Проект "Читать - это модно!"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на заседании РМО
учителей русского языка и литературы
МОУ «СОШ с.Воскресенское»
Руководители проекта – Ермак И.В., Захарова О.В.
Общешкольный проект «Читать – это модно?»
Идея проекта
Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения.
Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение - сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления?
Возникает тревожный вопрос: вдруг с концом литературы настанет конец той цивилизации, которой сегодня мы так довольны? И до крайней точки недалеко? Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый литературный мир?
Предложенные ученикам исследования по проблемным вопросам помогут узнать мнение окружающих, вместе подумать над тем, как убедительно доказать,что даже в век тотальной информатизации книга сохраняет свою ценность.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос: Какова судьба книги в современном мире?
Проблемные вопросы для учащихся 5-6 классов:
- Какие литературные чудеса света вам известны? Какие истории знаменитых книг вы знаете?
- Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?
- Что следует сделать, чтобы читали не только книги, изучаемые на уроках? Как сделать библиотеку местом, более заманчивым, чем даже компьютерный класс?
Проблемные вопросы для учащихся 8-11 классов:
- Какие литературные чудеса света вам известны? Какие истории знаменитых книг вы знаете?
- Как изменился облик читателя и его отношение к книге за последние 100 лет? Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио?
- Что следует сделать, чтобы литературу читали, как в XIX - XX веках? Каково ваше видение решения проблемы?
Участники проекта
Все желающие школьники 5-11 классов: как команды, так и индивидуальные участники.
Цель:
- расширить круг друзей и единомышленников;
- сделать чтение увлекательным исследованием;
- разбудить фантазию и поучаствовать в процессе творчества;
- через призму писателей и их творчество посмотреть на время и происходящие события.
1.Проведение анкетирования «Портрет современного читателя» среди учащихся школы, родителей и учителей. Анализ анкет, презентация
2. Творческие работы в 5-6, 8 классах. Сочинение-рассуждение «Моя любимая книга», «Мой любимый литературный герой», «Книга в моей жизни».
3. Читательские дневники пятиклассников.
4.Творческие работы учеников 5-6 классов: поделки, кроссворды, рисунки.
5. Рассуждения в форме эссе «Читать или не читать классическую литературу?», «Через книги увиденный мир», «Жизнь художественного текста вне книги», «Электронная книга и аудиокнига 21 века». (9-11 классы)
6. Защита презентаций. Фильм «Читать – это модно?»
(По стихотворению Дмитрия Быкова)
Сценарий защиты проекта
Ведущий: Наш сегодняшний разговор будет о книге.
Ведущий: Удивительное это дело – книга! За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительного, чем книга.
Ведущий: Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами и каждый может насытиться радостью, которую даёт книга.
Ведущий: Что можем сказать сегодня мы, читатели 21 века о книге? Главный вопрос нашего обсуждения – «Читать – это модно?»
Ведущий: Мы попробовали представить портрет современного читателя, и вот что у нас получилось.
Защита презентаций - итоги анкетирования «Портрет современного читателя»
Вопрос для обсуждения:
Как с течением времени изменился облик читателя и отношение к книге?
Ведущий: Меняются времена, нравы, вкусы. Меняются читатели. Меняется сам процесс чтения. Это неизбежно!
Ведущий: 21 век - век информационных технологий и с этим не поспоришь. И все же мнение, что обо всем можно узнать из телевизора и Интернета считаю опасным заблуждением.
Ведущий: Огромная проблема нашего времени, как мне кажется, цинизм и неверие в нравственные ценности, подмена их призрачными материальными. Что поможет человеку выжить в этом жестком мире, противостоять проявлениям аморальности и черствости? Может быть, литература?
Учитель: Именно с такими и многими другими волнующими вопросами работали ученики 5-11 классов в проекте «Читать – это модно?». Сегодня завершающий этап этой большой работы. В зале участники, показавшие лучшие результаты в общем зачете. Мы очень надеемся, что у нас получится диалог, который поможет подвести итоги.
Незнайка: Зачем читать? И так можно очень хорошо жить: есть вкусные конфеты, смотреть мультики, бегать по улицам! Вот это настоящая жизнь! И здоровье всегда будет хорошее. И друзей у меня будет много!
Ведущий: И в самом деле – зачем читать? Могут ли стать друзьями литературные герои? Как думают пятиклассники?
Выступления учеников 5 класса
. («Мой любимый литературный герой», «Моя любимая книга»)
Выступления учеников 6-а класса.
Вопрос для обсуждения:
Как вернуть интерес к книге, к её героям, к авторам, создавшим неповторимый литературный мир? (5-6)
Ведущий: Незнайка, пойдем, я покажу тебе, как поработали ребята. (Обзор выставки - кратко).
Посмотри, какие друзья всегда рядом с нами! У тебя, Незнайка, есть любимый литературный герой или любимая книга?
Подведение итогов, вручение грамот ученикам 5-6 классов
Ведущий: Есть один важный вопрос из ряда спорных. Нужно ли руководить детским чтением?
Ведущий: Мне кажется, право ребенка самому выбирать книги для чтения - первое признание его как личности. Чтение - это расширение круга его интересов, эмоциональное самовыражение.
Ведущий: Если посмотреть, что читают дети, то многое можно узнать о них.
Ведущий: Маленький Саша Пушкин… Интересно, что он читал?
Саша Пушкин: Я научился читать очень рано. Когда мне было 8 лет, я знал множество народных песен, сказок, сочинял на французском языке маленькие детские комедии. Ночью я забирался в кабинет отца и читал одну за другой книги, там меня нередко находили и отправляли спать. Мне всё было интересно. В книгохранилищах моего отца, дяди и их друзей были греческие и римские классики, переведенные на французский, энциклопедисты, философы и поэты XVIII века; Плутарх, Гомер, Вольтер, Руссо, Ювенал, Гораций, Парни, Верже, Мольер, Расин, Корнель, Грей, Гамильтон. Все эти писатели буквально дарили мне свои мысли, образы, чувства, ритмы. В 11 лет я знал всю французскую литературу наизусть. Моё воображение острее всего волновали всеобщие любимцы, французские лирики – Парни, Верже и, конечно, Вольтер. Чтение книг дополнялось тем, что я слышал в гостиной. Тогда было в моде читать друг другу стихи, свои и чужие. В гостиной матери я видел и слышал русских писателей – Батюшкова, Жуковского, Дмитриева, наконец, своего дядюшку Василия Львовича. Это был первый стихотворец, первый сочинитель, к которому я мог подойти близко, запросто, с которым был в живом общении.
Михайло Ломоносов: Зимой отцовские суда не выходили в море, и я учился читать и писать. Первыми учителями были сосед да приходской дьячок. Он-то очень скоро и упал передо мной на колени, потому что понял, что больше ничему не может научить такого ученика. В 12 лет хорошо читал в церкви каноны, псалмы и жития святых, а потом рассказывал сидящим старичкам более обстоятельно. Читал церковнославянские книги, «Грамматику» и «Арифметику», но слышал, что для серьёзного изучения наук надо учиться уметь читать и писать по-латыни. Для меня было ясно, что надо продолжать своё образование.
Ведущий: Мы часто слышим, как нам говорят, что книга - одно из самых эффективных лекарств против безнравственности и цинизма. Мы много раз повторяли на уроках, что главное призвание настоящей литературы - воспитание, побуждение к размышлениям.
Ведущий: Человек думает, значит, он Человек! «Человек читающий - человек разумный»
Ведущий: Но сегодня всё чаще звучат тревожные мысли о том, что в современной молодежи больше всего настораживает рассудочность, отсутствие страстей и романтизма.
Ведущий: Может ли книга же развивать чувства и оберегать душу от засыхания. Писатель Валентин Распутин заметил, что «читатель учится у книг не жизни, а чувствам.»
Ведущий: Писатель проходит сложный путь становления как личности. У каждого своя дорога. В юности Лев Толстой много работал над собой. Нужен ли был такой титанический труд над душой, над сознанием? Не проще ли было жить спокойно, получая удовольствия и развлекаясь?
Лев Толстой:
Свои дневники я начал писать в 18 лет, а закончил, когда был известным писателем в возрасте 82 лет. С чего всё началось? Я был студентом Казанского университета. Тогда на первой странице я написал: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития»
«Что я такое?» — с пристрастием вопрошал я себя в Дневнике.. И отвечал так: «Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового»
Зачем мне был нужен дневник? Я обращал внимание на самого себя, мои мысли и чувства, всё подвергал глубокому самоанализу.
Ведущий: Человек всегда стремится познать мир и думает о том, как сделать его лучше. Есть старая притча о том, как изменить мир
. Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
Обсуждение вопроса «Читать или не читать классическую литературу?»
Ведущий: При всем книжном изобилии не так много сейчас, к сожалению, книг-событий, книг-явлений, способных зажечь молодого читателя. Но может, есть смысл обратить внимание на книги нашего детства?
Ведущий: Еще одна беда теперешнего времени - дефицит общения. Эта насущная потребность каждого нормального человека все же не может в полной мере удовлетвориться хождением в гости, семейными бытовыми разговорами.
Ведущий: Интернет, компьютер, Всемирная паутина — вот что сегодня называют чудом эпохи. И не книга, а компьютерная игра стала лучшим подарком ко дню рождения.
Ведущий: Монитор — альтернатива книге, но только отчасти. Вы не замечали, что компьютер торопит: перед тобой открывается бездна и хочется охватить как можно больше, в то время как чтение - сложное и увлекательное исследование, требующее неторопливого размышления?
Обсуждение темы «Аудиокнига», «Электронная книга»
Как вы относитесь к новым форматам книг?
Как изменился облик читателя и его отношение к книге за последние 100 лет? Как вы относитесь к новым форматам книг: электронному и аудио? (10-11)
Ведущий Компьютер вошёл в нашу жизнь, и нужно не бороться с ним, а использовать его для дела. Ведь книга может быть и электронной! На чём будет текст – на бумаге или на экране, не важно. Главное, чтоб книга смогла заинтересовать читателя.
Можно соревнования и конкурсы традиционные проводить с использованием компьютера и Интернета. Интересна публикация «Рейтинга читаемости» и «Рейтинга популярной книги».
Ведущий: Компьютер своими захватывающими играми, всемогущим Интернетом пытается вытеснить книгу, но книга была, есть и будет всегда!!! Книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой, впускающая тебя в новый уголок жизни. Книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик
Ведущий: «Вчера», несколько веков назад, книга не была доступным для каждого предметом. Ее изготовление было дорого: писали вручную, «корку» нередко обтягивали тканью или кожей, оформляли драгоценными камнями. А потому иметь книгу могли только очень богатые люди. У бедняков книг не было, да и грамоты они не знали. Читали книги только монахи.
Ведущий: Сегодня книгу можно купить в любом магазине - в электронном и обычном виде. Существуют даже аудиокниги. Люди читают книгу для получения информации или просто для себя. Что будет с книгой «завтра» - мы еще не знаем, но представить мир без нее просто невозможно. Лично для меня книги – это одна из ценностей, которую нужно хранить и беречь.
Ведущий: Книга открывает мир, размышляет о том, что такое любовь, благородство, счастье.
Ведущий: Старая притча так рассказывает о дороге к счастью. Пять человек взяли у мудреца карту счастья, и пошли в путь искать счастье. Один устал и вернулся назад. Второй не поверил в маршрут и тоже возвратился. Третий не рассчитал свои силы и сошел с пути. Четвертый дошел до цели, но ничего не видел на пути к счастью. Пятый видел и цель, и путь. Он то и оказался самым счастливым
Ведущий: Путь и цель помогает определить книга.
Обсуждение вопросов:
Через книги увиденный мир, Жизнь текста вне книги
Подведение итогов работы 8-11 классов, вручение грамот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акция "Курить не модно, дыши свободно!"
Акция проводиться во внеурочное время, как классное мероприятие, направленое на пропаганду здорового образа жизни. Акции предшествовали многочисленные мероприятия разного плана....
«Курить в XXI века – это не модно, или что вы знаете о табаке»
Данная разработка предназначена для учителей ОБЖ и классных руководителей при проведении классных часов, внеклассных мероприятий о здоровом образ...
Районная школа актива "Быть активным модно"
Сценарий районной школы актива для активистов районных детских организаций. Районная школа актива традиционно проводится в Доме детского творчества на осенних каникулах с целью пополнения знаний учащи...
проект "Теннис - это модно и полезно"
материал содержит проект, который занял 1 место в окружном конкурсе социально-значимых проектов...
Здоровым быть модно.
Рассуждение о том, что такое здоровье....
Познавательная беседа: "Курить - не модно! Модно - не курить!"
Цель занятия: воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.Задачи занятия:1. Дать учащимся представление о возможных способах отказа от неже...
Классный час: «Курить не модно, модно не курить»
18 ноября – Международный день борьбы с курением.Цели: познакомить кадет с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирова...