Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"
план-конспект по теме
Занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zimniy_les_ii.2010g.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Путешествие в зимний лес»
Цель: Использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевого развития детей
Задачи:
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- развитие общей и тонкой моторики;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- воспитание выразительности и грации движений.
Оборудование:
- ворота
- ёлочки
- письмо на елке,
- игрушка снеговика,
- карточки артикуляционной гимнастики
- снегири на елке
- мешок с подарками от зайцев (ушки, морковки),
- рукавицы
- аудиофонограмма
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Логопед:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
Этот друг, ребята, лес. Сегодня мы, ребята, отправимся в лес.
?? – Какое сейчас время года? Почему? (ответы детей)
Т.к. сейчас зима, то мы отправимся в зимний лес. Но это лес не простой, а сказочный. В нем очень дружно живут все звери и птицы, они весело играют и очень рады зиме.
- Динамическое упражнение «Прогулка в лес»
1-2-3-4-5! В лес отправимся гулять По извилистым тропинкам, Потихоньку мы пойдём. На носочки дети встали, По дорожкам побежали. И на пяточках пойдём, По снежочку мы пройдём | Обычная ходьба Ходьба змейкой Бег на носках Ходьба на пятках |
Логопед с детьми подходит к зимней арке
Логопед:
- Ой, ребята, посмотрите, волшебные ворота. Оказывается, в волшебный лес попасть не так-то просто. Но я знаю, что нужно делать. В волшебный лес попадёт только тот, кто вспомнит любое слово о зиме.
(Ребёнок называет слово, проходит через ворота и попадает в лес)
Логопед:
- Как дышится легко и свободно в лесу. Давайте подышим правильно: сделали круг, встали ровно, спинка прямая, плечи расправлены. Глубокий вдох через нос (руки поднимаем вверх), выдох через рот (руки опускаем вниз через стороны). Повторить 3-5-раз.
- Молодцы. Ребята, пока мы с вами правильно дышали, за нами наблюдали лесные жители.
?? - Как вы думаете кто? (ответы детей)
Лесные звери и птицы тоже хотят научиться делать дыхательную гимнастику. Научим?
- Дыхательная гимнастика
Вспомним правила выполнения упражнений:
- Вдох – шумный, короткий, активный
- Выход – пассивный, уходит через нос или рот, кому как удобно. О нем даже не думайте, иначе собьётесь
- Вдохи делаем только одновременно с движениями
Упр. «Ладошки»
Встали ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты на меня
«раз!» резко сжимаем кулачки и одновременно шумно шмыгаем носом. После этого, сразу же разжимаем ладошки, выдох уходит самостоятельно
«два!» «три!» «четыре!» - то же. Отдых 3-5 секунд. Повторить ещё 2 раза
Упр. «Погончики»
Встали ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
«раз!» с силой толкаем кулаки вниз к полу, руки выпрямляются, но в стороны не разводятся - вдох. Возвращаем руки в исходное положение, выдох уходит самостоятельно.
«два!» «три!» «четыре!» - то же. Отдых 3-5 секунд. Повторить ещё 2 раза.
Повторить речевой вдох-выдох
Логопед:
- Молодцы, ребята. Ребята, посмотрите, здесь письмо от кого-то (письмо на ёлке) Давайте его прочитаем:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку
- Вы догадались, от кого письмо? А вот и он сам (Снеговик под елкой)
- Ребята, он дразнит нас. Давайте поиграем с ним, его тоже подразним
- Артикуляционная гимнастика
Упр. «Змея»
Изобразим змею. Улыбнитесь, откройте рот, сильно высунете язычок изо рта и спрячьте (рот не закрывать). Повторите 3 – 4 раз.
Подражаем мы змее
Мы с ней будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе
Упр. «Часики»
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно, то к левому углу рта, то к правому. Повтори 5 – 10 раз
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов?
Упр. «Бегемотики»
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от 1 до 5, потом закрой рот. Повтори 3 – 4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот:
Отдыхает бегемот.
Логопед:
- Молодцы, ребята. Я думаю, снеговик остался доволен. Что-то стало очень холодно, неужели, Мороз Красный Нос решил нас заморозить. Чтобы не замёрзнуть, мы с вами немножко поиграем
- Фонопедическое упражнение
Вышел на просторы погулять мороз Белые узоры в косах у берёз Снежные тропинки, голые кусты. Падают снежинки тихо с высоты. В белые метели, утром до зари В рощу прилетели стайкой снегири | «Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям» «Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям» «Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям» «У! У! У!» - короткие, острые звуки в высоком регистре «Ш…» - потирая ладони друг о друга «Ш…» - потирая ладони друг о друга «Ш…» - потирая ладони друг о друга «П!..П!..» - постепенно опуская руки вниз Прижать руки к груди, произнеся «Ф-р-р-р..» - резко разводить их в стороны «Ф-р-р-р..» «Ф-р-р-р..» |
Логопед:
- Согрелись немного? Ребята, посмотрите, к нам снегири прилетели (снегири на одной ёлочке), озябли совсем. Давайте все вместе сделаем массаж биологически активных зон.
- Массаж биологически активных зон «Снегири»
Ра-ра-ра – Погляди-ка, детвора. Ря-ря-ря – Взошла красная заря. Ре-ре-ре- Растёт рябина на горе. Ри-ри-ри- Клюют рябину снегири. | Растирать лоб ребром обеих ладоней Раздвинуть указ. и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами Кулачками энергично растирать крылья носа Пальчиками легко «пробежаться» по щекам |
Логопед:
- Ой, ребята, здесь под елкой мешок какой-то. Я, кажется, все поняла. Это зайчата нам подарки передали (открывают мешок, смотрят, что внутри). Сейчас пришло время вспомнить гимнастику для глаз.
- Гимнастика для глаз
Мы морковку в ручки взяли, С ней немножко поиграли Вверх морковку подними На неё ты посмотри. Вниз морковку опусти, Только глазками смотри Вверх и вниз и вправо-влево. Ай-да, Заинька умелый! Глазками моргает, Глазки закрывает. Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали. | Вытянуть правую руку вперед Выполнять движения в соответствии с текстом |
Логопед:
- Ребята, посмотрите, кто-то рукавицы потерял. Чья она? Я всё поняла, это лисятам бабушка Лисица рукавицы вязала, а кто-то из них потерял. Давайте мы их под ёлочку положим, их тут и найдут. А мы вспомним пальчиковую гимнастику
- Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы Для лисёнка Саши, Для лисички Маши, Для лисёнка Коли, Для лисички Оли. А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички. В рукавичках – да-да-да! - Не замёрзнем никогда! - А у нас есть валенки, - Отвечали заиньки. – Что нам вьюга да метель?.. Хочешь, Мишенька, примерь. | Сжимать и разжимать кулачки Потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев Потереть ладони друг о друга Массаж каждого пальца |
Логопед:
- Ребята, смотрите, здесь чьи-то следы (следы животных на снегу)
?? – Чьи следы?
- Давайте массаж с друг другу сделаем и вспомним, как звери в зимнем лесу ходят
- Массаж спины «Звериные следы»
По-лосиному красиво Ходит лось в лесу густом По-мышиному пугливо Семенит мышонок в дом А по-заячьи зайчиха Всё спешит запутать след По-медвежьи ходит мишка, Косолап он с детских лет | Поколачивание кулачками Постукивание подушечками пальцев Похлопывание ладошками Поглаживание руками |
Логопед:
- Ребята, снег пошёл, с неба снежинки падают. Попробуйте их поймать, но ловите только тогда, когда в слове услышите звук [С] (санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима…)
- Посмотрите, снега намного больше стало. Из него можно слепить снеговика, любого лесного жителя. Что ещё? А мы слепим кролика.
9. Динамическое упражнение
Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас Кролик вышел, как живой! Он с хвостом и головой! За усы не тяни – Из соломинок они! Длинные, блестящие, Точно настоящие | Имитировать, как лепят снежки Приставить раскрытые ладони к голове «ушки» Указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз Поджать руки к груди, кисти опущены Рукой показать «хвост», положить ладони на голову Погрозить пальцем Развести руки от носа в стороны |
Логопед:
- Ребята, наша прогулка по сказочному лесу подошла к концу, пора возвращаться. Но мы не можем просто так вернуться из волшебного леса, ведь многие животные зимой спят, а мы их разбудили, пока в лесу гуляли. Нам придется им помочь заснуть.
- Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»
Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез Лапу в пасть засунул он И увидел сладкий сон Дети на спину легли, И, как Мишка, видят сны Тише, тише, не шумите, Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Просыпаться и вставать! | Дети ложатся на ковёр и закрывают слова Звучит фонограмма колыбельной Звучание меняется, дети слышат пение птиц Дети открывают глаза, встают с ковра. |
Логопед:
- Вот мы и дома
?? – Что понравилось?
Спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия: "Зимняя прогулка"
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. Занятие разработано для ребёнка с ДЦП....
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"
Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Логопедическое занятие с родителями "Прогулка в зимний лес"
Данное занятие проводится с детьми 6- 7 лет, посещающих логопункт и их родителями. Основная цель- познакомить родителей с работай логопеда в школе....
Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация
Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....
Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."
КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы». Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна Тема: «Зима....