ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ "ГЕНИЙ ЛОМОНОСОВА"
материал по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия о М.В.Ломоносове посвещена его трёхсотлетнему юбилею и предназначена для коррекционных школ. В частности, проводилось мероприятие в школе 1 вида. данная разработка содержит материал для презентации и конкурсные задания по биографии учёного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие "Гений Ломоносова" | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие – презентация «Гений Ломоносова».
Для учащихся старших классов школы 1 вида.
Введение.
Внеклассные мероприятия в школе – это важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведённые, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, расширяют кругозор учащихся, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде. Всё это, безусловно, важно для формирования личности.
Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, всегда дают возможность не только сообщить научную, историческую, биографическую информацию, но и поговорить с ребятами о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни М.В.Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии, трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в 300-летний юбилей Великого Помора.
Цели мероприятия:
Образовательные:
- дополнить знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;
- формировать умение говорить и понимать устную речь;
- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.
Воспитательные:
- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение к людям, прославившим НАШУ СТРАНУ;
- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;
- вырабатывать усидчивость и внимание;
- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Развивающие:
- вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;
- развивать речевые способности;
Форма мероприятия: презентация, игровой конкурс между классами после просмотра.
Методы: Репродуктивный; Наглядно-образный; Творческий.
Оборудование:
Компьютерная презентация «Гений Ломоносова»; Компьютерное оборудование для показа презентации; Портрет М.В.Ломоносова и слова эпиграфа;
Речевые карточки с вопросами и ключевыми словами;
Материал для выполнения конкурсных заданий после просмотра презентации;
Заранее оформленный стенд о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
Структура мероприятия:
показ и речевое сопровождение презентации о жизни и деятельности М.В. Ломоносова,
игровые конкурсы между классами после просмотра.
Поощрение: За каждый выигранный конкурс класс получает звезду (звёзды 4-х цветов (по количеству классов). В результате получается звёздное небо, на котором появляются слова: «М.В.Ломоносов - выдающаяся личность и гениальный учёный ». Награждение класса, получившего большее количество баллов (звёзд) за правильные ответы.
План внеклассного мероприятия – презентации по литературе «Гений Ломоносова».
Слайд 1. Гений Ломоносова.
… архангельский мужик, По своей ли, божьей воле
Стал разумен и велик. (Н.А.Некрасов)
Слайд 2.
19 ноября 2011 года отмечается юбилей (300лет) выдающегося учёного, великого человека Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд 3. Родина М.В.Ломоносова.
Родился Михаил Васильевич Ломоносов в деревне Мишанинская Двинского уезда Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области) в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны.
Слайд 4.
У отца было своё парусное судно, дом с прудом, в котором он разводил рыбу. Он был настоящий помор: настойчивый, трудолюбивый, смелый. Эти черты унаследовал его даровитый сын. В 10 лет Михаил начал ходить с отцом на тяжёлые рыбные промыслы по реке Северная Двина к Белому морю и Северному Ледовитому океану.
Слайд 5. Учёба Ломоносова
Грамоте Михаила обучал местный дьячок С.Н.Сабельников. Выучившись письму, Михаил писал прошения, письма всему селу. Его тянуло к знаниям.
В 19 лет Ломоносов принял решение уйти из дома. Зимой 1730 года с рыбным обозом пешком он отправился в Москву.
Слайд 6. Учёба в Москве.
В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Спасские школы. Учителя Ломоносова - талантливый педагог математических и навигационных наук Л.Ф.Магницкий и преподаватель грамматики Мелентий Смотрицкий. Ломоносов много читал, стал лучшим учеником. За один год прошёл 3 года обучения.
Слайд 7. Учёба в Петербурге, Киеве, Германии.
- Страсть его к наукам была велика. Он прослушал курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке.
- В 1734 году Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву.
- В 1735 годуего в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения.
- А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала они учились в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.
Слайд 8.
За 11 лет упорного труда Ломоносов получил среднее и высшее образование и стал учёным. Он писал: « Я своей чести достиг не слепым участием, но … талантом, трудолюбием и терпением…». Став учёным, Ломоносов решил развивать науки и «других учить» .
Слайд 9. Ломоносов - учёный
Грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, астрономии, читает студентам лекции. Главной своей специальностью считает химию. В 1745 году получил звание профессора по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.
Слайд 10.
С интересом Ломоносов работает в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим» , а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла». В оде «На день восшествия на …» Ломоносов обращается к молодым людям с призывом учиться, чтобы прославить свою родину Россию.
Слайд 11.
Важное открытие Ломоносова в астрономии - ночезрительная труба.
Слайд 12. Увлечение мозаикой.
Самым серьёзным увлечением в жизни Ломоносова была мозаика из цветного стекла.
- В 1752 году закончена первая мозаичная картина – "Мадонна». Потом будут другие – яркие, самобытные.
- Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий.
- В дальнейшем Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.
Слайд 13. Ломоносов – основатель Московского университета.
Слайд 14. Память о Ломоносове
Память о М.В.Ломоносове увековечена во множестве памятников по всей России. Особенно много их на родине учёного в городе Архангельске и области. В селе, где родился Ломоносов, созданы музей, костерезная мастерская, школа названа в честь имени знаменитого земляка и само село сейчас носит имя Ломоносова.
Слайд 15. Достижения Ломоносова.
- Научные открытия по химии и физике.
- Создание научных лабораторий.
- Преподавание студентам.
- Написание научных трудов.
- Литературная деятельность (сочинение стихотворных и прозаических текстов).
- В языке -создание «теории трёх штилей».
- Создание ночезрительной трубы (сейчас - телескоп).
- Создание мозаичной мастерской, стекольного завода. Составление мозаики. Основание Московского университета.
Конкурсные задания.
- Какой головной убор носят учёные? (выбрать из предложенных: кепка, шапка, платок, чепчик, берет)
- Какие качества понадобились Ломоносову, чтобы стать великим учёным? Выбрать из набора качеств. (талант, трудолюбие и терпение)
- Составить картинку из пазлов (мозаика «Полтавская баталия»).
- В какой науке Ломоносов сделал больше всего открытий? (химия). Опыты: растворить в воде сахар или соль, соду, окрасить воду марганцовкой, йодом.
- Какое учебное заведение основал Ломоносов? (выбрать картинку).
- К какому штилю (высокому, низкому) относятся слова: депутат, выдающийся, классно, большой, колоссальный, гениальный, учёный, личность, умный, клёвый, пацан. С какими словами можно составить словосочетания? (выдающаяся личность, гениальный учёный). Оформить надпись на доске как вывод о Ломоносове (Михаил Васильевич Ломоносов – выдающаяся личность и гениальный учёный).
- Почему, говоря о Ломоносове, мы называем звёздное небо? (придумал ночезрительную трубу)
Речевые карточки.
- Карточки –вопросы.
- Какой головной убор носят учёные?
- Какие качества понадобились Ломоносову, чтобы стать великим учёным?
- Составить картинку из пазлов.
- В какой науке Ломоносов сделал больше всего открытий?
- Какое учебное заведение основал Ломоносов?
- К какому штилю (высокому, низкому) относятся слова: депутат, выдающийся, классно, большой, колоссальный, гениальный, учёный, личность, умный, клёвый, пацан. С какими словами можно составить словосочетания?
- Почему, говоря о Ломоносове, мы называем звёздное небо?
- Карточки со словами.
- Названия головных уборов: кепка, шапка, платок, чепчик, берет.
- Существительные: доброта, трудолюбие, настойчивость, упорство, талант, любовь, терпение.
- «Полтавская баталия», Пётр 1 Великий.
- Химия. Опыт: йод, перманганат калия (марганцовка).
- Московский университет.
- Высокий стиль (книжный) , низкий стиль (разговорный), депутат, выдающийся, классно, умный, клёвый, колоссальный, гениальный, учёный, личность, пацан. Предложение: Михаил Васильевич Ломоносов – выдающаяся личность и гениальный учёный.
- Ночезрительная труба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 Марта - день чудесный.... (Внеклассное мероприятие) + Презентация
Разработка для учащихся 4-5 классов....
Внеклассное мероприятие "Презентация профессии "Повар-кондитер""
Представленная методическая разработка насыщена интеллектуальными, игровыми и практическими заданиями, которые могут быть использованы как единым материалом презентации п...
Формирование личности на уроках литературы и внеклассных мероприятиях (презентация)
Классный руководитель и воспитательная система класса в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Внеклассное мероприятие : презентация класса
Данный материал представляет собой сценарий презентации 5 класса на районном конкурсе. Сценарий построен на основе известного тележурнала "Ералаш"....
Внеклассное мероприятие "Презентация кабинета химии"
Химический вечер для обучающихся 7-х классов с большим количеством увлекательных опытов, подготовленный силами старшекласников. Красивое музыкальное введение в сложный, занимательный и интересный мир ...
Внеклассное мероприятие (презентация) для учащихся 6 класса «Командная географическая игра «Богатства недр Земли»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса«Командная географическая игра «Богатства недр Земли»...
Внеклассное мероприятие, посвящённое М.В. Ломоносову.
Данная разработка является дополнительным материалом....