Рекомендации педагогам от учителя-логопеда при работе с детьми с ОВЗ.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам от учителя-логопеда:
Ошибки в устной речи и на письме, которые должны насторожить учителя:
-неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
-особый характер ошибок на письме, который характеризуется стойкостью :
-ошибки не по правилам;
-регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
-искажение графических образов букв (х-ж, п-т, б-д, у-д ….)
-пропуски, перестановки, добавления букв и слогов; недописывание слов и предложений.
-смешивание парных согласных в устной и письменной речи (смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки))
-грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Общие рекомендации их профилактики и коррекции.
1. Виды ошибок: смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка).
Причины :
Возникает из-за недоразвития фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.
Коррекционная работа:
- осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- игра: «Мягкие буквы»;
- устранить недостатки звукопроизношения.
- определять количество гл. и согл. звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в слове;
- придумать слова на определенный звук «с».
2. Виды ошибок: Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.
Причины: возникает из-за не различения звуков в слове, выделение только акустически сильных. Несформированности фонетико – фонематического анализа, недостаточности развития анализа пространственных отношений.
3.Виды ошибок: добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин - кувашин).
Причины: возникает из-за недоразвития фонетико – фонематического анализа, недостаточности звукового анализа.
- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.
Коррекционная работа:
- осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);
- игра «Мягкие буквы»;
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- устранить недостатки звукопроизношения;
- определять количество гласных согласных звуков в слове;
- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
-учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)
- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);
- определять количество гласных согласных звуков в слове;
- игра «Цепочки слов»;- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);
- придумать слова на определенный звук «с».
4. Виды ошибок: неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда).
Причины: недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
Коррекционная работа:
- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);
5. Виды ошибок: смешение печатных и письменных букв.
Причины: Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточное различение зрительных образов печатных и письменных букв.Тремор при письме.
Коррекционная работа:
- «Мягкие буквы»;
- отработка понятий левый – правый;
- зрительный диктант на вербальном материале;
- «Мягкие буквы»;
Смотри рекомендации выше.
Причины: трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.
Коррекционная работа:
- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;
- смотри рекомендации выше.
- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;
- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.
Виды ошибок: затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.
Причины: недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши).Несформированность слухового восприятия.
Виды ошибок: не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул -тянули).
Коррекционная работа:
- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).
Виды ошибок: конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка). Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.
Смотри рекомендации выше
Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.
Коррекционная работа:
- выделение существенных признаков;
- игра «Четвертый лишний»;
- называть слова близкие по существу.
Виды ошибок: трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока). Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая). Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением. Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.
Причины: несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.
Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку).
Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи).
Коррекционная работа:
- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);
- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);
- активизация различных способов словообразования;
Виды ошибок: трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный).Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
Коррекционная работа:
- зрительный диктант;
- «Мягкие буквы»;
- уточнение значений различных синтаксических конструкций;
- «Зрительные диктанты»;
- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;
- смотри рекомендации выше.
- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;
- конструирование букв из её элементов;
- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью
Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...
Взавимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
бобщение опыта работы по взаимодействию музыкального руководителя и логопеда...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...
Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.
Применение данных рекомендаций способствует снижению переутомления и соблюдение офтальмо-гигиенического режима на уроках....
«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран" и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...