Урок по теме "Основы домашнего консервирования"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Ефимова Светлана Владимировна

К разделу "Питание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_konservirovanie.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок СБО                                                                                                                        9 класс

Тема: ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО КОНСЕРВИРОВАНИЯ

Цели: познакомить учащихся со способами приготовления домашних запасов, причинами порчи продуктов, с основными тех нологическими процессами по подготовке сырья и тары к консер вированию; учить определять вес продуктов, используя посуду оп ределенной емкости.

Оборудование: банки стеклянные, крышки консервные (стеклянные, металлические, пластмассовые), ручная закаточная машинка, образцы различных консервов, весы, мерный стакан.

Словарь: консервирование, стерилизация, бланширование.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по в о п р ос а м:

  1. Как правильно выбрать место для отдыха?
  2. Какие природные источники воды вы знаете?
  3. Как правильно обеззараживать воду?
  4. Чем полезны дикорастущие травы?
  5. Почему нельзя употреблять в пищу травы, растущие вблизи городов?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Растительная пища играет важную роль в жизни человека. Но большинство пищевых( продуктов как растительного, так и животного происхождения не может долго сохраняться в свежем виде. Только некоторые из них, например зерновые про дукты, орехи, хранятся более или менее продолжительное время в обычных условиях.

Порчу пищевых продуктов вызывают главным образом микро организмы. которые обычно называют микробами.

Для нормального существования микробов требуется не только наличие пищи, но и ряд других условий. Если лишить микробы таких условий, они не смогут развиваться. Это важное обстоятель ство и лежит в основе консервирования.

Одно их главных условий жизнедеятельности микроорганиз мов - наличие влаги. При малом содержании влаги в самом продукте микробы не могут всасывать растворенные пищевые вещест ва и, следовательно, не могут питаться, хотя и не погибают. На этом основана сушка пищевых продуктов.

При варке из плодов варенья, джема, повидла в них создается высокая концентрация сахара, т. е. создается неблагоприятная сре да для развития микробов, что и обеспечивает хорошую сохран ность всех таких продуктов.

В кислой среде микроорганизмы также не развиваются. На этом основано маринование овощей, плодов, к которым добавляют уксусную кислоту. На том же основаны квашение и соление ово щей. мочение плодов и ягод. Только в этих случаях кислоту не до бавляют - она сама образуется в заквашиваемых овощах и плодах под воздействием молочнокислых бактерий.

Большинство микроорганизмов приспособлены для существо вания при температуре от 10° до 50 °С. И если температуру про дукта понизить, например, до 0 °С, развитие всех микробов в нем резко замедляется. На этом основано хранение продуктов в охлаж денном состоянии. Еще лучше сохраняются продукты заморожен ные.

Но все перечисленные способы воздействия на пищевые про дукты лишь ограничивают жизнедеятельность микроорганизмов. От всех этих способов принципиально отличается нагревание про дуктов до высоких температур. При температурах кипения (100° и выше) большинство микроорганизмов быстро гибнет. Именно на этом и основано консервирование пищевых продуктов способом тепловой стерилизации.

Для консервирования в домашних условиях необходимо обзавестись инвентарем, тарой, измерительными приборами. В качестве тары в домашних условиях используют стеклянные банки различной емкости. Они удобны тем, что их легко мыть и Хранить, они не ржавеют, не изменяются от действия на них со держимого и сами не придают консервам никаких привкусов.

Укупоривают стеклянные банки жестяными, стеклянными и пластиковыми крышками. Сейчас есть в продаже банки с завинчи вающейся крышкой.

Для подготовки продуктов к консервированию потребуются ножи, терки, овощерезки, шинковки, дробилки, тазы, кастрюли.

Для закатывания банок жестяными крышками необходима руч ная закаточная машинка.

Для взвешивания и отмеривания продуктов применяются весы или стаканы определенной емкости.

  1. Изучение учащимися вкусовых качеств разных видов кон сервирования.

На столе учитель расставляет посуду с разложенными в ней квашеной капустой, солеными и маринованными огурцами или по мидорами, ягодами или фруктами из консервированного компота, вареньем.        

Задание: продегустировать продукты и определить способ консервирования.

  1. Обучение учащихся определению веса продукта с помощью мерных стаканов и стакана определенной емкости.

Задание 1. С помощью мерного стакана проверить объем банки емкостью 1/2 л, чайного стакана, столовой ложки.

Задание 2. С помощью весов проверить вес продуктов (сахара, соли), помещенных в банку, стакан, ложку.

  1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Перед приготовлением консервированных продук тов овощи, фрукты, ягоды подвергают первичной обработке. При первичной обработке овощи и фрукты сортируют, моют, очищают, измельчают, бланшируют.

Рассмотрим эти операции на примере подготовки яблок к кон сервированию.

Сортировка. Яблоки сортируют по сортам, размеру, степени зрелости, отбраковывая загнившие, перезрелые, мятые, поврежденные червоточиной плоды.                

Мойка. Отсортированные яблоки тщательно моют для удаления загрязнений, ядохимикатов, затем обсушивают.

Очистка и измельчение. Чаще всего для получения более каче ственного консервированного продукта плоды очищают от кожи цы, удаляют сердцевину ножом или специальным приспособлени ем и при желании нарезают на ломтики или дольки. Очищенные и нарезанные яблоки взвешивают и затем немедленно погружают в холодную воду или раствор соли, чтобы предохранить яблоки от потемнения. Хранить яблоки в воде долго нельзя, так как во время выдержки много ценных питательных веществ, особенно Сахаров, перейдет в воду и от этого ухудшится качество продукции.

Некоторые овощи и плоды требуют обязательного бланширо вания - кратковременной (от 1 до 6 минут) обработки сырья, кипя щей водой или паром. В результате бланширования ферменты раз рушаются и бланшированные плоды и овощи уже не темнеют, ста новятся более эластичными, лучше сохраняют свой натуральный цвет. После бланширования продукт немедленно охлаждается и может укладываться в подготовленную тару.

Тару также нужно предварительно подготовить: проверить, нет ли дефектов (трещин, сколов), тщательно помыть. Непосредствен но перед заполнением стеклянные банки стерилизуют разными способами. Все виды крышек, кроме пластмассовых, перед приме нением стерилизуют в кипящей воде.

(В процессе рассказа учитель показывает приемы первичной обработки на примере подготовки к консервированию яблок.)

IV. Итог урока.

  1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. С какими способами консервирования продуктов вы позна комились сегодня на уроке?
  2. Почему овощи и плоды не могут длительно храниться в обычных условиях?
  3. Какая тара может использоваться при консервировании, и какие вы используете дома?
  4. Какие заготовки можно сделать дома сейчас?
  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы получили некоторые теоретические сведения и ряд практических рекомендаций по вопросам консервирования. Эти знания помогут вам не просто воспроизводить и копиро вать в своей работе опыт других, но выполнять эту работу вполне сознательно и грамотно, понимать сущность явлений, происходя щих при подготовке к консервированию, в процессе консервирова ния. Это обеспечит успех в работе и избавит от ненужного брака.

3. Выставление оценок, их аргументация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированный тест по теме: "Заготовка продуктов. Домашнее консервирование" в 7 классе.

КОТ составлен для проверки знаний учащихся по теме "Заготовка продуктов. Домашнее консервирование" в 7 классе, занимающихся по учебнику: "Технология. обслуживающий труд: 7 класс / Под ред. В.Д. Симоне...

Презентация к уроку технологии на тему "Консервирование фруктов"

В презентации дана информация о способах консервирования, источниках витаминов, микро- и макроэлементах, даны полезные советы по консервированию, как взвесить без весов, информация о тепловой обработк...

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....

Заготовки продуктов. Домашнее консервирование

Тест по теме урока: "Заготовки продуктов. Домашнее консервирование" с ответами.По учебнику Технологи: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под...

Урок с использованием ЭОР. Предмет «Развитие речи и окружающий мир». Тема урока: «Дикие и домашние животные».

Сформировать у учащихся представления о домашних и диких животных, о значении домашних животных в жизни человека.Сформировать умение различать диких и домашних животных, классифицировать, определять, ...