Занятие по профилактике суицидального поведения среди подростков «Жизнь одна-цени ее!»
учебно-методический материал (9 класс)
Тренинг разработан на основе фильма об инвалиде Нике Вуйчиче, рожденном без рук и ног. Именно этот фильм и задает атмосферу всего занятия, состоящую, как и вся наша жизнь, из отчаяния, оптимизма и надежды. Разговор о Нике позволяет показать пример стойкости, пример борьбы и любви к жизни без назидательности и нравоучений, затронуть тему ответственности перед собой и близкими, поговорить о ценности каждого человеческого существа.
Цель занятия: профилактика самоагрессивных состояний.
Задачи:
- способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека;
- формировать ценностное отношение к жизни;
- помочь актуализации личных ресурсов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 9 «б»
Тема: Занятие по профилактике суицида «Жизнь одна-цени ее!»
Тренинг разработан на основе фильма об инвалиде Нике Вуйчиче, рожденном без рук и ног. Именно этот фильм и задает атмосферу всего занятия, состоящую, как и вся наша жизнь, из отчаяния, оптимизма и надежды. Разговор о Нике позволяет показать пример стойкости, пример борьбы и любви к жизни без назидательности и нравоучений, затронуть тему ответственности перед собой и близкими, поговорить о ценности каждого человеческого существа.
Цель занятия: профилактика самоагрессивных состояний.
Задачи:
- способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека;
- формировать ценностное отношение к жизни;
- помочь актуализации личных ресурсов
Вступительное слово психолога
Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята! Я рада нашему с Вами встрече. Для начала ребята давайте с Вами познакомимся!
Сегодня мы начнем наше занятие с просмотра фильма «История Ника Вуйчича». Некоторые из вас уже знакомы с героем фильма, но многие увидят историю его жизни впервые. Послушайте, пожалуйста, внимательно его слова, постарайтесь запомнить те, которые будут наиболее значимы для вас. (Просмотр видео)
Рефлексия упражнения
После просмотра фильма учащиеся рассказывают о чувствах, которые вызвал у них герой фильма, об удивившем их факте из жизни Ника, называют значимую фразу. Обсуждается контекст фразы, ученики и психолог приводят примеры из жизни, раскрывающие ее смысл. Например, при обсуждении фразы «Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь этого» ученики должны привести пример из своих спортивных, учебных достижений, говорить о страхах и неуверенности, пока не начали что-то делать, о чувстве уверенности и радости успеха, когда удавалось получить результат.
Упражнение «Менять или находить смысл?»
Психолог. У многих людей есть свои страхи, комплексы, неприятие своей внешности, черт характера, семейной или личной ситуации. Все их внимание приковано к этому «негативу», у них практически постоянно плохое настроение. Но самое главное — тратится очень много жизненной энергии на борьбу с этими «ветрянными мельницами». Давайте попробуем найти конструктивный выход из этой неприятной ситуации. Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы (достаточно перечислить 2–4 пункта, возможно, у кого-то их будет больше).
В фильме прозвучали слова Ника: «Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь». Трудно не согласиться с этими словами. Мы не задумываемся над тем, какие ограничения накладываем на свою жизнь, отрицая свои внешние или внутренние качества, считая их «отклонением от нормы». Но Ник произносит и такие слова: «Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой». Быть собой — значит принять всего себя, понять, как говорит Ник: «Что же хорошего в том, что ты родился таким». Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа. В течение 3–5 минут каждый из вас попробует найти, что хорошего могут принести в вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.
Рефлексия упражнения
Психолог предлагает участникам озвучить свою работу (разумеется, по желанию, частично). Участники обсуждают, какой новый опыт получили с помощью упражнения.
Психолог. Может быть, сегодня вам не удалось найти «обратную сторону» для всех качеств из левой части листа, но важно, что вы узнали — то, что нас в себе не устраивает, что нами отрицается, имеет смысл. Как говорит Ник: «У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это». Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.
Упражнение «Ценность человеческого существа»
Психолог. Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы не видит их, потому что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе. В фильме Ник говорит: «У каждого человеческого существа есть ценность». Думаю, что с этим согласятся все.
Участники отвечают на вопрос, приводят примеры из своей жизни.
После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры. На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.
Рефлексия упражнения
Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.
Упражнение «Нет ничего лучшего...»
Тренер. Я хочу вам подарить слова Ника, которые помогают ему жить и быть счастливым. Дополните их вашими фразами или словами близких, друзей, которые придают вам силы в сложные моменты жизни.
Учащимся раздаются листы «Ресурсы Ника», на которых они записывают одну-две свои фразы.
Психолог. Вспомните слова Ника: «Нет ничего лучшего в этом мире, чем помощь кому-то еще». Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.
Участники озвучивают свои фразы мотиваторы, желающие дописывают их на своих листах.
Итоговая рефлексия занятия
Психолог. Сегодня состоялся очень важный разговор о том, что в жизни бывают различные ситуации — некоторые невозможно изменить, а есть те, которые изменить можно, но не хватает желания или упорства.
Но если каждый из нас в трудную минуту будет вспоминать такого жизнерадостного человека, как Николас Вуйчич, и его слова «Никогда не сдаваться!», то сумеет найти выход из самой трудной жизненной ситуации
Ресурсы Н и к а
«Я живу полной жизнью»
«Никогда не сдаваться!»
«Проблемы решали по мере их поступления»
«Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь это»
«Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь»
«У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это»
«У каждого человеческого существа есть ценность»
«Нет ничего лучшего в этом мире, чем помощь кому-то еще»
«Ты должен жаловаться»
«У нас у всех свои взлеты и падения»
«Вы падаете, и кажется, что подняться нет сил, но неудача — еще не конец»
«Надежда творит чудеса»
«Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой»
«Смеяться, когда тяжело»
«Вы не поверите, я — ваш капитан»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...
Профилактика суицидального поведения среди подростков
Цель: Повышение психолого-просветительского уровня родителей.Задачи:- Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей. Познакомить родителей с причинами суицида...
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения среди подростков
За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств....
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Желание смерти - это распространенная реакция подростков на стрессовые ситуации....
«Профилактика суицидального поведения среди подростков».
Развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме, коммуникативных навыков;развивать навыки участия в дискуссии, выражения собственной позиции и отстаивания собственного мнения....
Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков
Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...
Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»
Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков. Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...