Доклад:"Современное требование к профессиональной компетентности учителя начальных классов"
статья на тему
Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Доклад на педагогический совет
Современное требование к профессиональной компетентности учителя начальных классов
Подготовила: учитель
начальных классов
Овечкина И. А.
Инсар, 2017
В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом № 122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога вступило в силу с 1 января 2017 года.
Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи: Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности. Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций. Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей. Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).
В отличие от действующих нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника. Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты.
В то же время стандарт педагога введённый в 2017г. не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими ранее нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики. Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислим наиболее значимые положения):
- Образование.
Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.
- Воспитательная работа.
В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.
- Развитие личностных качеств.
Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ специального индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.
Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава. Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:
Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.
Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения адаптированной общеобразовательной программы. Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.
Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.
Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы. Также стандарт учителя начальных классов обязывает:
Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста. Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа. В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.
Условия, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность учителей начальных классов:
1) глубокие знания в области предмета обучения, понимание учителями принципов, концептуальных идей, заложенных в той или иной технологии обучения;
2) свободное владение широким спектром отдельных методов, приемов и способов проектирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом в начальной школе;
3) наличие умений соотнести логику построения системы методов обучения, организации деятельности школьников в рамках педагогической технологии с реальными личностными характеристиками учеников, что обеспечивает правильность выбора педагогической технологии;
4) способность к рефлексии в ходе реализации той или иной педагогической технологии и ее корректировке в рамках, заложенных в ней принципов и концептуальных идей.
в информационном пространстве.
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки.
Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.
Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
- готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
- мотивация на работу с учащимися;
- способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
- знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
- владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
- знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.
Стандарт предполагает профессиональный рост педагога, перспективное развитие:
- мы должны обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня,
-нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
-должны Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу специального индивидуального развития ребенка.
Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Шайдуллиной Эльвиры Исмагиловны
Личная карта учителя Год рождения: 1977 Контактный телефон: 1. Образование: высшее 2. Предмет: учитель начальных классов 3. Педагогический стаж: 19 лет Общий стаж ...
"Требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы"
материал содержит пункты, указывающие на требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы...
ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника
Представлен материал по использованию ИКТ технологий в работе учителя начальных классов...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Ахуновой Гузелии Нагимулловны...
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов
Методическая тема: «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО».Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов фор...
Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе
Современные требования к профессиональной компетенции учителя в средней школе...
Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное - умение ориенти...