Урок географии 6 класса СКОУ 8 вида
презентация к уроку (6 класс) по теме
Урок географии 6 класса по теме "Родник, его образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rodnik.doc | 64 КБ |
rodnik.pptx | 384.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :Родник и его образование.
Тип урока
Комбинированный.
Цель: Сформировать у учащихся понятие о роднике.
Задачи
Образовательные:
- дать учащимся представления о том, как образуются родники.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать логическое мышление учащихся через выполнение упражнений в установлении причинно-следственных связей
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и самостоятельность.
Оборудование
мультимедиооборудование, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
На предыдущих уроках мы познакомились с водоемами суши. Давайте повторим, какие водоемы есть на суше.
Работа по карточкам:
Задание: выбери правильный ответ, подчеркни его. (приложение)
Задание: подпиши, в какой колонке говориться о вреде водохранилищ, а в какой - о пользе (приложение)
Как мы знаем водоемы бывают искусственные и естественные.
Работа у доски: Подчеркни названия искусственных водоемов.
На доске написаны названия водоемов: ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО
Остальной класс работает с учителем:
1.Кем создаются естественные водоемы? (Естественные водоемы создает природа)
2.Назовите естественные водоемы суши
А теперь послушаем ________________, который работал по карточке.
3.Где чаще всего образуются озера.
4.Покажи на рисунке проточное озеро
5.Покажи на рисунке бессточное озеро
6.Для чего люди используют пруды?
7.Расскажи о наносимым вреде при постройки водохранилищ.
8.Расскажи о пользе водохранилищ
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как родник. Тема сегодняшнего урока «Родник и его образование»
Работа в тетради: Откройте тетради, запишите число, Классная работа, тему урока Родник и его образование.
В ходе урока мы должны найти ответ на вопрос:
Как образуется родник? (написан на доске)
А помогут ответить на этот вопрос, знания, полученные вами на уроке биологии и природоведения.
Давайте вспомним, откуда на Земле берется вода?
У: выпадают в виде осадков
А какие осадки вы знаете?
У: дождь, снег, град, роса и т.д.
Итак: Весной тает снег, летом идут дожди. Что происходит с водой выпавшей на землю?
У: появляются лужи и ручьи, стекает в реки.
Что происходит с водой под действием солнца?
У: испаряется
Как мы сказали часть воды стекает в реки, часть воды испаряется, другая же ее часть впитывается в почву.
Что растет на поверхности почвы? (растения). Растениям нужна вода? А откуда они ее берут?
Итак, в почве, воду всасывают корни растений.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Но что, же происходит с большей частью воды, которая просачивается в почву?
Чтобы ответить на этот вопрос внимательно посмотрим на экран.
Слайд: Вода выпала на землю в виде дождя. Что будет происходить с водой?
Большая ее часть просочилась через слой почвы и встретила на своем пути слой песка (вспомните, а может ли песок пропускать воду?)
Правильно песок пропускает воду поэтому слои почвы и песка называют водопроницаемыми породами
через слой песка вода доходит до слоя глины или каменных пород.
Вспомните, из курса биологии, пропускают ли глина и твердые каменные породы воду?
У: нет
Правильно. Поэтому слои глины и твердые каменные породы называют водоупорными, то есть не пропускающими воду.
Вода скапливается над этими слоями. Но может ли вода скапливаться здесь до бесконечности?
У: нет
Совершенно верно, вода начинает медленно стекать в ту сторону, куда породы наклонены. Вода под землей течет до тех пор, пока не дойдет до выхода этих слоев на поверхность. Это родник, источник, ключ.
Слайд: с определением Никита А. что такое родник? (читает)
Работа в тетради: запишите определение родника.
РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.
ФИЗМИНУТКА
Давайте еще раз посмотрим, как происходит образование родника на опыте:
На столе в сосуде я создала небольшой участок земли. Нижний слой состоит из глин, выше расположен слой песка и самый верхний это почва. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.
Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя почвы, песка или глины?)
ОПЫТ: Начнем проводить опыт: на землю из облака выпали осадки (налить воду).
Правильно ли было наше предположение?
Какой слой остановил воду?
У: слой глины.
А как называют породы, которые не пропускают воду?
У: водоупорные
Как называется место, где выходит подземная вода на поверхность?
У:родник
Поднимите руку те, кто когда-нибудь видел родник.
Как вы можете описать родниковую воду?
Вода в роднике чистая, прозрачная, холодная. Как вы думаете почему?
Выслушать ответы
От чего нагревается вода на поверхности земли: в лужах, реках, озерах т д.
У: от солнца
А может ли солнце нагреть воду, которая бежит под землей?
У: нет, солнце нагреть ее не может
Вывод: поэтому вода холодная.
Через какие слои вода проходит, перед тем, как выйти на поверхность?
У: через почву и песок
А что, произойдет с грязной водой, которую пропустить через песок.
У: Она очищается.
Вывод: поэтому вода чистая.
Холодная чистая вода выходит из земли на поверхность. Она вырывает для себя углубление. Вода из ручья дает начало ручью.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, обратите внимание на то, как описывается в стихотворении родниковая вода.
Стихотворение: Родник
Ивана Бунина
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Как Бунин описал в своем стихотворении воду в роднике?
Слайд: А теперь давайте еще раз рассмотрим на рисунке как образуется родник.
- Расскажите по рисунку, через какие слои вода проходит?
- Какие слои задерживают воду
- На экране покажите, в каком месте вода выходит на поверхность земли
- Показать родник на рисунке
- Покажи на рисунке начало ручья
Слайд: Какой слой является водоупорным? Выбери на экране правильный ответ
Игра: «Найди ошибку»
На магнитной доске прикреплены карточки, которыми можно описать воду, но все ли они подходят для описания родниковой воды?
Ваша задача подойти к доске и снять карточку, которая не подходит для описания родниковой воды. Каждый снимает, только одну карточку.
МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.
На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.
Игра:
У каждого из вас, в конверте лежать карточки. Задание расположить карточки в той последовательности, которая необходима для образования родника.
А теперь давайте проверим себя. Одного ученика вызвать к доске он размещает карточки на магнитной доске.
На магнитной доске 4 карточки с изображением: почвы, песка, глины, воды (расположенные не по порядку: глина, песок, вода, почва, камни). Возникнет ли при таком расположении пород родник?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Стр.56-57 отвечать на вопросы 1;2,3,4
Зарисовать в тетрадях схему образования родника. Раскрасить водопроницаемые слои коричневым карандашом, водоупорные слои красным карандашом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Вопросы учителя:
- Какую тему изучали на уроке?
- Через какие слои проходит вода при образовании родника?
- Как образуются родники?
Выставление оценок
Приложение:
ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО
Самостоятельная работа:
У каждого ученика и на магнитной доске, карточки с определением последовательности образования родника. Задание: разложить карточки по порядку
Вода впитывается в почву. |
Холодная чистая вода выходит на поверхность. |
Вода скапливается над водоупорным слоем. |
Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы. |
Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность Земли. |
Одного из учеников вызвать к доске он размещает карточки в правильной последовательности на магнитной доске. Остальные занимаются самопроверкой.
А в заключение послушайте рассказ:
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным мудрец; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов помочь всякому: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.
Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
____________________ ОЗЕРО ____________________ ОЗЕРО Подпиши, какое озеро сточное, а какое – бессточное.
Образование родника Песок Почва Глина Родник
Р о дник - это место, где подземная вода выходит на поверхность.
Физминутка
Образование родника Песок Почва Глина Родник Ручей
Стихотворение: Родник В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный : Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной. Ивана Бунина
Образование родника Песок Почва Глина Родник Ручей
Какой слой является водоупорным? ПЕСОК ГЛИНА ПОЧВА
Запишите слова в соответствующий столбец Водопроницаемые породы Водоупорные породы Песок, глина, камни, почва
Ответ не правильный!
Правильно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии в 7 классе СКОУ I-II вида по теме "Рельеф и полезные ископаемые Евразии"
Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: - формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа и сос...
Использование математических знаний по теме "Линии" при шитье прихватки (интегрированный урок, 6 класс VIII вида)
Интегрированный урок по математике и трудовому обучению в 6 "в" классе VIII вида состоит из двух частей. В первой математической части активизируются знания детей по теме " Линии": название линий, их ...
Сборник тестовых заданий по географии для 6-10 классов СКОУ I-II вида
В сборник включен теоретический материал, в котором раскрывается значение тестов – как основной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, рассмотрены различные виды тестов.В практическую часть...
Урок 9 класс ССП Виды сложносочиненных предложений
Сложносочиненное предложение...
Разработка урока 5 класс в виде дискуссии
Среднее арифметическое 5 класс...
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"
Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...
Разработка урока 8 класс "Словосочетание. Виды словосочетаний"
Данная разработка предназначена для учителей русского языка. В этой разработке использованы карточки из сайта учи.ру....