Рекомендации педагогам от учителя-логопеда при работе с детьми с ОВЗ.
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                      Рекомендации  педагогам от учителя-логопеда:

Ошибки в устной речи и на письме, которые должны насторожить учителя:

-неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем  дисграфию  и дислексию;

-особый характер ошибок на письме, который характеризуется стойкостью :

-ошибки не по  правилам;

-регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

-искажение графических образов букв (х-ж, п-т, б-д, у-д ….)

-пропуски, перестановки, добавления букв и слогов; недописывание слов и предложений.

-смешивание парных согласных в устной и письменной речи (смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки))

-грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.        

Общие рекомендации их профилактики и коррекции.

1.  Виды ошибок: смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка).

Причины :

Возникает из-за недоразвития  фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.

Коррекционная работа:

- осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- игра: «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения.

- определять количество гл. и согл. звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук «с».

2. Виды ошибок: Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Причины: возникает из-за не различения звуков в слове, выделение только акустически сильных. Несформированности  фонетико – фонематического анализа, недостаточности  развития анализа пространственных отношений.

3.Виды ошибок: добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин - кувашин).

Причины: возникает из-за недоразвития фонетико – фонематического анализа, недостаточности звукового анализа.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

Коррекционная работа:

- осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);

- игра «Мягкие буквы»;

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- устранить недостатки звукопроизношения;

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

 - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

-учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- игра «Цепочки слов»;- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- придумать слова на определенный звук «с».

4. Виды ошибок: неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда).

Причины: недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Коррекционная работа:

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

5. Виды ошибок: смешение печатных и письменных букв.

Причины: Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточное различение  зрительных образов печатных и письменных букв.Тремор при письме.

Коррекционная работа:

- «Мягкие буквы»;

- отработка понятий левый – правый;

- зрительный диктант на вербальном материале;

 - «Мягкие буквы»;

Смотри рекомендации выше.

Причины: трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.

Коррекционная работа:

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

- смотри рекомендации выше.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Виды ошибок: затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Причины: недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши).Несформированность слухового восприятия.

Виды ошибок: не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул -тянули).

Коррекционная работа:

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Виды ошибок: конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка). Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.

Смотри рекомендации выше

Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.

Коррекционная работа:

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- называть слова близкие по существу.

Виды ошибок: трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока). Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая). Неумение пользоваться грамматическими связями  слов в предложение согласованием, управлением. Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Причины: несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку).

Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи).

Коррекционная работа:

- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);

- активизация различных способов словообразования;

Виды ошибок: трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный).Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

Коррекционная работа:

- зрительный диктант;

- «Мягкие буквы»;

- уточнение значений различных синтаксических конструкций;

- «Зрительные диктанты»;

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- смотри рекомендации выше.

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;

- конструирование букв из её элементов;

- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью

Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Рекомендации педагогам при организации учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения.

Применение данных рекомендаций способствует снижению переутомления и соблюдение офтальмо-гигиенического режима на уроках....

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.

Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран"  и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...