Внеклассное мероприятие, посвящённое М.В. Ломоносову.
методическая разработка по естествознанию (11 класс)
Данная разработка является дополнительным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_posvyashchyonnoe_m.v._lomonosovu.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие,
М.В. Ломоносову
Афонина Анна. В истории человечества известно много разносторонне одаренных людей. Богата славными именами и русская земля. Среди них почётное место занимает имя первого российского гениального учёного, выдающегося поэта и общественного деятеля – Михаила Васильевича Ломоносова (слайд 1).
Сорокин Роман. «Я дело стану петь, несведомое прежним», – так сформулировал Михаил Васильевич кредо своей жизни. Благодаря его достижениям получили развитие отечественная наука, культура и язык. Ломоносов совершил фундаментальные открытия и добился значительных результатов в области химии и физики, географии и истории, в горнорудном деле и металлургии, в языкознании, риторике и литературе.
Ведущая. Афонина Анна
О, Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаём тебе признанья.
Ты наш учёный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Ведущий. Сорокин Роман
Нет, ты не бог,
Не наделён божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всё и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты — чудо-Человек!
Слайд 2
1 эпизод
Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. (Артемьев Д...Шугаев К., Спирькин М.)
На фоне музыки:
(Кантеев А.)
– …дитятко, поморский сын!
Ты был как кораблик белопарусный!
Как чаечка был белокрылая,
…дитятко, поморский сын!
Белопарусный кораблик ушёл за море,
Улетела чаица за синее… Слайд 3
Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.
Мальчик и отец:
Шугаев К.. Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?
Артемьев Д. – Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.
Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша – повзрослевший мальчик.
Спирькин М.– Татко, а латинскому языку где учат?
Артемьев Д...– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…
Спирькин М. – Ну…Сей день не без завтра…
Артемьев Д.. – Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…
Спирькин М. – Татенька! А все господа многограмотны.
Артемьев Д.. – Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”
Спирькин М. – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
Артемьев Д.. – Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
Спирькин М. – Татенька, государь, благослови в Москву учиться…
Артемьев Д. – Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”
Спирькин М. – Татенька, не плачь!..Воля твоя…
Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.
2 эпизод
Сценка. (Ведущие отступают в сторону. Входят мачеха и отец Ломоносова. Отец опирается на палку). (Суняйкина К., Хромов Е., Найловец Д., Кантеев А.) )
Мачеха – Суняйкина К.
Отец – Хромов Е.
Дьячок - Найловец Д .
Михаил –Кантеев А..
С. мачеха, ( недовольно) Василий Дорофеевич, прими ты меры к сыну своему Михайле.
Х..Отец. А что стряслось-то?
С.Мачеха. Да ты сам видишь, проку от него в доме никакого. Ничего не делает, только сидит да книжки свои читает. Станешь его укорять, а он уткнется в страницу, губы сожмет и молчит. Своенравный отрок да упрямый. Слайд 4. Слайд 5
Х. Отец. Права, ты конечно, только я уж и не ведаю, как с ним поступить. Вижу, вижу, что в семье неладно, да выхода не нахожу. Сама знаешь, я даже женить его хотел. Отыскал дочь на выданье у одного неплохого человека, да Михайло и слушать о свадьбе не пожелал, прикинулся больным.
С. Мачеха. А еще слухи ходят, будто он всех расспрашивает, принимают ли в Москве на учебу сыновей рыбацких.
Х.Отец. Ох, неужто про Москву думать затеял?
Робко входит дьячок. Найловец Д. Дьячок. Василий Дорофеевич, мне потолковать с тобой нужно Мачеха. Говори, дьячок, чего тебе надо? Слайд 6
Н.. Дьячок (падает на колени). Василий Дорофеевич, прости меня. Был я у твоего сына наставником, да, видит Бог, нечему мне более учить его. Превзошел меня Михайло по всем знаниям. Отпусти его с рыбным обозом в Москву, там, если повезет, пристороится юноша к ученому делу.
Х.Отец (ошарашено). Да о чем ты говоришь-то, дьячок, думай! Я мыслил. Будет Михайло мне помощником, а ты просишь вовсе его отослать незнамо куда.
С.Мачеха. Пойдем, Василий Дорофеевич, об Михайле мне одно ведомо: женить парня надо, да и дело с концом. Семья, она от себя далеко не отпустит. Он тогда о Москве и не помыслит. ( Уводит отца)
Дьячок всхлипывает, утирает глаза, поднимается с колен. Вбегает Михаил Ломоносов.
Кантеев.Михаил. Ну что, удалось тебе уговорить тятеньку?
Дьячок. Нет, он и слышать о науке не захотел.
Михаил. Я так и знал. А тут еще мачеха поедом ест, и ведь зажиточный дом у нас, а я холод и голод в нем терплю из-за нее. Я и сам пробовал отпроситься, в ноги падал, но так ничего и не добился.
Дьячок и Михаил Ломоносов уходит.
3 эпизод
На сцене ведущие (на каждом академическая шапочка)
Журавлева Е., Кочетков Н.. Слайд 7
– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.
Слайд 8- В январе 1731 г. М. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение.
- Позже Ломоносов вспоминал: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…». Слайд 9
- Но уже через год ребятам пришлось прикусить языки. Ломоносов освоил трехлетнюю программу за 1 год и уже мог сочинять стихотворения на латыни.
Слайд 10-В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайлу Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.
Слайд 11- В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Ломоносов создаёт учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. В 19 веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
Слайд 12- В 1741 году сформировавшимся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук.
-До Ломоносова считалось, что науки можно изучить только на латинском языке. В 1746 году состоялась первая публичная лекция М.В. Ломоносова по физике на русском языке. Он доказал, что науки можно изучать на русском языке, полностью отвергнув предположения скептиков.
Слайд 13.К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук. Слайд 14
4 эпизод
(Елизавета и Ломоносов)
Кантеев А.- Ломоносов
Новикова А - Елизавета
На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.
Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.
Ломоносов кланяется.
Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!
Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.
Ломоносов садится.
Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….
Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.
Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.
Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.
Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось.
(Откладывает листы в сторону, задумываясь) Слайд 15.
Ломоносов:
О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать!
5 эпизод
Ведущие. Афонина А., Сорокин Р.
Афонина А..– Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В.Ломоносов.
Сорокин Роман.– Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Афонина А.. – По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.
Сорокин Р..–Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.
Афонина А..–. Какие же открытия совершил Ломоносова в области химии? (слайд 16).
Учитель химии. (Колесников Егор) Химия была любимой наукой Ломоносова, его страстью (слайд 17). Он считал, что эта наука, показывая, как из нескольких соединённых элементов образуются новые, ведёт к пониманию внутренней структуры веществ.
Но проводить серьёзные химические опыты было негде. В течение шести лет Ломоносов добивался открытия химической лаборатории при Академии наук. Она была открыта в 1748 году и находилась недалеко от дома Ломоносова.
Каких же результатов добился учёный в химии?
Главное, о чём следует сказать – это закон о сохранении массы веществ (слайд 18). Этот принцип был общеизвестен. Заслуга же Ломоносова в том, что он осознал связь между сохранением веса и переходом потенциальной энергии в кинетическую (это говоря современным языком науки).
В конце 40-х годов Ломоносов занимался опытами по производству цветного стекла (слайд 19) мечтал об организации мозаичного дела в России. В 1752 году Михаил Васильевич получил разрешение на строительство стекольной фабрики под Петербургом. Через два года она была построена. За 12 лет на этой фабрике было изготовлено 15 работ: девять портретов (два Петра I, два Елизаветы Петровны, Петра III, его матери Анны Петровны, Екатерины II, Г. Г. Орлова и П. И. Шувалова) (слайд 20), две иконы Богоматери, «Нерукотворный Спас», «Александр Невский», «Апостол Пётр», «Апостол Павел» (слайд 21)и композиция «Полтавская баталия» (слайд 22). Ломоносовская мозаика не стремилась имитировать живопись, как это было принято в европейских странах. В ней, наоборот, подчёркивается своеобразие мозаики как вида искусства.
Сорокин Р.. Каких же достижений добился Ломоносов в области физики? (слайд 23).
Учитель физики. (Каштанова А.) Ломоносову удалось разработать теорию теплоты и высказать мысль о существовании атомов и молекул (слайд 24). Поддерживая идеи Роберта Бойля и своего учителя Христиана Вольфа, Ломоносов пытался объяснить строение веществ с точки зрения корпускулярной теории (корпускулами в те времена называли молекулы). Но он расширил эту теорию, введя в неё законы и принципы, которые уже были известны механикам и математикам.
Проведённые многочисленные опыты убеждали учёного в том, что мир состоит из атомов и молекул. Его идеи о связи вещества и движения легли в основу не только молекулярно-кинетической теории, но и многих положений современной физики частиц.
Значимы результаты исследований Ломоносова в области атмосферного электричества (слайд 25). Наблюдая за грозовыми явлениями, учёный высказал предположение, что «электрическая сила» образуется в момент циркуляции воздушных потоков, когда происходит интенсивное трение частиц воздушных паров. Свои опыты Михаил Васильевич проводил вместе с другом профессором Рихманом с использованием незаземлённых электрических установок, т.н. «громовых машин», которые они соорудили у себя дома. Во время проведения одного из таких опасных опытов Рихман был убит молнией. Этот трагический эпизод заставил Ломоносова искать способы управления электрической силой. Он предложил расставлять металлические стрелы вблизи жилых помещений, чтобы отводить удары молнии в землю.
Ломоносов был первым русским учёным, которого заинтересовала природа полярных сияний. Он сделал верное предположение о том, что они происходят в верхних разреженных слоях атмосферы при прохождении через них электрических разрядов. Афонина А.. В Германии Ломоносов изучал, прежде всего, металлургию и горное дело. Вернувшись на Родину, он делает многое для развития этих отраслей.
Учитель географии.(Лариошкин Е.) Значителен вклад Ломоносова в изучение недр нашей страны. Слайд 26
В 1757 году Ломоносовым написана речь «Слово о рождении металлов трясением земли». Поводом к написанию послужило землетрясение, которое разрушило столицу Португалии – Лиссабон. По мысли Ломоносова, результатом землетрясения является образование гор. Там, где земная кора трескается, рождаются вулканы. Там, где земля оседает, появляются равнины. В образовавшиеся в земной коре трещинах появляются минералы. Слайд 27
В 1763 году Ломоносов написал работу «О слоях земли», которая стала одной из первой в мировой науке работой, в которой ставится вопрос о возрасте и структуре земной коры. В этом сочинении учёный подробно описывает физико-географические особенности известных к тому времени континентов и анализирует причины, под действием которых формируется земная поверхность. Ломоносов считал, что из останков умерших животных и отцветших растений образуется торф, а из него – уголь. В процессе формирования угля из него образуется нефть и другие горючие вещества. Ломоносов первым догадался, что чернозём – это продукт гниения органических существ, а янтарь – застывшая смола. Слайд 28
Михаил Васильевич выдвигал проекты использования природных ресурсов страны, разрабатывал планы её экономического и культурного развития. Он предлагал освоить Северный морской путь.
Слайд 29. В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук. Он начинает собирать материалы для Нового российского атласа», изучает возможности развития речного судоходства, предлагает меры по охране лесов, ставит вопрос о необходимости развития сельского хозяйства, обновляет географические карты страны.
Сорокин Роман.– Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.
Афонина Аня - Пушкин сказал о Ломоносове: “Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Слайд 30
Сорокин Роман - Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России. Слайд 31
Звучит торжественная музыка..
(Видеофрагмент из фильма о Ломоносове)
Звучит двойной концерт И.С. Баха и ученик читает стихотворение «М. Ломоносов»
Читает КантеевА. Слайд 32
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайла Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайла Ломоносов
Родившийся под северной звездой.
Ведущие: Афонина А.. Сорокин Роман, Журавлева Е., Кочетков Н..
Ломоносов – Кантеев А..
Елизавета – Новикова А..
Мачеха – Суняйкина Ксения
Отец – Хромов Е..
Дьячок – Найловец Д.
Михаил – Кантеев А..
Мальчик – Шугаев К.
Отец – Артемьев Д.
Юноша – Спирькин М.
Рассказывают:
Колесников Егор
Каштанова А.
Лариошкин Евгений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....
Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина
Внеклассное мероприятие ожизни и реформах П.А. Столыпина....
Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.
Данное мероприятие преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....
Внеклассное мероприятие, посвящённое «Орденам Великой Победы»
Данный урок мужества (с презентацией) представляет собой рассказ учащихся об орденах Великой Отечественной войны и героях, получивших эти ордена первыми.. Ресурс можно использовать для классного...
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника
Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русск...
внеклассное мероприятие, посвящённое Дню учителя.
Праздничный сценарий со стихами, песнями и танцами....
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Святого Валентина.
Я - учитель начальных классов, но, т.к. сама очень люблю петь, решила провести у старшеклассников внеклассное мероприятие " О любви немало песен сложено", посвящённое Дню Святого Валентина. Буду рада...