«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»
статья

Светлана Владимировна Губанова

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»

(из опыта работы)

“Если учитель стал другом для ребенка,

если эта дружба озарена благородным

влечением, порывом к чему-то светлому,

 разумному, в сердце ребенка никогда не

                                                   появится зло. Воспитание без дружбы с               ребенком можно

сравнить с блужданием в потемках”

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает  решать проблему досуга детей, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий были и остаемся мы классные руководители.

Моя задача, как классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда цветок будет здоровым, как ему предписано быть природой.

По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

 Родители учеников  стали не только моими помощниками, но и людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети.

 Свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

 Для своей работы я определила следующие ориентиры:

  • моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни;
  • свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Исходя из намеченных целей воспитания, я определила следующие задачи:

  • Способствовать развитию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, через систему работы по воспитанию человека культуры, способного к духовному и физическому самообразованию и самореализации.
  • Способствовать формированию эмоционально-положительных отношений к учебному труду, школьным традициям, ориентированным на вечные ценности, через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности.
  • Способствовать формированию высоких нравственных принципов (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.), научить детей следовать им в повседневной жизни.
  • Установление благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Учить строить отношения на принципах добра, взаимопонимания и компромисса.
  • Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
  • Формирование основы коммуникативной культуры учащихся.
  • Стимулирование мотивации к саморазвитию.
  • Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе.
  • Воспитание чувства ответственности, дисциплины.
  • Воспитание в учащихся культуры поведения в школе, на улице в общественных местах.
  • Формирование индивидуального стиля познавательной и творческой деятельности учащихся посредством выбора способов восприятия, запоминания, мышления и самовыражения.

Я начала работу с новым коллективом 6 лет назад. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем Натальей Степановной я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе учителем начальных классов.

Следующим подготовительным этапом моей работы стало общение со школьным психологом.  Его диагностика развития детского коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказала мне  помощь в организации работы с классом. Именно школьный психолог помог мне определить проблемные моменты в развитии классного коллектива и отдельных учащихся, познакомил с возрастными особенностями и изменениями в развитии учащихся.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, я определила те приоритетные направления воспитательной работы, которые будут особенно важными в моей работе с детьми. Сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом дает мне возможность определить те проблемы, которые необходимо решить в текущем учебном году, и те, над которыми необходимо продолжить работу в дальнейшем.

Самоуправление - право на внутреннее управление своими силами право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам

Используя метод ученического самоуправления, подключаю школьников к организации совместной жизнедеятельности в коллективе, самообслуживанию, организации школьных дел, культурному разрешению конфликтов путем договаривания.
Самоуправление в классе обеспечивает всем учащимся равные права в управлении делами коллектива. Каждый может попробовать себя в роли организатора и понять, насколько это соответствует его индивидуальным особенностям и возможностям.

В пятом классе перед  классным коллективом поставила задачу: помочь детям понять, что они теперь не просто младшие школьники, у них есть свои законы и правила, которые они должны  выполнять. В первую очередь научила детей выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за проделанную работу. Воспитывала в детях дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. Формировала у детей такие качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени и зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, обижает животных; прививала любовь к чтению,  здоровому образу жизни.

 Класс – команда большого города. Команда «Адреналин», Мэр – Басырова Регина. Помощники мэра: Ракицкая Валерия, Мовсарова Хадижат. Все дети в течение года выполняли какую-то роль. В 9 классе уже высшим органом стало являться классное ученическое собрание, которое избирает Совет класса. В состав Совета входят капитан и руководители микрогрупп, которые организуют деятельность учащихся в классе по направлениям воспитательной работы.

Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании.

Организация деятельности

Классное собрание:

  1. Определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
  2. Осуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
  3. Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
  4. Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся.
  5. Собрание проводится не реже 1 раза в месяц, что контролируется старостой.

актив класса:

  1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
  2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющий проблемы.
  3. Готовит и проводит классные собрания.
  4. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста:

Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину.

Эта система хороша тем, что делает активными практически всех учащихся. 

Программа по которой я работаю называется «Я – гражданин!». В её основе – ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Знания, Природа, Отечество, Культура, Здоровье. Программа включает в себя следующие основные разделы:

1.     Я – человек

2.     Моё отечество

3.     Я и семья

4.     Я и природа

5.     Здоровый образ жизни

6.     Культура, духовность, творчество

7.     Профессиональное самоопределение и труд

В процессе работы по данной программе я создаю условия для:

  • проявления самостоятельности;
  • проявления активной общественной, гражданской позиции;
  • саморазвития и самореализации;
  • социализации личности в современных условиях.

Методом проб и ошибок я стараюсь создать свою концепцию воспитания. Воспитание может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто этим занимается. Самый необходимый человек для ребенка в современной школе – классный руководитель. Я постаралась определить, какие же мои дети каждый в отдельности и как я смогу собрать их в единый «кулачек».

Организуя воспитательную работу в своем классе, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:

  • Не воспитывай в плохом настроении (спокойствие, только спокойствие);
  • Определи, что хочешь для ребенка; узнай, что он думает по этому поводу;
  • Предоставь возможную самостоятельность;
  • Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
  • Не пропусти первый успех ребенка.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

С 5 по 9 класс мы занимали первое место в соревновании «Классный класс». По итогам 1 полугодия этого  учебного года мы занимаем третье место. Представители нашего класса входят в состав ученического самоуправления школы. Класс принимает активное участие в общешкольных проектах. « 70 добрых дел к 70-ти летию победы ВОВ», благотворительная акция «Твори добро», « Чистая улица», создание виртуального сайта « Мы вместе».

Могу сказать: в нашем классе царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся своим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В классе царит поддержка и взаимовыручка. Существует группа ребят, которая выполняет службу « психологической помощи», следит за психологическим климатом.

Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. И моя  задача  сделать так, чтобы у родителей не пропало желание помогать мне и детям. Взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, что вместе  мы – сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Читать, мыслить, творить…»

Предпосылки для формирования потребности к чтению закладываются у ребёнка ещё в дошкольном возрасте под влиянием познавательной активности и социального окружения. Для умственно отсталых детей характ...

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

Модуль по русскому языку "Мыслим, творим, исследуем. Краеведение на уроках русского языка"

Краеведение на уроках русского языка являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышени...

Техника дистанцирования от мыслей. Радио «Голос Проблемы»

Но на первых шагах в работе с проблемой мы можем научиться по-другому относиться к этим мыслям. Сначала вам нужно научиться отстраняться от своих проблемных мыслей, которые поддерживают цикл угнетенно...