Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы
консультация
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_logoritmicheskih_uprazhneniy_v_rezhimnyh_momentah_gruppy.docx | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
Ход консультации
- Логоритмика. Основные понятия.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.
Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:
- повышению уровня звукопроизношения;
- овладение структурой слова;
- расширению словарного запаса детей дошкольного возраста;
- укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной);
- развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:
- последовательность;
- постепенное усложнение и повторяемость материала;
- отработка ритмической структуры слова;
- четкое произношение доступных по возрасту звуков;
- обогащение словаря детей.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
- Задачи, направления и варианты логоритмических упражнений и игр.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- формирование артикуляционной базы звуков;
- развитие чувства ритма;
- развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми
Таблица 1.
Развитие неречевых процессов | Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений |
|
|
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:
- под музыку;
- под счет;
- словесное и стихотворное сопровождение.
Формы работы с детьми:
- групповые;
- подгрупповые;
- индивидуальные.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:
- пальчиковые игры или массаж пальцев;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- стихотворения, сопровождаемые движениями;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- чистоговорки;
- речевые и музыкальные игры;
- различные виды ходьбы и бега под музыку;
- ритмические упражнения, пение;
- подвижные игры, драматизации;
- мимические упражнения;
- упражнения на релаксацию под музыку.
В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Речедвигательные игры и упражнения
Таблица 2.
Виды упражнений и тренингов | |||||||
Дыхательно-артикуляционный тренинг | Игровой массаж | Пальчиковая гимнастика | Театрализованные игры | Креативный тренинг | Танцевально - ритмические упражнения | Эмоционально-волевой тренинг | |
Цель | Формирование неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков | Снятие мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения | Развитие мелкой моторики, координации движений рук и пальцев с речью | Развития просодических компонентов речи | Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления | Развитие чувства ритма и двигательных способностей | Развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки |
Особенности применения | Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога | Упражнения для рук с использованием различных предметов | Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру | Соединение ритмичной, выразительной речи с движением | Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают графические и словесные образы | Упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. | Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики |
- Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах.
Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:
- утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
- проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД;
- динамические паузы между НОД;
- физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала;
- логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;
- бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
- подвижные игры с речетативом и движениями;
- логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
- Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
«Ветер, ветер...»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч»
Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«Что - где?»
Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.
Методика проведения: педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.
Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, | прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; |
Носик – пуговкой у нас, | Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; |
Брови – ниточкой у глаз. | Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; |
Ушки маленькие, | Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей |
Губки аленькие, | Облизываем губы по часовой стрелке; |
Щечки, | Мягкие поглаживания по щекам; |
Шейка, | Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; |
Лобик, | Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; |
Рот | Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; |
И наш пухленький живот! | Поглаживание по часовой стрелке |
Речевые игры и ролевые стихи
«Повстречались»
Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения: Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Повстречались два котенка - Мяу - мяу! | Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; |
Два щенка - ав - ав! | Соединяют безымянные пальцы; |
Два жеребенка - иго-го! | Соединяет средние пальцы; |
Два козленка – ме-е! | Соединяют указательные пальцы; |
Два быка - му-у! Смотри, какие рога! | Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу». |
«Озвучиваем сказки»
Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения: Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».
Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге | дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Перепрыгнул через забор | дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям |
и побежал по мостовой | дети попеременно кулачками стучат по груди |
бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». | |
Педагог: «Ой, что это?» | Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Болото! Его не обойти?» | Дети: «Его не обойти!» |
Педагог: «Дорога напрямик!» | «чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки |
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь… | дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Педагог: «Ой, что это?» | Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Река! Ее не обойти?» | Дети: «Не обойти!» |
Педагог: «Дорога напрямик!» | Дети: «Буль–буль-буль!» |
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» | |
Педагог: «Ой, что это?» | Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Лес! Страшный лес». | Дети: «У-у-у». |
Педагог: «Дремучий лес». | Дети: «Ш-ш-ш». |
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку | дети: «буль-буль-буль» |
по болоту | дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки |
по мостовой | кулачками поочередно стучат по груди |
через забор | дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям |
по двору | поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Игро-гимнастика
«У ребят порядок строгий…»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.
Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну-ка, быстро повторите так,
Как, покажу вам я!
После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Физкультминутка «Аист»
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой.
Игро-ритмика
«Солнышко и дождик»
Цель: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.
Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова
Методика проведения: Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:
- в движении;
- в игре на музыкальных инструментах;
- в вокальных импровизациях
Светит солнышко в окошко,
Не промочите вы ножки,
Выходите погулять,
Порезвиться, поиграть!
Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.
По деревьям и по крышам
Дождик прогуляться вышел!
Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Эмоционально-волевой тренинг
«Звери лесные»
Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
«Здравствуй»
Цель: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.
Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Креативный тренинг
«Шляпы»
Цель: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.
Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка.
Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать. | |
Отдувается капуста: «Ах! Ах!» | Обмахивать лицо ладошками. |
Морковка: «Эх! Эх!» | Хлопать по коленям. |
Горох: «О-хо-хох!» | Легко ударять пальчиками по коленям. |
Огурец: «Ух! Ух!» | Хлопать в ладоши |
- Заключение.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:
- перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
- улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
- появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
- легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
- формируются основы культуры движения, правильная осанка;
- оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
- появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Литература
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.
- Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006 – 120 с.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.
- Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка . Конспект проведения режимных моментов (укладывание ко сну) в средней группе.
Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие).Програмное содержание:Упражнять, в умении аккуратно вешать и...
Занятия в режимных моментах с детьми логопедической группы (ФФН)-звук«К».
Методическая разработка для работы с детьми логопедической группы (ФФН)-звук К....
Консультация для воспитателей "Использование музыки в режимных моментах и организованной образовательной деятельности ДОУ"
Консультация для воспитателей...
"Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня"
цель: Организация жизнедеятельности воспитанников в группе продленного дня...
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе
Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с системным нарушением речи) средствами слова, музыки и ...
Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.С каждым годом ...
СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...