматическим категориям латинского существительного и латинского глагола» с целью развития навыков правильного определения грамматических категорий существительных и глаголов в латинском языке. Общеизвестно, что, знания грамматических основ классической латыни позволят в дальнейшем:
– формировать навыки правильного определения грамматических форм в латинских текстах
– развивать умения понимать смысл текстов учебного характера
– решать практические, социальные и личностно-значимые проблемы;
– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя при изучении латинского языка.
Данный конспект урока по латинскому языку представляет собой пример личностно-ориентированного урока по теме «Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола» в 10 классе учащихся первого года обучения (учебник «Латинский язык», авторы В.Н. Ярхо, В.И. Лобода – М.: Просвещение, 2010. – 319 с).
При планировании времени урока предусматривается возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения особенностей латинской грамматики.
Аспекты урока:
Цель урока | Формирование ключевых компетенций по определению грамматических категорий латинского существительного и латинского глагола на уроке латинского языка. |
Задачи урока: | Практическая: |
Тип урока: | урок комплексного применения знаний с использованием электронно-образовательных ресурсов. |
УУД: | Личностные: – комплексный анализ приобретенных знаний на уроке. |
Форма урока: | урок решения практических задач. Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы. |
Этапы учебного занятия
I. Организационный момент
Тема урока: «Грамматические категории латинского существительного и латинского глагола»
Автор: Циклаури Светлана Павловна, педагог французского и латинского языков ГБОУ СОШ № 47 г. Владикавказа РСО –Алания
Описание занятия: данный конспект урока латинского языка разработан и реализован преподавателем латинского языка Циклаури Светланой Павловной
Занятие направлено на изучение и закрепление знаний по классической латыни и может быть использовано в курсе преподавания латинского языка в гимназиях и общеобразовательных школах, дающих курс латинского языка в рамках элективных курсов.
Цели занятия:
- Развитие познавательного интереса к курсу классической латыни у учащихся старших классов, готовящих себя к поступлению в медицинские академии и на другие факультеты, включающие курс латыни
- Развитие у учащихся умения проводить параллели между грамматикой латинского и русского языков
- Закрепление и повторение программного материала непосредственно на уроке по латинскому языку
Задачи:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса к дисциплинам вне школьного цикла, воспитание информационной и просветительской культуры
- Учебная – изучение и закрепление основных навыков владения грамматикой латинского языка
- Развивающая – развитие логики мышления, развитие кругозора, обеспечение преемственности обучения в старших классах школы и первого курса вуза
Подготовительный этап: изготовление карточек грамматических форм,
существительного и глагола
Ход занятия: Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие по латинскому языку посвящено теме грамматических категорий существительного и глагола в латинском языке. Но в начале, давайте вспомним, какими грамматическими категориями обладают существительное и глагол в русском языке.
Учащиеся называют: род,число, падеж,склонение существительного в русском языке и грамматические категории глагола: лицо, число, время, наклонение, залог.
Учитель: I. Латинские существительные и глаголы имеют те же грамматические категории. Начнем с существительного – категория рода: genus masculinum(мужской род), genus femininum (женский род), genus neutrum (средн. род)
Категория числа- numerous singularis, numerous pluralis – ед. и мн. Число
Категория падежа – casus – nominativus (именит. падеж), genetivus (родит. падеж), dativus (дат. п), accusativus (винит. п), ablativus (отложительный или отделительный падеж), vocatives (звательный падеж).
Категория склонения – declination – изменение имен по числам и падежам.
Учащиеся хором проговаривают латинские термины и сравнивают функции падежей в латинском и русском языках. Учитель концентрирует внимание на функции звательного падежа, аналога которого нет в русском языке, но который сохранился в украинском языке и говорит о совпадении форм звательного и именительного падежей. Затем идет хоровое проговаривание названий падежей на латинском языке (развивающая функция). Затем раздаются карточки грамматических форм латинского существительного, и учащиеся закрепляют произношение латинских терминов (обучающая функция).
Учитель: II. Латинский глагол. Ребята! Как мы уже говорили, у латинского глагола есть два залога: genus activum и genus passivum (активный и пассивный залоги), и три наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное. Времена латинского языка делятся на две группы- по способу образования основ- основа инфекта и основа перфекта. В основу инфекта входят незаконченные времена, а в основу перфекта – законченные.
Все латинские глаголы делятся в зависимости от конечного гласного основы инфекта на 4 спряжения. Основа 1-го спряжения оканчивается на ā , 2-го спряжения – на ē, 4-го – на ī. К третьему спряжению относятся глаголы 2-х типов: а) основа оканчивается на краткий , тематический гласный –ě, б) основа оканчивается на краткое –ĭ.
Инфинитив образуется при помощи суффикса – rě, присоединяемого непосредственно к основе для глаголов 1,2,4 спряжений и с помощью соединительного гласного – ě для глаголов 3-го спряжения .
В следующем этапе вы самостоятельно должны образовать инфинитивы глаголов, написанных на доске (дети образовывают инфинитивы и комментируют способы образования – обучающая функция).
Итак, наше занятие на этом завершено. Большое спасибо всем за участие и активную помощь на уроке. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основные грамматические категории имени существительного"
Урок-закрепление изученного материала в 9 классе коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс
Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...
Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс
Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...
Грамматические категории имени существительного
Презентация к уроку русского языка...
Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных
Грамматическая категория одушевленности - неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности - неодушевленности предметов в русском языке....
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
Урок повторения и обобщения по теме "Глагол" на основе использования группировки слов....
Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Дифференциация согласных ч-ц.
Тема: Актуализация знаний о словах-предметах. Правила определения рода, числа и падежа существительных....