Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"
план-конспект по теме

Занятие  с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего  образовательного пространства, полноценного для  речевого развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les_ii.2010g.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие    «Путешествие в зимний лес»

Цель: Использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевого развития детей

Задачи:

  1. развитие физиологического и фонационного дыхания;
  2. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  3. развитие общей и тонкой моторики;
  4. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  5. воспитание  выразительности и грации движений.

Оборудование:  

  1. ворота
  2.  ёлочки
  3. письмо на елке,
  4. игрушка снеговика,
  5.  карточки артикуляционной гимнастики
  6.  снегири на елке
  7. мешок с подарками от зайцев (ушки, морковки),
  8. рукавицы
  9. аудиофонограмма

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Логопед:

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

Этот друг, ребята, лес. Сегодня мы, ребята, отправимся в лес.

?? – Какое сейчас время года? Почему? (ответы детей)

Т.к. сейчас зима, то мы отправимся в  зимний лес. Но это лес не простой, а сказочный. В нем очень дружно живут все звери и птицы, они весело играют и очень рады  зиме.

  1. Динамическое упражнение «Прогулка в лес»

1-2-3-4-5!

В лес отправимся гулять

По извилистым тропинкам,

Потихоньку мы пойдём.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

И на пяточках пойдём,

По снежочку мы пройдём

Обычная ходьба

Ходьба змейкой

Бег на носках

Ходьба на пятках

Логопед с детьми подходит к зимней арке

Логопед:

- Ой, ребята, посмотрите, волшебные ворота. Оказывается, в волшебный лес попасть не так-то просто. Но я знаю, что нужно делать.  В волшебный лес попадёт только тот, кто вспомнит любое слово  о зиме.

(Ребёнок называет слово, проходит через ворота и попадает в лес)

Логопед:

 - Как дышится легко и свободно в лесу. Давайте подышим правильно: сделали круг, встали ровно, спинка прямая, плечи расправлены. Глубокий вдох через нос (руки поднимаем вверх), выдох через рот (руки опускаем вниз через стороны). Повторить 3-5-раз.

- Молодцы. Ребята, пока мы с вами правильно дышали, за нами наблюдали лесные жители.

?? - Как вы думаете кто? (ответы детей)

Лесные звери и птицы тоже хотят научиться делать дыхательную гимнастику. Научим?

  1. Дыхательная гимнастика

Вспомним правила выполнения упражнений:

- Вдох – шумный, короткий, активный

- Выход – пассивный, уходит через нос или рот, кому как удобно. О нем даже не думайте, иначе собьётесь

- Вдохи делаем только одновременно с движениями

Упр. «Ладошки»

Встали ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты на меня

«раз!» резко сжимаем кулачки и одновременно шумно шмыгаем носом. После этого, сразу же    разжимаем ладошки, выдох уходит самостоятельно

«два!» «три!» «четыре!» - то же. Отдых 3-5 секунд. Повторить ещё 2 раза

Упр. «Погончики»

Встали ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

«раз!»  с силой толкаем кулаки вниз к полу, руки выпрямляются, но в стороны не разводятся - вдох.  Возвращаем руки в исходное положение,  выдох уходит самостоятельно.

«два!» «три!» «четыре!» - то же. Отдых 3-5 секунд. Повторить ещё 2 раза.

Повторить речевой вдох-выдох

Логопед:

- Молодцы, ребята. Ребята, посмотрите, здесь письмо от кого-то (письмо на ёлке)  Давайте его прочитаем:

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку

- Вы  догадались, от кого письмо? А вот и он сам (Снеговик под елкой)

- Ребята, он дразнит нас. Давайте поиграем с ним, его тоже подразним

  1. Артикуляционная гимнастика

Упр. «Змея»

Изобразим змею. Улыбнитесь, откройте рот, сильно высунете  язычок изо рта и спрячьте (рот не закрывать). Повторите 3 – 4 раз.

Подражаем мы змее

Мы с ней будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе

Упр. «Часики»

Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно, то к левому углу рта, то к правому. Повтори 5 – 10 раз

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов,

Ты в часы играть готов?

Упр. «Бегемотики»

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от 1 до 5, потом закрой рот. Повтори 3 – 4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

 До пяти считаю я.

 А потом закроем рот:

 Отдыхает бегемот.

Логопед:

- Молодцы, ребята. Я думаю, снеговик остался доволен. Что-то стало очень холодно, неужели, Мороз Красный  Нос решил нас заморозить. Чтобы не замёрзнуть, мы с вами немножко поиграем

  1. Фонопедическое упражнение

Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берёз

Снежные тропинки, голые кусты.

Падают снежинки тихо с высоты.

В белые метели, утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири

«Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям»

«Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям»

«Топ-топ! Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 по коленям»

«У! У! У!» - короткие, острые звуки в высоком регистре

«Ш…» - потирая ладони друг о друга

«Ш…» - потирая ладони друг о друга

«Ш…» - потирая ладони друг о друга

«П!..П!..» - постепенно опуская руки вниз

Прижать руки к груди, произнеся «Ф-р-р-р..» - резко разводить их в стороны

«Ф-р-р-р..»

«Ф-р-р-р..»

Логопед:

- Согрелись немного? Ребята, посмотрите, к нам снегири прилетели (снегири на одной ёлочке), озябли совсем. Давайте все вместе сделаем массаж биологически активных зон.

  1. Массаж биологически активных зон «Снегири»

Ра-ра-ра –

Погляди-ка, детвора.

Ря-ря-ря –

Взошла красная заря.

Ре-ре-ре-

Растёт рябина на горе.

Ри-ри-ри-

Клюют рябину снегири.

Растирать лоб ребром обеих ладоней

Раздвинуть указ. и большой пальцы и растирать точки  перед и за ушами

Кулачками энергично растирать  крылья носа

Пальчиками легко «пробежаться» по щекам

Логопед:

-  Ой, ребята, здесь под елкой мешок какой-то. Я, кажется, все поняла. Это зайчата нам подарки передали (открывают мешок, смотрят, что внутри). Сейчас пришло время вспомнить гимнастику для глаз.

  1. Гимнастика для глаз

Мы морковку в ручки взяли,

С ней немножко поиграли

Вверх морковку подними

На неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Только глазками смотри

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Вытянуть правую руку вперед

Выполнять движения в соответствии с текстом

Логопед:

- Ребята, посмотрите, кто-то рукавицы потерял. Чья она? Я всё поняла, это лисятам бабушка Лисица рукавицы вязала, а кто-то из них потерял. Давайте мы их под ёлочку положим, их тут и найдут. А мы вспомним пальчиковую гимнастику

  1. Пальчиковая гимнастика  «Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы

Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисёнка Коли,

Для лисички Оли.

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках – да-да-да! -  

Не замёрзнем никогда!

 - А у нас есть валенки, -

Отвечали заиньки. –

Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Сжимать и разжимать кулачки

Потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев

Потереть ладони друг о друга

Массаж каждого пальца

Логопед:

-  Ребята, смотрите, здесь чьи-то следы (следы животных на снегу)

?? – Чьи следы?

- Давайте массаж с друг другу сделаем и  вспомним, как звери в зимнем лесу ходят

  1. Массаж спины «Звериные следы»

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом

А по-заячьи зайчиха

Всё спешит запутать след

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет

Поколачивание  кулачками

Постукивание подушечками пальцев

Похлопывание ладошками

Поглаживание руками

Логопед:

- Ребята, снег  пошёл, с неба снежинки падают. Попробуйте их поймать, но ловите только тогда, когда в слове услышите звук [С] (санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима…)

- Посмотрите, снега намного больше стало. Из него можно слепить снеговика, любого лесного жителя. Что ещё? А мы слепим  кролика.

9. Динамическое упражнение

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни –

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие

Имитировать, как лепят снежки

Приставить раскрытые ладони к голове «ушки»

Указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз

Поджать руки к груди, кисти опущены

Рукой показать «хвост», положить ладони  на голову

Погрозить пальцем

Развести руки от носа в стороны

Логопед:

- Ребята, наша прогулка  по сказочному лесу подошла к концу,  пора возвращаться. Но мы не можем просто так вернуться из волшебного леса, ведь многие животные зимой спят, а мы их разбудили, пока в лесу гуляли. Нам придется им помочь заснуть.

  1. Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон

Дети на спину легли,

И, как Мишка, видят сны

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать!

Дети ложатся на ковёр и закрывают слова

Звучит фонограмма колыбельной

Звучание меняется, дети слышат пение птиц

Дети открывают глаза, встают с ковра.

Логопед:

- Вот мы и дома

?? – Что понравилось?

Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия: "Зимняя прогулка"

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. Занятие разработано для ребёнка с ДЦП....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....

Логопедическое занятие с родителями "Прогулка в зимний лес"

Данное занятие проводится с детьми 6- 7 лет, посещающих логопункт и  их родителями. Основная цель- познакомить родителей с работай логопеда в школе....

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....

Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."

КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы».    Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна     Тема: «Зима....