Статья «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
статья
Более 100 лет нназад Д.Дьюи сказал эти слова, но актуальными они стали именно сегодня, при внедрении ФГОС...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Более ста лет назад Д.Дьюи сказал эти слова, но актуальными они стали именно сегодня, при внедрении ФГОС…
Учитель…Ученик…Будущее…
Какие привычные слова для меня, учителя с 24-летним стажем. Мне посчастливилось родиться, жить и работать на рубеже эпох, «побывав» и в 20, и в 21 веке. Время это непростое, во многом хаотичное, с постоянно меняющимися принципами, установками и приоритетами. Как же «устоять» учителю на этом островке жизни и работы, как не «утонуть» в море сваливающейся на него новой информации, а самое главное, остаться в гуще всех событий и инноваций, чтобы успевать передавать свой опыт и знания тем, кого доверили жизнь, судьба и родители – нашим ученикам.
Безусловно, сегодня, в 21 веке нельзя педагогу работать и обучать так, как делали это раньше – просто передавать знания, периодически закрепляя умения и навыки, заставляя, требуя, «натаскивая»… Сегодня даже слов таких не услышишь : мы не закрепляем знания, а развиваем компетентности! И это грамотно и разумно: современное образование встало на новый уровень, и уже универсальные учебные действия, предметный и метапредметный результат, смысловое чтение, проектная деятельность, ИКТ – вот основные понятия, которыми оперирует учитель.
Мы сегодня не просто обучаем, закрепляем, развиваем и воспитываем, мы сегодня учим прежде всего думать, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять, защищать, доказывать, искать новые пути и решения, добиваться поставленных целей, идти в ногу со временем. Да и задача сегодня у учителя совершенно иная : воспитание конкурентноспособной личности, умеющей противостоять жизненным трудностям, быть востребованной на рынке труда, способной организовывать и планировать новые шаги – в профессии и в жизни.
Конечно, как и любая наука, педагогика всегда в движении, в развитии. И это также разумно и правильно. Каждый век, каждая эпоха и даже десятилетие диктуют свои законы, правила и установки. Сегодня нельзя учить по-старому! Не имеем морального права! На нашей совести – будущее целого поколения, которое в наших руках, руках педагогов 21 века, педагогов- новаторов, педагогов-деятелей. Какой мы увидим свою страну завтра, если сегодня не приложим достаточных усилий, не научим креативно мыслить, не разовьём творчество и не заставим быть деятельными. А ведь именно деятельность сегодня является ведущим мотивом. Только деятельный человек способен развиваться и продвигаться вперёд. Бернард Шоу в своё время оказался провидцем в этом, и сейчас, в 21 веке, любой педагог знает: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Да, сегодняшний урок в разы отличается от уроков прошлых десятилетий. Не придёшь в класс только с куском мела в руке. На современном уроке ведущим мотивом как раз является деятельность - в любом её проявлении – и в познании нового, и в закреплении изученного. Ценность урока и заключается в умении учителя спрогнозировать и организовать деятельность, вывести ученика на тот уровень, где знания добываются, а не даются в готовом виде. Только те знания, что добыты собственным трудом, принесут пользу человеку и в нужный момент пригодятся. Школа учит искать и находить возможности для самореализации в жизни. Школа не является своего рода раздаточным пунктом, складом готовых решений, это в наше время уже не актуально. Мы, педагоги, передаём ребёнку «удочку» и учим «добывать» рыбу, а не преподносим знания в готовом виде.
В арсенале учителя сегодня большое количество современных технологий, методов и приёмов, способствующих всестороннему развитию личности, а главное, позволяющих вывести обучение на тот уровень, который диктуется современными потребностями и установками. Возьмём, к примеру, технологию развития критического мышления, о которой в современной педагогике повсеместно ведутся дискуссии, не умолкают споры и признаются только «плюсы».
Знаменитая аббревиатура «ВОР», показывающая 3 стадии обучения - вызов, осмысление, рефлексия – сами по себе уже являются готовым решением проявления деятельности на уроке. Учитель, способный вызвать интерес у ребёнка к объекту или предмету исследования, всегда интересно и продуктивно организует процесс осмысления –именно в совместной – групповой и парной – деятельности, когда надо думать, анализировать, редактировать, мыслить, сравнивать и обобщать, превратив это действие на уроке в интересный познавательный процесс. Видели ли вы счастливые глаза учеников, у которых этот «процесс осмысления» удался? Я! видела. И вижу часто, поэтому и позволяю себе рассуждать о деятельности как о ведущем мотиве на каждом современном уроке. Но вот проходит момент рефлексии – и счастливые моменты на моём лице уже наблюдают мои ученики. Учитель, однажды испытавший счастье видеть, как его подопечные применяют добытые знания в новых условиях, «примеряют» их для поиска решения в нестандартных ситуациях - поистине счастливый человек. Хочется от урока к уроку вести за собой детей, давая возможность для саморазвития, самореализации, самовоспитания. И по-старому работать не хочется! Позволю сказать, не можется… Разве можно урок сегодня представить без составления кластера? Как не позволить оформить знания в виде таблицы? А синквейн? Это ведь творчество, креативность, полёт мысли, способность прогнозировать ! Как сегодня обойтись на уроке без дискуссии, ведь просто беседа как приём изжила себя? А современные виды уроков – путешествия, викторины, исследования, эксперименты, проекты – разве они не составят конкуренцию обычному традиционному уроку с его скучной структурой?
Надо, дОлжно работать по-новому. Только тогда совместная деятельность ученик-учитель позволит выйти на конкретный результат и не будет противоречить цели, касающейся воспитания конкурентноспособной личности.
В заключение мне хочется вспомнить одну фразу. Не могу сказать, где и когда я её услышала, но считаю, что именно она является актуальной сегодня как никогда: «Знаний, как и денег, должно быть у человека много, иначе всю жизнь рискуешь выглядеть бедно». Не стану дискутировать по поводу сравнения «знания-деньги», но считаю, что ключевое слово здесь «много». Имея много знаний, учитель с радостью и с желанием передаст их своим подопечным. Имея много знаний, ученики смогут добиться успехов в жизни, пойти тем путём, который принесёт им блага в плане выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.
Так что на учителя, обучающего ребёнка сегодня, возлагается большая ответственность - научить добывать знания в процессе труда, деятельности. Важно показать возможности, научить надеяться только на собственные силы, знания, возможности, а не на помощь со стороны.
Нельзя лишать сегодняшних детей будущего. В наших силах вести их за собой, продвигаясь каждый день на ступеньку выше. Только тогда у них будет будущее. Будущее, свободное от предрассудков и позволяющее конкурировать в сложный век технического прогресса и инноваций. Это в наших силах, коллеги! И помним: «Из куска дерева можно сделать и икону, и дубину…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....
"учиться надо ...... чтоб хорошо учиться"
Классный час в 6 «в» классе.Тема: «Учиться надо ………., чтоб хорошо учиться».Цели: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.Учащиеся вместе с классным ...
Статья "Чему учить сегодня" (размышление вслух).
В статье содержатся выдержки из ученических работ о родном городе на Кольском побережье....
Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет. Играть, а не учиться.
Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет. Играть, а не учиться....
Учиться самому, чтобы успешнее учить других. (На чувашском языке)
Ачасен музыка урокӗсенче вĕренес туртăмĕ пысăклантăр, вĕсен ăс-тăнĕнче лайăхрах, тĕплĕрех, тарăнрах пĕлес туйăм çуратас тесен, вĕренекенсене кăсăклантарма, илĕртме те пĕлес пулать. Ҫ...
Доклад на тему: «Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»
laquo;Универсальные компетентности и функциональная грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»Чему я должен научить ребенка сегодня, чтобы он стал успешным завтра? ...