Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста
консультация
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_kineziologii.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Специальные кинезиологические упражнения:
позволяют активизировать межполушарные взаимодействия,
приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека,
обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом,
снижают утомляемость,
повышают способность к произвольному контролю,
улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
Упражнения для развития мелкой моторики.
Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнения на релаксацию.
Массаж (самомассаж).
Продолжительность занятий — 10—15 мин.
Периодичность — ежедневно.
Время занятий — утро, день.
Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Цель занятия:
развитие межполушарного взаимодействия;
синхронизация работы полушарий;
устранение дезадаптации в процессе обучения;
развитие мелкой моторики;
развитие умственных способностей;
развитие памяти, внимания, речи;
формирование пространственных представлений;
развитие мышления;
устранение дислексии.
Упражнения для развития мышц руки и мелкой моторики. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Ведь не зря В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу, фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи, осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.
В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.) темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организация занятий.
Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника.Длительность с детьми 5 – 7 лет – 30 минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, при этом снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять напряжение.
Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей.
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.
Рекомендации по применению:
Доброжелательная обстановка.
Систематичность.
Усложнение и наращивание темпа заданий.
Точность выполнения движений и приемов.
Использование разнотипных и однотипных движений рук.
Включение всех 5 пальцев каждой руки.
Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц.
Применение упражнений на занятиях и в свободное время.
Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.
Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста
Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...
Применение дидактических игр о спорте в работе с детьми дошкольного возраста.
Знания о спорте и физической культуре, представленные в доступной форме, значительно расширяют кругозор ребёнка....
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одна из основных задач в дошкольном учрежден...