Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
план-конспект по теме

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_zimushki-zimy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кириллова Наталья Константиновна, учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса  Новгородской области .

             Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-       грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР.

             Тема  «В гостях у Зимушки-зимы».

Цели занятия:

  • закрепление представлений  о  зиме  и её  приметах;
  • уточнение, расширение  и активизация  словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными  в  роде  и  числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных  суффиксов);
  • учить подбирать  однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности  и

    сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки

по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками,

демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика,

карточка  с изображением частей снеговика, магнитофон.

                                Ход  занятия.

1. Приветствие. Организационный момент.

Дети  собирают общую разрезную  сюжетную  картинку.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня  будем говорить на занятии?

Сообщение темы занятия.

- Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

2. Игра «Художники».

- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем»  зимнюю картину.

На столе разложены предметные и сюжетные  картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

- Дети, без чего не бывает зимы?

- Какой  бывает снег?

Подумай, называй.

Своё словечко  быстро

Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.

(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

- Что делает снег?

Попробуй сказать.

Все стрелочки - действия

Прошагать.

На доске  висит полоска, на  которой  нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя  слово-действие, передвигает  магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

4.- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

(слова- антонимы).

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.

Длинные  сапоги

Тонкий свитер

Широкий шарф

Чёрные валенки

Сухие варежки

5. Физминутка.

Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок»  (муз. Г.Вяхирева).

Прилетел  ветерок,

Прилетел  на  денёк.

Нас  погладил  ласково  рукой.

Оглянулся  вокруг,

Улыбнулся  и  вдруг

Закружился в пляске  озорной.

А мы  надели  лыжи

И  встали  на  коньки.

Играем, играем

В пушистые  снежки.

6.Упражнение  «Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка  с  изображением частей снеговика.

- Как вы думаете, что  получится, если правильно  собрать все эти части?

7.Логопед  помещает на доске снеговика.

Игра  «Составь  снеговика».

- Дети, у вас  на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

8.Упражнение «Большие и маленькие».

- Чем отличаются снеговики?

- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а  вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.

У маленького снеговика красненький носик.

Чёрные глаза

Лохматая метла

Зелёное ведро

Длинный шарф.

 

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко»

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем  с этим словом. Дидактическая  игра   «Доскажи словечко». Логопед  читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На  посёлки, на  лужок

Все  снижается ... (Снежок.)

Вот  веселье  для  ребят —

 Все сильнее ... (Снегопад.)

 Все  бегут  вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

 Словно в белый пуховик

      Нарядился ... (Снеговик.)

 Рядом снежная фигурка —

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

 На снегу-то, посмотри —

 С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)

10. Итог занятия, оценка  деятельности детей.

Литература.

1.Г.А.Киселёва «Книжка - учишка» изд-во « Книголюб», 2008 г.

2.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» изд-во «Детство-Пресс», 2009

3.Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»

изд-во «Сфера», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «ФРУКТЫ» (старшая группа)

Цель: Закрепить и обобщить знания и представления детей о фруктах.Задачи: Образовательныеактивизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;упражнять в образовании относитель...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в  старшей группе для воспитанников с ТНР и ДЦП...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр...

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Осени. Звук О»

Занятие по звукопроизношению для детей подготовительной к школе группе с нарушениями речи и зрения....