Проект «Читать, мыслить, творить…»
методическая разработка по теме

Предпосылки для формирования потребности к чтению закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте под влиянием познавательной активности и социального окружения.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У большинства обучающихся низкая мотивация к чтению, нет потребности в систематическом чтении. Кругозор чтения узкий, навыки чтения слабые, словарный запас беден. Дети любят читать сказки и стихи. Не всегда они понимают смысл прочитанного.Воспитание ребенка через интерес  к чтению- уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Уникальность состоит в том, что свой внутренний мир ребенок  может корректировать через силу воздействия книги. Дети попадают в нашу школу с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими. Традиционно считалось, что основная  задача библиотекаря – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в коррекционной школе этого не достаточно, ведь помочь воспитаннику адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая  ребёнка в активную творческую деятельность. Поэтому  библиотекарь призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга. Поэтому в план проекта мы включили различные творческие мероприятия.

            Проект «Читать, мыслить, творить…» направлен на  воспитание потребности обучающихся к чтению. Ведь чтение развивает воображение, расширяет кругозор, пробуждает самостоятельное осмысливание прочитанного, формирует умение сопоставлять, делать выводы.

     Участниками проекта «Читать, мыслить, творить…» являются библиотекарь, педагоги, обучающиеся, администрация, родители, общественность.

     Проект нужен прежде всего детям с ограниченными возможностями здоровья для  успешного развития познавательной деятельности, и в последствии успешной адаптации и социализации в ощество.

      Цель проекта – повышение качества образования и эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи:

 - Содействовать успешному усвоению учебных коррекционных программ, поддерживать и обеспечивать образовательные цели, отвечающие государственному заказу;

- Развивать и поддерживать традиционную и инновационную практику воспитания потребности к чтению у различных категорий читателей.

В результате реализации проекта мы планируем создание системы повышения качества образования и воспитания через интерес к чтению и   воспитание потребности  в чтении.

    Срок реализации проекта с 01.01.2011 года  до 01.01.2012 года.

 

     Проект не требует вложения дополнительных бюджетных средств. Мы рассчитываем на помощь общественности, сотрудников школы и родителей обучающихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt__po_biblitoteke.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья -(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 9

г. Мыски Кемеровская область

Номинация «Книгочей»

Название проекта «Читать, мыслить, творить…»

                                                                                                Автор проекта:

                                                                       Поставная Алла Константиновна

                                   Мыски 2011

  1. Аннотация проекта.

 

Предпосылки для формирования потребности к чтению закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте под влиянием познавательной активности и социального окружения.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У большинства обучающихся низкая мотивация к чтению, нет потребности в систематическом чтении. Кругозор чтения узкий, навыки чтения слабые, словарный запас беден. Дети любят читать сказки и стихи. Не всегда они понимают смысл прочитанного.Воспитание ребенка через интерес  к чтению- уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Уникальность состоит в том, что свой внутренний мир ребенок  может корректировать через силу воздействия книги. Дети попадают в нашу школу с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими. Традиционно считалось, что основная  задача библиотекаря – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в коррекционной школе этого не достаточно, ведь помочь воспитаннику адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая  ребёнка в активную творческую деятельность. Поэтому  библиотекарь призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга. Поэтому в план проекта мы включили различные творческие мероприятия.

            Проект «Читать, мыслить, творить…» направлен на  воспитание потребности обучающихся к чтению. Ведь чтение развивает воображение, расширяет кругозор, пробуждает самостоятельное осмысливание прочитанного, формирует умение сопоставлять, делать выводы.

     Участниками проекта «Читать, мыслить, творить…» являются библиотекарь, педагоги, обучающиеся, администрация, родители, общественность.

     Проект нужен прежде всего детям с ограниченными возможностями здоровья для  успешного развития познавательной деятельности, и в последствии успешной адаптации и социализации в ощество.

      Цель проекта – повышение качества образования и эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи:

 - Содействовать успешному усвоению учебных коррекционных программ, поддерживать и обеспечивать образовательные цели, отвечающие государственному заказу;

- Развивать и поддерживать традиционную и инновационную практику воспитания потребности к чтению у различных категорий читателей.

В результате реализации проекта мы планируем создание системы повышения качества образования и воспитания через интерес к чтению и   воспитание потребности  в чтении.

    Срок реализации проекта с 01.01.2011 года  до 01.01.2012 года.

 

     Проект не требует вложения дополнительных бюджетных средств. Мы рассчитываем на помощь общественности, сотрудников школы и родителей обучающихся.  

 2.Описание проекта.

2.1. Название проекта « Читать, мыслить, творить…»

2.2. Постановка проблемы.

       

     В XXI веке, объявленном веком информатизации и коммуникаций, оказалось, что чтение книги перестаёт быть основным источником получения информации и приобщения к культурным ценностям человечества. Компьютер, Интернет и телевидение являются более привлекательными для современного человека. Получение информации из этих источников не требует напряжённой работы ума, вдумчивого чтения и осмысления. Традиционным книгам всё труднее становится конкурировать с современными масс-медиа ресурсами. В результате дети, подростки, да и взрослые, теряют интерес к чтению книги, и это происходит не только в России, аналогичная ситуация складывается во всех странах мира.    

     Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Учитывая важную роль   библиотеки в гуманизации коррекционного образования, гуманитарную и коррекционную направленность нашего учебного заведения и его основную задачу – воспитание и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья,   мы стремились обеспечить переход работы   библиотеки на еще более высокий уровень  использования эффективных способов  вовлечения обучающихся к чтению, воспитание потребности к чтению. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Приобщая ребёнка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации. Мы делаем более важное дело: защищаем его душу, питаем ум и сердце, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости.

     Наш проект не требует вложения дополнительных бюджетных средств. Мы рассчитываем на помощь общественности, сотрудников школы и родителей обучающихся.  

Срок реализации проекта с 01.01.2009года  до 01.01.2010 года

 2.3. Цели и задачи проекта.

Цели проекта:

     повышение качества образования и эффективности работы с   детьми с ограниченными возможностями здоровья;

     создание оптимальных условий для формирования   здорового образа жизни и экологического самосознания учащихся и учителей.

        В ходе работы над проектом мы будем решать следующие задачи:

  1. Содействовать успешному усвоению учебных коррекционных программ, поддерживать и обеспечивать образовательные цели, отвечающие государственному заказу;
  2.  Содействовать формированию гражданских качеств личности, мировоззрения;
  3. Развивать и поддерживать традиционную и инновационную практику воспитания потребности к чтению у различных категорий читателей;
  4. Содействовать повышению престижа библиотеки и библиотечной профессии в сфере образования;

2.4. Описание  проекта.

Данный проект  будет реализован через проведение мероприятий и отдельных акций.

       Мероприятие

Анализ ситуации в деятельности школьной библиотеки.

Создание «Библиотечного совета»

Составление плана деятельности совета.

Развитие библиотечного фонда школы.

Развитие материальной базы библиотеки. Приобретение компьютера, телевизора, электронных учебных пособий и учебников, DVD.

Проведение ежегодного Дня Книги в школе.

Проведение ежемесячных книжных выставок, с театрализованным представлением с участием литературных героев.

 Проведение читательских детских конференций « Моя любимая книга»

Проведение творческих конкурсов детских рисунков « Мой любимый герой»

Создание и выпуск школьного журнала «Книга- источник знаний»

Организация подписки на периодические издания для детей.

Открытие  «Мастерской книги»

Иллюстрация книг, закладок, обложек.

Проведение библиотечных уроков « С книгой мы дружны»

Создание эскизов сценических костюмов. Изготовление и пошив костюмов. Изготовление декораций.

Мастерская фантазёров «Сказки бывают разные».

Урок в лесу «Природа и вдохновение».

Оформление выставки «Природа и фантазия».

Оформление вернисажа детских творческих работ.

Иллюстрация сборника стихов  «Пишу для Вас и для души…»

Выставка-игра «Ромашка-почемучка».

Оформление выставки «Умелых рук прекрасное творенье».

Проведение фестиваля «Весна театральная».

Конкурс на лучшее письмо «Пишу тебе природа…»

Конкурс сочинений «Я хочу вам рассказать…».

Олимпиада «Мы – Россияне».

Праздник «Посвящение в читатели».

Выставка книг, посвящённая писателям-юбилярам.

Конкурс «Папа, мама и я – читающая семья».

Творческие встречи с работниками библиотечной системы города.

Проведение игры «Библиомарафон».

Совместные мероприятия с ЦГБ.

Проведение ежегодной церемонии награждения  самых читающих детей, участников проекта (номинации «Самый читающий класс», «Лучший читатель»).

Осуществлять проект будет Библиотечный совет школы , педагоги, воспитанники школы.

В осуществлении проекта будут задействованы внутренние и внешние ресурсы и средства, а именно: привлечение внебюджетных средств в реализацию проекта, творческих возможностей педагогов и  родителей, обучающихся, помощь общественности города Мыски в финансировании мероприятий по проекту, использование библиотечного фонда школы для реализации поставленных  целей и задач.

 2.5.  Рабочий план реализации проекта.

Сроки

проведения

 

       Мероприятие

Место

проведения

Кто

проводит

Ожидаемые

результаты

1

январь

Анализ ситуации в деятельности школьной библиотеки.

библиотека

Педагоги, библиотекарь

Выявление причин

низкой мотивации

обучающихся к

чтению.

2

январь

Создание «Библиотечного совета»

школа

Библиотекарь, педагоги, родители, администрация, представители общественности

Руководство и орга-

низация деятельности

по выполнению

проекта.

3

январь

Составление плана деятельности совета.

библиотека

Библиотечный совет

Организация и руко-

водство деятельности

по реализации

проекта.

4

01.01.11.  .

Развитие библиотечного фонда школы.

библиотека

Спонсоры, педагоги, общественность.

Одно из условий

успешной реализации

проекта.

5

01.01.11.-

Развитие материальной базы библиотеки. Приобретение компьютера, телевизора, электронных учебных пособий и учебников, DVD.

школа

Спонсоры, педагоги, общественность.

Одно из условий

успешной реализации

проекта.

6

март

Проведение ежегодного Дня Книги в школе.

школа

Библиотечный совет.

Повышение интереса

к чтению развитие

познавательного интереса

7

01.01. 11 – 01.01.12.

Проведение ежемесячных книжных выставок, с театрализованным представлением с участием литературных героев.

библиотека

Библиотечный совет

Повышение интереса

к чтению.

8

Март,

октябрь

 Проведение читательских детских конференций « Моя любимая книга»

библиотека

Библиотечный совет

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

9

Март,

сентябрь, ноябрь

Проведение творческих конкурсов детских рисунков « Мой любимый герой»

библиотека

Библиотечный совет

Развитие творческих

способностей,

повышение

интереса к чтению.

10

Февраль- декабрь

Создание и выпуск школьного журнала «Книга- источник знаний»

школа

Библиотечный совет

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

11

01.01.11.-01.01.12.

Организация подписки на периодические издания для детей.

школа

библиотекарь

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

12

01.02.11-01.01.12.

Открытие  «Мастерской книги»

библиотека

библиотекарь

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

13

Февраль-декабрь

Иллюстрация книг, закладок, обложек.

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Развитие творческих

способностей,

повышение

интереса к чтению.

14

Февраль- декабрь

Проведение библиотечных уроков « С книгой мы дружны»

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

15

Февраль-декабрь

Создание эскизов сценических костюмов. Изготовление и пошив костюмов. Изготовление декораций.

школа

Учителя трудового обучения.

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач,

развитие творческих

способностей.

16

Февраль-декабрь

Мастерская фантазёров «Сказки бывают разные».

библиотека

Библиотечный совет

Развитие творческих

способностей,

повышение

интереса к чтению.

17

Апрель, сентябрь

Урок в лесу «Природа и вдохновение».

Педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе.

18

Апрель, сентябрь

Оформление выставки «Природа и фантазия».

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе.

19

февраль-декабрь

Оформление вернисажа детских творческих работ.

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе.

20

Март-ноябрь

Иллюстрация сборника стихов  «Пишу для Вас и для души…»

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

21

ноябрь

Выставка-игра «Ромашка-почемучка».

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

22

Март, октябрь

Оформление выставки «Умелых рук прекрасное творенье».

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

23

Март-апрель

Проведение фестиваля «Весна театральная».

школа

Библиотечный совет

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

24

апрель

Конкурс на лучшее письмо «Пишу тебе природа…»

библиотека

Педагоги, библиотекарь

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению

25

Март, ноябрь

Конкурс сочинений «Я хочу вам рассказать…».

библиотека

Педагоги, библиотекарь

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению

26

Март-апрель

Олимпиада «Мы – Россияне».

библиотека

Педагоги, библиотекарь

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению

27

сентябрь

Праздник «Посвящение в читатели».

библиотека

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

28

 ежемесячно

Выставка книг, посвящённая писателям-юбилярам.

библиотека

библиотекарь

Стимулирование

повышения интереса

к чтению, пропаганде

книги.

29

май

Конкурс «Папа, мама и я – читающая семья».

школа

Библиотечный совет

Стимулирование

повышения интереса

к чтению, пропаганде

книги.

30

Май, октябрь

Творческие встречи с работниками библиотечной системы города.

библиотекарь

Обучающиеся 9 классов.

Профориентационная

работа среди обучаю-

щихся.

31

июнь

Проведение игры «Библиомарафон».

школа

Библиотекарь, педагоги

Стимулирование

повышения интереса

к чтению, пропаганде

книги.

32

Февраль - декабрь

Совместные мероприятия с ЦГБ.

ЦГБ

Библиотекарь, педагоги

Реализация воспита-

тельных и образова-

тельных задач в

школе, повышение

интереса к чтению.

33

январь

Проведение ежегодной церемонии награждения  самых читающих детей, участников проекта (номинации «Самый читающий класс», «Лучший читатель»).

школа

Библиотечный совет

Стимулирование

повышения интереса

к чтению, пропаганде

книги.

Сроки реализации проекта с 1.01.2011 года до 1.01.2012года.

2.6. Оценка  результатов  проекта.

 Оценка результатов проекта будет рассматриваться через:

  1. Анкетирование обучающихся и участников проекта.
  2. Мониторинг читательской активности участников проекта.
  3. Мониторинг техники чтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Мониторинг развития познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом реализации проекта «Читать, мыслить, творить…» мы  считаем нижеследующее:

  1. Воспитание у участников проекта потребности к чтению.
  2. Создание системы повышения качества образования и воспитания через интерес к чтению.
  3.  Комплектование школьного книжного фонда  в соответствии с потребностями и запросами участников проекта.
  4. Коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся через реализацию проекта « Читать, мыслить, творить…».

Примерные вопросы для участников проекта:

Анкета (младший школьный возраст)

  1. Нравиться ли тебе ходить в школьную библиотеку?

Да         нет       не знаю

  1. Какие книги ты любишь читать?

Стихи             сказки                 рассказы

  1. Есть ли у тебя любимая книга? Назови её.
  2. Есть ли у тебя любимый литературный герой? Назови его.
  3. От кого тебе интереснее всего узнавать о книге?

Учитель      библиотекарь      родители        друзья

  1. Принимаешь ли ты участие в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой?

Анкета (старший школьный возраст)

  1. Нравиться ли тебе ходить в школьную библиотеку?

Да               нет            не знаю

  1. Какие книги ты любишь читать?

Стихи       сказки           рассказы

  1. О чём ты больше любишь читать?

О природе     приключения      фантастика     о жизни сверстников

  1. Есть ли у тебя любимая книга? Назови её.
  2. Есть ли у тебя любимый литературный герой? Назови его.
  3. Как ты выбираешь книги в библиотеке? Чьими советами пользуешься?
  4. Принимаешь ли ты участие в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой?
  5. Посещаешь ли ты другие библиотеки?
  6. Хотелось ли тебе когда-нибудь поставить себя на место героя книги, совершить такой  же поступок? Если да, то какой?

Анкета для участников проекта

  1. Считаете ли Вы успешной реализацию проекта?
  2. Как Вы считаете, что изменилось в школьной библиотеке в ходе реализации проекта?
  3. Повысился ли престиж библиотеки?
  4. Повысилось ли качество образования и эффективность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
  5. Какие из способов привлечения обучающихся к чтению, на Ваш взгляд, более эффективны?

Мониторинг находится в стадии разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)"

Это великолепная книга, написанная Алланом Пизом, известенейшим специалистом в области языка телодвижений. Она приоткрывает завесу тайны над мыслями людей, так как она показывает, как можно понимать м...

Проект "Читать - это модно!"

Защита общешкольного проекта...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Проект "Читаем и говорим по-русски"

Проект, который предусматривает внеклассную работу по защите русского языка как государственного....

Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"

Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...

«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем....

Социальный проект на тему «Твори добро другим на благо»

     Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём, происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие каче...