Урок 9 класс ССП Виды сложносочиненных предложений
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
- обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;
- отработка умений расставлять знаки препинания в ССП;
- различать ССП и простые предложения с однородными членами;
- совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ГИА];
Развивающие:
- развивать речемыслительную деятельность учащихся;
- формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
- воспитывать любовь к языку;
- способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.
Планируемый результат:
- знают основные понятия темы;
- определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;
- знают правильную постановку пунктуационного знака;
- преобразовывают информацию: предложение – схема;
- формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Сегодня у нас с вами урок систематизации полученных знания по теме “Сложное предложение. Сложносочинённые предложения» и знакомство с новой темой «Виды ССП».
Наша задача, повторить сведения не только о сложносочинённом предложении, его структуре, но и средствах связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная), научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, познакомившись с видами ССП, уметь их различать, видеть структуру.
2. Актуализация имеющихся знаний.
- Какое предложение называется сложным?
- На какие две группы делятся сложные предложения?
- Определить вид предложения:
1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня.
3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает.
4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и».
- В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие)
3. Изучение нового материала.
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с сложносочиненными предложениями.
Запись в тетрадь для правил.
Основным средством связи в ССП являются сочинительные союзы (и, ни-ни, да-и, тоже, также – соединительные; то-то, или, либо, не то- не то, то ли- то ли – разделительные; а, но, однако, зато, же, да-но - противительные)
ССП делятся на:
1. ССП с соединительными союзами (значение одновременности или последовательности);
2. ССП с разделительными союзами (значение чередования или взаимоисключения)
3. ССП с противительными союзами (значение сопоставления или противопоставления).
Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени «когда я вернулся в свою комнату» является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (А. Пушкин).
(но: запятая есть, если союзы повторяются);
Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (А. Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (А. Пушкин).
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит (А. Пушкин); Ещё год, два – и старость... (И. Эренбург).
4.Закрепление изученного материала
1. Схематический диктант.
Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» - однородные члены предложения или части сложного предложения.
Методика проведения диктанта: диктуются предложения; ученики не записывают их, а чертят схемы.
1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет (И. Бунин) 2. Полая вода сошла, и речка струилась узеньким ручейком. (Л. Андреев) 3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем. 4. Весна, и уже тепло. 5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. (И. Бунин) 6. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 7. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. | 1. и 2. , и 3. , и 4. , и 5. 6. , и 7. , и |
2. Анализ предложений с объяснением постановки знаков.
1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.Фет) 2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев) 3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов) 4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь. 5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Ф. Гладков) 6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить? 7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце! 8. Образ Чичикова и отношение к нему автора. 9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (К. Паустовский) 10. Он знак подаст – и все хохочут. (А. Пушкин) 11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин)
3. Анализ текста.
Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.
Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, ло самых краев. (С. Шуртаков)
- Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
- Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина)
- Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась – налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия.)
- Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз «и». Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз «и» заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее – наступление ночной тишины.)
- Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова «все» в первом предложении.)
Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом – словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев.)
5. Вывод: отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»
- Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «Верно»
- Сочинительные союзы то ... то и не то .. не то - неповторяющиеся. Ответ «Неверно»
- Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»
- Союзы в ССП принято разделять на три группы. Ответ «Верно»
- Союзы а, но зато, и , то – это сочинительные союзы. Ответ «Верно»
6. Домашнее задание.
Создать по данному в классе образцу сочинение – миниатюру из трех предложений на одну из тем (или на самостоятельно выбранную тему) «Ливень», «Метель», «Гроза».
7. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по программе С.И. Львовой. Тема "Виды сложносочиненных предложений" (продолжение темы).
На данном уроке отрабатываю навыки и умения анализировать структуру с.с.п., определяю характер смысловых отношений между частями с.с.п., провожу текстоведческий, языковой анализ текста, воспитываю эмо...
Презентация к уроку в 9 классе "Виды сложносочиненных предложений"
Презентация к уроку...
Виды сложносочиненных предложений
Плакат-таблица...
Методическая разработка урока по теме: «Основные виды сложносочиненных предложений».
Методическая разработка урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Основные виды сложносочиненного предложения"....
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение и его виды"
Урок -практикум по теме "Сложносочиненые предложения и его виды" предназначен для 9 классов общеобразовательной школы....
Урок погружения в содержание изучаемого материала по теме "Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения"
Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения...