Программа "Здоровьесберегающие технологии в10-11 классах на уроках информатики и ИКТ"
методическая разработка по информатике и икт по теме

В программе отражены, возможности уроков информатики, для использования здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_zdorove__informatiki_i_ikt_v_10.doc.zip13.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Авторская

программа здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ в 10-11классах

обсуждена и одобрена

 на заседании методического объединения

учителей информатики и ИКТ


 

Цель и задачи программы 

Здоровье – это не всё,

 но всё без здоровья – ничто

Сократ

 

Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников 10-11 классов на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков на уроках информатики и ИКТ.

Основные задачи учебной работы:

  1. Формирование у обучающихся современного уровня знаний по предмету
  2. Формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

  1. поддержание  в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
  2. физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
  3. создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
  4. использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих);

I. Обоснование программы

1.1. Описание проблемы.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.

II. Содержание

2.1. Содержание программы.

Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Таблица 1

 Материал по здоровьесбережению на уроках информатики в 10 и 11 классах

№№

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

10 класс

1

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Медиобезопасность Введение.  Структура информатики.

Техника безопасности поведения в кабинете

2

Процессы хранения и передачи информации

Анализ правил безопасного хранения информации

3

Защита информации  

Роль технических средств.

4

Алгоритм – модель деятельности  

Модель правильного поведения человека

5

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Проект «виды компьютерной техники в жизни человека»

6

Многопроцессорные системы и сети

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека

11 класс

1

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Интернет как информационная система

Безопасный Интернет

Действие INTERNET на развитие  человека

2

Web-сайт

Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер»

3

Базы данных и СУБД  

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

4

Оптимальное планирование

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

5

Социальная информатика

Моделирование реальных объектов с помощью КП

Социальные проекты « Жизнь без сигарет».

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты, исходя из таблицы №1 На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью.

Содержание уроков  информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я.

Основные вредные факторы при работе за компьютером:

  1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Дли тельное неизменное положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.

  1. Воздействие электромагнитного излучения.
  2. Утомление глаз, нагрузка на зрение.

Пользователь ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.

  1. Перегрузка суставов кистей.
  2. Стресс при потере информации.
  3. Психические расстройства.
    При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...

Одной из моих основных задач является сохранение здоровья учащихся. На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы.

1. Требования к монитору:

- количество цветов не менее 256;

- размер зерна не более 0,28 мм;

- возможность регулировки яркости и контраста изображения.

2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.

3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем.

4. Чаще протирать экран монитора.

Кроме этого, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут  работы;

- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);

- оптимальный тепловой режим;

- физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;

- физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.

Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности учащихся. На уроках информатики учащиеся создают проекты на темы:

- «Вредные привычки»

- «Режим дня»

- «Экстремальные виды спорта»

- «Спорт и здоровый образ жизни» и т.д.

Ожидаемые результаты.

После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.

Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

    * 5-25 минута – 80%

    * 25-35 минута -  60-40%

    * 35-45 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Литература

1. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.

2. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003. – 288 с.

3.  Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003.

4. Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2004. – 185 с.

5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. // Первое сентября: Информатика. – №34. – 2004. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Применение технологии В.М.Монахова на уроках информатики.

Цели «технологии проектирования технологий» по Монахову : • проектирование методической системы обучения;• создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;• выбор и...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

«Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках информатики»

Автор: Леоненко Юлия Петровна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ №187 г. НовосибирскАудитория: учителя предметники по предмету «Информатика»Оборудование: проектор, экран, компьютер...

Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий

В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...