Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
рабочая программа по теме
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В связи с этим очевидной становится проблема правовой защиты данной категории детей,обусловленная прежде всего их физической и умственной незрелостью, и необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у них основ правовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Омской области
КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа
«Защити себя сам»
(по формированию основ правового сознания у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях «СЦРН»)
Автор-составитель:
А.Н. Парфенова,
Воспитатель КУ «СЦРН»
Омск 2012
Пояснительная записка.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов. В настоящее время возрастает актуальность проблемы «гражданско-правовых знаний у детей». Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависит от действий родителей и других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на заботу.
«Только признавая неповторимость личности каждого ребенка, уважая его интересы, потребности, мы сможем вырастить созидателя, творца, личность, ответственную за свои поступки,» - Д.Гранд, исполнительный директор ЮНИСЕФ. Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств. Статистика показывает, что 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% - в школах, детских учреждениях и т.д.
Социально-реабилитационный центр стал пристанищем для многих ребятишек, чье детство начиналось не с красивых игрушек и счастливых улыбок, а с пьяных скандалов, побоев, голода. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальное домогательство, которыми взрослые калечат тело ребенка. Это унижение, издевательство, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение выражается в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимого количества пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке уважения, внимания, ласки, тепла. Негативный социальный опыт, полученный детьми, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение. У таких детей отсутствует какая-либо мотивация к учебной и творческой деятельности. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что в дошкольные группы социально-реабилитационного центра поступают дети социально неуверенные, имеющие низкую самооценку, с задержкой психоречевого и психомоторного развития. Практически каждый ребенок страдает различными видами деприваций (сенсорная, двигательная, социальная и материнская). У 90% воспитанников наблюдается проявление поведенческих расстройств. У 80% детей низкий уровень развития нравственной направленности личности. таким детям трудно понять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, таких как добро, зло, правда, ложь, красота, здоровье, ум. Детям не свойственны ни эмоциональные переживания, ни сочувствие кому-либо.
В связи с этим очевидной становится проблема особой правовой защиты данной категории детей, обусловленная прежде всего их физической и умственной незрелостью, и необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у них основ правовых знаний. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств людей и государства. Начинать приучать ребенка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. «Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью,» - Л.И. Божович.
В настоящее время разработаны принципы (Т.В. Болотина), содержание (Я.В. Соколов, В.В. Антонов), формы и методы (А.Ф.Никитин, С.А. Морозова, Т.А. Степанова, Е.А. Перцова) гражданско-правового воспитания старших дошкольников. Отдельные аспекты проблемы правового воспитания дошкольников подняты в работах Э.К. Сусловой, Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Рылеевой.
Анализ изученной литературы показал, что решение этой проблемы применительно к условиям социально-реабилитационного центра не проработано. Не учитываются временные рамки прохождения реабилитационного периода, психологические особенности и педагогическая запущенность воспитанников, препятствующее их усиленной социализации.
Поэтому возникла необходимость в разработке программы по формированию основ правового сознания у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях «СЦРН» «Защити себя сам». Цели и задачи программы определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями.
Цель: познакомить детей с правами ребенка на современном этапе развития государства и общества.
Задачи:
Формировать у детей представление о правах человека на основе дошкольных литературных произведений
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям
Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сострадания и сопереживания к другим людям
Учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав
Структура программы включает в себя три блока:
Первый блок «Информационно-познавательный» направлен на знакомство детей с основными документами по защите прав ребенка, формирование правовых понятий за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, на имя, на любовь.
Второй блок «Эмоционально-оценочный» ориентирован на активизацию деятельности детей, стимулирование их готовности отслеживать, защищать свои права и права других детей, сопереживать, проявлять заботу, внимание по отношению к окружающим.
Третий блок «Поведенческо-деятельный» преследует цель формировать умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Программа рассчитана на детей 5-8 лет и реализуется в течение 6 месяцев.
Занятия в различных формах проводятся два раза в неделю (с сентября по февраль включительно). Продолжительность каждого занятия от 20 до 35 минут (согласно возрасту).
Общее количество занятий по данной программе – 48.
Содержание программы гибко распределяется в течение дня. Работа проводится и как регламентированные занятия, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми. Специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, а работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
Структура занятий.
приветствие, настрой
вводная часть: создание проблемной ситуации, знакомство с темой занятия
основная часть: работа по теме занятия (обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций)
заключительная часть: обобщение, подведение итогов
ритуал прощания.
В целях поддержания у воспитанников устойчивого интереса к занятиям применяется принцип чередования и взаимопроникновение тем всех трех блоков.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видеомагнитофон, видео- и аудиозаписи, репродукции картин, художественная литература, материалы для осуществления изобразительной деятельности, а также маски-шапочки, атрибуты для инсценирования и драматизации.
В реализации программы необходимо участие следующих специалистов: воспитателя, музыкального работника, социального педагога, врача-педиатра.
Программа предусматривает следующие формы организации работы воспитанников: занятия, беседы, чтение литературы, игры (творческие, ролевые, дидактические), коллективно-творческие дела.
Основные методы работы:
словесные методы
наглядные методы
моделирование проблемных ситуаций
игровой метод
метод реализации творческих возможностей
Диагностический инструментарий
Изучение первоначальных представлений о правах ребенка и степени усвоения или нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, наблюдения, рассказов из личного опыта детей, дидактических игр «Мои права», «Можно-нельзя», рисунков детей.
Для диагностики возможно использование следующих методик:
опрос на тему «Права ребенка» (Приложение №1)
беседа «Как поступить?» (адаптированный вариант Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афоньеиной (Приложение №2)
Результаты проведенной диагностики уровня правовой культуры детей целесообразно представить в виде сводной таблицы (Приложение №3).
Важным показателем результативности работы по программе является степень благоприятности социально-психологического климата в группе, который представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношение детей друг к другу и к деятельности.
Для диагностики используется следующая методика:
определение социально-психологического климата в группе (Педагогическое наблюдение). Приложение №4.
Критерием результативности освоения программы
будет являться наличие следующих показателей у детей:
имеют представление, что такое право
имеют представление, что у каждого ребенка есть свои права
имеют представление о государстве, в котором живут, знают его символику
имеют представление о том, кто защищает права детей
имеют представление о своих обязанностях
умеют относить свои поступки и поступки других людей к хорошим и плохим
усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами адекватно оценивают их и правильно поступают
переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например в случаях, когда дети подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше
чувствуют собственную значимость и радость дружбы
Содержание блоков.
Блок 1. Информационно-познавательный.
№ | Тема занятия | Задачи |
1 | Знакомство с Конвенцией | Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка. Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы |
2 | «Моя Родина» | Формировать представление о своей стране, главном городе России. Воспитывать уважение к своей малой родине. Знакомить с государственной символикой |
3 | «Мои права и обязанности» | Формировать у детей понимание взаимосвязи между правами и обязанностями. Познакомить с символическим изображением прав. Формировать навыки поведения на основе определенных правил |
4 | «По-разному зовутся дети» | Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество, фамилию. Учить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим |
5 | «Мой дом» | Дать воспитанникам представление о правах, гарантирующих права ребенка на жилье и его неприкосновенность |
6 | Чтение В. Бианки «Лесные избушки» | Через знакомство с художественным произведением продемонстрировать детям «право на жилье» |
7 | «Один и вместе с друзьями» | Показать детям преимущества дружбы, ее ценность. Формировать у воспитанников навыки бесконфликтного общения и поведения |
8 | «Не будь жадным» | Формировать у детей понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Развивать представление о щедрости и жадности и о том, как эти качества проявляются в поведении людей |
9 | «Моя семья» | Познакомить детей с правом жить и воспитываться в семье. Формировать представление о членах семьи и о родственных связях. Развивать навыки уважительного общения с близкими людьми и заботливого отношения к родственникам |
10 | Рассказывание р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Показать на примере художественного произведения нарушение права жить и воспитываться в семье |
11 | «Все мы разные, но все мы равные» | Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Учить воспитанников навыкам бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру |
12 | «Моя тайна» | Дать детям знание о том, что у каждого человека есть право на собственное мнение и его неразглашение. Учить детей относиться с уважением к мнению другого человека |
13 | Чтение сказки Аксакова «Аленький цветочек» | Раскрыть на примере сказки права человека на жизнь, на собственное мнение, на личные вещи |
14 | «Грамоте учиться всегда пригодится | Углубить представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Повысить у воспитанников мотивацию к обучению. Формировать представления о школе, школьниках, учителях |
15 | Чтение сказки А. Толстого «Приключения Буратино» | Показать через художественное произведение Право ребенка на образование |
16 | Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | Раскрыть на основе сказки нарушение права на жизнь |
17 | «Если что у вас болит, вам поможет Айболит | Дать детям знания о праве на здоровье, на медицинскую помощь. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Воспитывать у детей сочувствие, сострадание к людям, нуждающимся в помощи |
18 | «Как человек отдыхает» | Познакомить детей с правом на отдых. Показать его необходимость для сохранения здоровья |
19 | «Что такое милосердие» | Формировать у детей представление о милосердии Побуждать детей проявлять милосердие к окружающим |
20 | «Законы общества» | Способствовать осознанию у воспитанников собственного чувственного опыта; осмыслению конфликтной ситуации, связанной с нарушением прав, вмешательством в чужую жизнь |
Блок 2: «Эмоционально-оценочный».
№ | Тема задания | Задачи |
1 | «Уроки хорошего поведения» | Формировать у воспитанников навыки и привычки, позволяющие достойно проявить себя в социальном мире и личной жизни |
2 | Сказка «Заюшкина избушка» | Развивать у детей умение разыгрывать сценки с использованием атрибутов, элементов костюмов. Учить анализировать поступки героев, давать им оценку в соответствии с нормами права и морали |
3 | Сказка Ш. Перро «Дюймовочка» | Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия, выражения различных эмоций. Развивать умение бесконфликтного взаимодействия в совместной деятельности |
4 | «Что бы ты сделал, как поступил» | Формировать у детей навыки социальных способов поведения в различных ситуациях. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим |
5 | «Не дорог подарок, а дорого внимание» | Расширить представления детей о взаимоотношениях людей. Побуждать воспитанников к активному проявлении. Эмоциональной отзывчивости |
6 | «Зачем нужна ответственность» | Учить детей принимать на себя различные виды ответственности. Дать возможность почувствовать, как почетно иметь обязанности. Показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше |
7 | «Моя и чужая игрушка» | Углубить представление воспитанников о праве распоряжения личным имуществом. Учить детей не брать без спроса чужие вещи, не быть жадным |
8 | «Как появляется зло» | Развивать у детей способность воспринимать сверстника не как конкурента, а как друга. Формировать навыки бесконфликтного общения и поведения |
9 | «Ссора и примирение» | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояния и настроения другого человека |
10 | Знакомство со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» | Показать на примере сказки право ребенка быть самим собой. Довести до понимания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека |
11 | «Муравей». «Обиженный кустик» | Учить детей анализировать свое поведение. Формировать позитивное отношение к окружающему миру |
12 | Рассматривание картины Перова «Тройка» | На примере художественного произведения закрепить знания детей о праве на защиту от жестокого обращения |
13 | «Радость». «Обида». «Зло». | Формировать у детей умение различать настроение окружающих людей. Воспитывать желание оказать помощь и внимание нуждающемуся в этом человеку |
14 | «Кто придет к тебе на помощь» | Обобщение знаний о разных способах реагирования на угрожающую ситуацию. Формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации |
Блок 3: «Поведенческо-деятельный».
№ | Темя занятия | Задачи |
1 | «У тебя и у меня есть право на…» | Закрепить знания воспитанников об основных правах ребенка. Учить соблюдать права сверстников в различных видах деятельности |
2 | «Что в имени тебе моем» | Познакомить воспитанников со значением имен, их происхождением. Дать знания о связи имени с характером и судьбой человека. Развивать навыки коллективной творческой деятельности |
3 | «Проверка документов на границе» | Формировать представления об изменении социального статуса у людей в соответствии с возрастом и о документах, подтверждающих этот статус. Расширить знания детей о работе служб, ответственных за проверку документов. Воспитать умение быть дружелюбным в общении с окружающими |
4 | !Приходите в гости к нам» | Учить детей проявлять гостеприимство. Развивать умение быть вежливым, принимать и быть принятым |
5 | «Семья» | Углубить представление детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи |
6 | «На что похожа любовь» | Развивать творческие способности детей, инициативу и самостоятельность. Побуждать воплощать в работе свои эмоции и чувства |
7 | «Почта» | Расширить знание детей о труде работников почты. Закрепить знания и права на тайну переписки и почтовых отправлений |
8 | «Уберем зло» | Отработка ситуаций предотвращения конфликтов и способов выхода из трудных ситуаций |
9 | «Что делать» | Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре и т.д.) |
10 | Символ «Право на жизнь» | Учить детей осмысливать и отражать в работе конкретное знание о праве. Развивать творческое воображение, навыки совместной коллективной деятельности |
11 | «Больница» | Закрепить в игре знание детей на право медицинской помощи. Расширить знания о профессиях медицинских работников и их роли в жизни человека. Воспитывать гуманные чувства к нуждающимся в помощи |
12 | «Мои права дома» (на игру, на занятия, на защиту, на здоровье, на труд) | Закрепить представление детей о своих правах. Учить пользоваться этими правами в жизни. Развитие умений бесконфликтного взаимодействия |
13 | «Если ты вдруг оказался в трудной ситуации» (составление памятки» | Обобщение знаний детей о мерах оказания помощи в экстренной ситуации (адреса, телефоны организаций, где могут оказать помощь детям) |
14 | «Символы, спасающие жизнь» | Закрепить знания детей о Конвенции ООН, о правах ребенка, перечисленных в ней. Воспитывать чувство благодарности к тем, кто несет ответственность за соблюдение этих прав в семье, в социальном мире |
№ | Тема | блок | Форма проведения | К-во Зан. | Сроки |
1 | «Знакомство с конвенцией» | 1 | Игра-путешествие | 1 | 1 неделя сентября |
2 | «Моя родина» | 1 | Тематическое занятие | 1 | 1 неделя сентября |
3 | «Мои права и обязанности» | 1 | Тематическое занятие | 1 | 2 неделя сентября |
4 | « У меня и у тебя есть право на…» | 3 | Творческая игра | 1 | 2 неделя сентября |
5 | «Уроки хорошего поведения» | 2 | Игра-тренинг | 1 | 3 неделя сентября |
6 | «По-разному зовутся дети» | 1 | Занятие | 1 | 3 неделя сентября |
7 | «Что в имени тебе моем?» (создание фотоальбома «Это мы») | 3 | Совместная поисково-исследовательская деятельность | 1 | 4 неделя сентября |
8 | «Проверка документов на границе» | 3 | Ролевая игра | 1 | 4 неделя сентября |
9 | «Мой дом» | 1 | Комплексные занятия | 1 | 1 неделя октября |
10 | Чтение В.Бианки «Лесные избушки» | 1 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 1 неделя октября |
11 | «Заюшкина избушка» | 2 | Инсценировка | 1 | 2 неделя октября |
12 | «Приходите в гости к нам» | 3 | Ролевая игра | 1 | 2 неделя октября |
13 | «Один и вместе с друзьями» | 1 | Занятие | 1 | 3 неделя октября |
14 | «Не будь жадным» | 1 | Занятие | 1 | 3неделя октября |
15 | «Моя семья» | 1 | Тематическое занятие | 1 | 4 неделя октября |
16 | Рассказывание р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 4 неделя октября |
17 | «Семья» | 3 | Ролевая игра | 1 | 1 неделя ноября |
Календарно-тематическое планирование.
18 | «Дюймовочка» | 2 | Драматизация | 1 | 1 неделя ноября |
19 | «Что бы ты сделал, как поступил» | 2 | Этическая беседа, диалог с элементами игры | 1 | 2 неделя ноября |
20 | «На что похожа любовь» | 3 | Творческая деятельность | 1 | 2 неделя ноября |
21 | «Все мы разные, но все мы равные» | 1 | Занятие | 1 | 3 неделя ноября |
22 | «Не дорог подарок, а дорого внимание | 2 | Беседа, обсуждение | 1 | 3 неделя октября |
23 | «Зачем нужна ответственность» | 2 | Занятие | 1 | 4 неделя ноября |
24 | «Моя тайна» | 1 | Беседа | 1 | 4 неделя ноября |
25 | Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Аленький цветочек» | 1 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 1 неделя декабря |
26 | «Почта» | 3 | Сюжетно-ролевая игра | 1 | 1 неделя декабря |
27 | «Моя и чужая игрушка» | 3 | Игра | 1 | 2 неделя декабря |
28 | «Грамоте учиться всегда пригодится» | 1 | Тематическое занятие | 1 | 2 неделя декабря |
29 | Чтение А.Толстого «Приключение Буратино» | 1 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 3 неделя декабря |
30 | «Как появляется зло» | 2 | Тематическое занятие | 1 | 3 неделя декабря |
31 | «Ссора и примирение» | 2 | Занятие с элементами тренинга | 1 | 4 неделя декабря |
32 | «Уберем зло» | 3 | Игровое упражнение | 1 | 4 неделя декабря |
33 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» | 2 | Просмотр мультфильма. Моделирование проблемной ситуации, беседа | 1 | 1 неделя января |
34 | «Муравей» и «Обиженный кустик» | 2 | Этюды | 1 | 1 неделя января |
35 | Чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка» | 1 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 2 неделя января |
36 | Что делать? | 3 | Тренинг | 1 | 2 неделя января |
37 | Символ «Право на жизнь» | 3 | Творческая деятельность | 1 | 3 неделя января |
38 | «Если что у вас болит, вам поможет Айболит» | 1 | Тематическое занятие | 1 | 3 неделя января |
39 | «Больница» | 3 | Сюжетно-ролевая игра | 1 | 4 неделя января |
40 | «Как человек отдыхает» | 1 | Беседа | 1 | 4 неделя января |
41 | Рассматривание картины Петрова «Тройка» | 2 | Знакомство с художественным произведением | 1 | 1 неделя февраля |
42 | «Мои права дома» (оформление альбома) | 3 | Коллективная творческая деятельность | 1 | 1 неделя февраля |
43 | «Что такое милосердие» | 1 | Занятие | 1 | 2 неделя февраля |
44 | «Радость», «Обида», «Зло» | 2 | Этюды | 1 | 2 неделя февраля |
45 | «Законы общества» | 1 | Занятие | 1 | 3 неделя февраля |
46 | «Кто придет к тебе на помощь?» | 2 | Дидактическая игра | 1 | 3 неделя февраля |
47 | «Ели вдруг ты оказался в трудной ситуации» | 3 | Инструктивное занятие | 1 | 4 неделя февраля |
48 | «Символы, спасающие жизнь»» | 3 | Игровое занятие - развлечение | 1 | 4 неделя февраля |
Библиографический список.
Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право – 2004, №8
Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004
Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольника. М., 2003
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Спб., 1999
Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М., 2006
Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2006
Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы – Изд 2е переработанное/ Сост. – Волгоград: ИТД Корифей
Имя вашего ребенка.Спб, 2007
Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами// Ребенок в детском саду. 2008, №5
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ. М.,2003
Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. М., 2007
Конституция РФ. Государственный гимн РФ. М., 2008
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990
Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., 2002
Мечике Л.К. Маленьким детям – большие права. Учебно-методическое пособие. Спб., 2007
Николаева О.С. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 2003
Права ребенка: Нормативные документы. М.,2005
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990
Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2004
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Спб., 2007
Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 т. М., 1998-1999
Шабелькин Е.С., Камирцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. М., 1995
Шорыгина Т.А. Беседа о правах ребенка. М., 2008
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М., 2008
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Никова Т.А. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). «Детство-Пресс», 2004
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. М., 1995
Приложение №1.
Опрос детей на тему «Права ребенка».
Методика направлена на определение уровня правовой культуры.
Рекомендации к проведению: опрос проводится индивидуально с каждым ребенком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной доброжелательной обстановке.
Оборудование: набор карточек-символов, соответствующих правам.
Вопросы.
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
Как ты думаешь, что такое право?
Какие права ты считаешь самыми важными?
Какие права ты считаешь самыми важными?
Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
Кто защищает права детей?
Можешь ли ты сам защитить свои права и право других детей?
Анализ результатов опроса:
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют
о высоком уровне правовой культуры;
3-4 вопроса – о среднем уровне;
если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Приложение №2.
Беседа «Как поступить»
(адаптированный вариант Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)
Методика направлена на определение уровня нравственно-правовой культуры.
Рекомендации: беседа проводится индивидуально с каждым ребенком группы. Желательно проводить ее в первой половине дня с еще не уставшим ребенком (утомление сказывается на эмоциональном равновесии ребенка и продуктивности работы).
Оборудование: сюжетные картинки с изображениями положительных и отрицательных поступков.
Вопросы беседы
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли вертеться на занятиях, мешать другим детям? Почему?
Критерии оценок уровня правовой культуры:
Правильные ответы на 5-6 вопросов – высокий уровень,
3-4 вопроса – средний уровень,
Меньше 3 – низкий уровень.
Приложение № 3.
Результаты проведения диагностики
уровня правовой культуры дошкольников.
Ф.И. ребенка | Количество правильных ответов на вопросы приложения №1 | Количество правильных ответов на вопросы беседы | Общий вывод об уровне правовой культуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рекомендации:
Наглядно преобладание того или иного уровня развития знаний о правах у дошкольников необходимо продемонстрировать на диаграмме
Приложение № 4
Определение социально-психологического климата в группе
Для определения социально-психологического климата используется метод наблюдения за деятельностью детей в различных видах деятельности
Организационное единство |
Отношение сотрудничества | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Каждый сам по себе |
Отношение к новеньким очень внимательное | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отношение к новеньким безразличное |
Интеллектуальное единство |
Единство мнений | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отсутствие единства мнений |
Стремление находить общий язык | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Нет стремлений |
Взаимоотношения при совместной деятельности | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отсутствие взаимоотношений |
Эмоционально-волевое единство |
Мажорный тон отношений | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Минорный тон отношений |
Отношения доброжелательные | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отношения недоброжелательные |
Сопереживание | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отсутствие сопереживания |
Стремление быть вместе | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Нет такого стремления |
Готовность к преодолению трудностей | 5 | 4 4 | 3 3 | 2 | 1 1 | 0 0 | Отсутствие такой готовности |
Обработка данных
Высокая степень благоприятного климата – 38 баллов и более;
средняя степень благоприятности – от 27 до 25 баллов;
незначительная благоприятность – от 24 до 25 баллов;
неблагоприятный климат – от 11 и ниже баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Защити себя сам" (предназначена для работы с детьми дошкольного возраста ,воспитывающихся в условиях центра социальной реабилитации по формированию основ правового сознания)
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "гражданско-правовых знаний у детей". Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми. В...
Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
,Социальные, экономические и идеалогические изменения происходящие в настоящее время в России, оказывают сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоцианальный опыт, по...
Формирование основ правового сознания как фактор духовно нравственного воспитания
Социальные, экономические и идеалогические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывает сильное негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, по...
Формирование основ правового сознания у дошкольников.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в настоящее время в России, оказывают негативное влияние на развивающуюся личность ребенка. Негативный эмоциональный опыт, полученный...
«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»
Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации
Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...