Консультация на тему "Чистоговорки как инструмент развития речи детей дошкольного возраста."
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Чистоговорки как инструмент развития речи детей дошкольного возраста.
В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Эти нарушения имеют стойкий, сложный характер, поэтому заставляют учителя-логопеда искать все более новые инновационные методы работы с такими детьми. Одна из моих задач не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи. На помощь мне приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста являются: прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
Я использую чистоговорки на индивидуальных, подгрупповых логопедических занятиях. Прочитываю чистоговорку используя картинку. Если просто без картинки, ребенок вас может проигнорировать или не сразу уловит смысл сказанного. Но поверьте, министишок вкупе с веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, столь полезные для улучшения произношения и автоматизации звуков в речи.
На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком.
Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.
- Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.
- Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.
- Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро
- Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Саши коса.) Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?
- Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
- Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).
- Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)
- Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)
- Игра «Скажи ласково» ( лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
- Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:
лы-лы-лы забивали мы голы
лу-лу-лу возле окон на полу
ла-ла-ла не заметили стекла
лу-лу-лу мы не били по стеклу
ла-ла-ла только нет в окне стекла
ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы
не боимся мы осы!
Во многих источниках чистоговорки приравнивает к другому речевому материалу, например, скороговоркам. Само слово «чистоговорка» принадлежит В. Далю. И Даль как раз ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же мы учителя - логопеды вкладываем в эти слова совершенно разный смысл. В варианте чистоговорки темп произнесения текста может быть низким, но звуки должны быть воспроизведены чисто, в соответствии с правилами звучания языка и, возможно. В варианте же скороговорки перед говорящим ставится задача ясного (понятного) произнесения этого текста с максимальной скоростью. Как правило, каждый такой текст нацелен на отработку определенных групп звуков. Для ребенка (плогопата) логопед подбирает чистоговорки (скороговорки) в соответствии с его речевой проблематикой.
Таким образом, в плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-27696-1427552755.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста
Доклад, представленный для педагогов ГБДОУ. Рассматриваются основные направления, формы и приёмы работы по развитию речи дошкольников. Дана таблица: "Виды творческих заданий, включаемых в занятия по о...
Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-99381-1635266285.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаемый материал предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-225634-1364121312.jpg)
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-225634-1364121312.jpg)
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...
Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-1300248-1731998302.jpg)
консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...