Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".
консультация по музыке
Цель:
Познакомить с теоретическими основами музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Антошка» с.Зудилово
Тема: «Музыка – средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста».
(консультация для педагогов).
Подготовила :
Муз.руководитель:
Пирогова О.Н.
С.Зудилово 2017-2018г.г.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те же или иные средства выразительности.
Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев; три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих солдат, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д.
Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
В задачи музыкального образования и воспитания детей включено формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса.
Для реализации поставленной задачи необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды.
Но взрослые часто не обращают внимание на то, в какой звуковой среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для здоровья и состояния его нервной системы. В результате этого многие дошкольники равнодушны к миру звуков, у них слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Они не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, тревогу, любовь.
И наша задача не допустить этого, а развить у детей эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке; формировать муз. культуру на основе знакомства ребенка с русской народной, классической и современной музыкой.
Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки (спокойная, радостная и т.п.) Учить слушать музыку природы: шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома и т.д. Знакомить детей с жанрами муз. произведений: марш, танец, песня. Учить узнавать музыкальные произведения его вступлению и мелодии, включая в помощь наглядные средства обучения эстетично оформленные.
Развивать эстетическое восприятие природы с помощью произведений живописи, поэзии и музыки, обращая при этом внимание на художественный образ. Формировать муз. культуру на основе знакомства ребенка с русской народной, классической и современной музыкой. Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки (спокойная, радостная и т.п.) Учить слушать музыку природы: шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома и т.д. Знакомить детей с жанрами муз. произведений: марш, танец, песня. Учить узнавать музыкальные произведения по вступлению и мелодии, включая в помощь наглядные средства обучения, эстетично оформленные.
Развивать эстетическое восприятие природы с помощью произведений живописи, поэзии и музыки, обращая при этом внимание на художественный образ. Формировать у детей певческие напевы: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию: петь хором, по одному. Учить сольному исполнению народных песен; а так же песен композиторов. Развивать чувство ритма: умение передавать характер музыки, её эмоционально-образное содержание; учить инсценировать содержание песен, сопровождая мелодии движениями и жестами; импровизировать образ сказочного животного или зверя. Знакомство с древней символикой движения народных хороводов, игр; знакомство с народными инструментами. Все это исполнение должно носить эстетическую информацию. Исполнение муз. проведений должно носить эмоциональный характер, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния.
И хочется отметить высказывание Д. Шостаковича «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая …
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...
Компьютер и современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста ( консультация для родителей)
в работе даны практические рекомендации родителям дошкольников по использованию компьютера для музыкального воспитания ребенка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии человека поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Начальный этап жизни—один из наиболее важных в развитии человека поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся...
ПРОЕКТ "Этническое составляющее в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
на примере обучения игре на тувинских музыкальных инструментах детей в средней, старшей и подготовительной группах...
Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....