Требования к речи современного учителя
статья
Речь учителя. Какой же она должна быть? Данная статья помежет вам ответить на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_rechi_sovremennogo_uchitelya.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заговори, чтобы я тебя увидел», - так высказался Сократ , известный древнегреческий философ, ученый , учитель… Сколько веков прошло с тех пор. Но эта фраза актуальна по сей день. Именно через речь люди передают чувства, эмоции, переживания. Особенно это касается педагогов. Речь учителя может многое. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Тем более слово учительское! Итак, какова же должна быть речь современного педагога? Учение о качествах речи учителя берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но и их недостаточно, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, - для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность. Конечно, не все положения античных мыслителей могут приняты современной педагогикой. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения. Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями: Речь - язык: правильность, богатство, чистота.
Речь - мышление: логичность, ясность, простота, краткость
Речь - объективный мир: точность
Речь - ее обстановка, содержание, назначение: уместность
Речь - эстетика: образность, выразительность, благозвучие.
Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка:
Норм произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса
Правильность - это главное коммуникативное качество речи. Правильность речи как бы задана самой языковой структурой: достаточно хорошо знать эту структуру, чтобы говорить правильно. Поэтому и развитие навыков хорошей речи должно, прежде всего, опираться на знание норм литературного языка. Учитель сможет научить только тогда, когда знает сам!
Богатство речи
Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи. Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают речь учителя красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Учитель не должен обеднять свою речь! Важно использовать все богатства русского языка, чтобы донести значимость сказанного ученику!
Чистота речи.
Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер. Их употребление всегда должны быть мотивировано условиями контекста.
Логичность речи
Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.Учитель должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.
Ясность и простота речи
Ясность речи достигается использованием таких языковых средств, которые помогают понять смысл речи при наименьшей затрате сил обучающихся Ясность, понятность речи зависят во многом от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.
Краткость речи
Краткость речи - устранение лишних слов, ненужных повторений, избыточных конструкций, многословия.
Ненужные повторения, многословие лишают речь силы, выразительности, ослабляют выражение мысли. Тот, кто стремится излагать кратко, формирует умения. Если "краткость - сестра таланта" (А. П. Чехов), то многословие - враг ясности.
Точность речи
Точность речи (достоверность) - это строгое соответствие слов тем предметам и явлениям действительности, которые они обозначают. Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла . За каждым словом история языка закрепила особое значение или несколько значений. Точной можно назвать такую речь, в которой употребление слов вполне соответствует их языковым значениям.
Выразительность речи
Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область сознания детей. Выразительная речь действует на чувства обучающихся сильнее, чем речь "механическая", однотонная. Современному учителю необходимо психологически настраивать себя на выразительность: "я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и литоты и другие), овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь - выразительна ли она? - научусь устранять из речи все, что мешает выразительности". Учиться речевому мастерству следует у русских писателей самим учителям, а потом уже обучать детей.
Уместность речи
Уместность речи - это соответствие содержания речи, её языковых средств целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления. Совместив в одну формулу все вышеприведенные качества речи, вспоминаю цитату известного профессора А. Кони. „Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.“ Именно такой должна быть речь современного учителя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.
Данное занятие (№2) проводится в рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...
"Новые требования ФГОС и современной инновации на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете....
Требования к организации современного урока
Организация современного урока в ГКОУ СКОШИ...
Требования к организации современного урока
Данная разработка содержит требования к структуре, подготовке, организации, оценивании, технике проведения современного урока. Содержит сравнительную характеристику современного и традиционного урока....
Требования к организации современного урока
Выступление на педагогическом совете по теме "Требования к организации современного урока". В качестве наглядности использована компьютеная презентация, отражающая основн...
Доклад:"Современное требование к профессиональной компетентности учителя начальных классов"
Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к професси...
Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе
Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе...