Классный час на тему: "Особые дети. Учимся жить, общаться, и учимся вместе".
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Особые дети. Учимся жить, общаться, и учимся вместе».
Обучающая цель:
- Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
- Сформировать представление об "особом ребенке".
Ожидаемый результат:
- Понимают важность и необходимость ведения здорового образа жизни
- Знакомы с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Развивающая цель:
- Развивать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Ожидаемый результат:
- Сопереживают, сочувствуют людям с ОВЗ, предлагают варианты решения некоторых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитывающая цель:
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни
Ожидаемый результат:
- Используют принципы здорового образа жизни (отслеживается в течение года)
Ход занятия:
-Здравствуйте!
Любую нашу встречу мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означают оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.
Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Цель нашего занятия:
-познакомиться с понятиями «особенный человек», «инвалиды»
- сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Кто же такие – инвалиды? (ответы) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Почему я предлагаю обсудить эту тему?
Мы узнаем, что означают слова «люди с ограниченными возможностями здоровья», «инвалиды».
- Что такое здоровье? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как можно беречь здоровье?
Познакомитесь с некоторыми проблемами людей-инвалидов.
Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
На доске: В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от латинского invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность ».
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах (ответы) да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Их очень много…
В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) – особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем наших ребят «особенные дети».
Вопросы для обсуждения:
- Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?
- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
(Предполагаемые ответы на доске)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям.
Все виды большого спорта, цирк тоже очень травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
- После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
- Такое увечье получил в войну замечательный поэт Эдуард Асадов. (Чтение воспоминания)
Эдуард Асадов: «…Что было потом? А потом был госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть»? – в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет все. Все, кроме света».
Мы много говорили сегодня о здоровье. Здоровье – это движение… сейчас я попрошу вас разбиться на пары, один человек в паре – слепой, другой- поводырь. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды.
- Как чувствовал себя тот из вас, кто был в роли слепого?
- Нуждаетесь ли вы в чьей-то помощи?
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?
(продолжение чтения воспоминания)
- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы и цифры, и нотные знаки (на рисунке изображена сама азбука, а на рисунке 4 приведены примеры написания слов, фраз и чисел) (см. Приложение)
- А как же люди живут с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестам, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
- Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык – по специальной программе Эмилии Леонгард в «Центре слуха» города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
Попробуйте сказать что-нибудь друг другу и понять собеседника.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт «Ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв на ладошке «Слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется дактильной азбукой (рисунок 3).Попробуйте сами (показываются «буквы» дактильной азбуки). (Раздаются таблицы, см. приложение).
- Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой и Загорской специальной школе-интернате. Школа эта – одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами.
- Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
- А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. (Чтение стихотворения «Маленькие люди» Эдуарда Асадова) Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные спортивные соревнования для инвалидов (кроме инвалидов по слуху). Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 — на тех же спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние паралимпийские игры — с 1976.
Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности.
Название первоначально было связано с термином paraplegia паралич нижних конечностей, поскольку эти соревнования проводились среди людей с заболеваниями позвоночника. Имеется в виду параллелизм и равноправие паралимпийских соревнований с олимпийскими.
В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры. Это соглашение официально применяется, начиная с летних игр 2012 года.
-Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.
-Среди нас были и есть люди с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них стали известны во всем мире.
- Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили сегодня на них? Давайте поговорим:
- Что такое здоровье? Что означают слова «особенный человек», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид»?
-Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
-Что такое здоровый образ жизни?
Предполагаемые ответы:
Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижения своих целей, исполнения мечты, общения и т.д.
Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и спиртные напитки, соблюдать режим дня. Выполняя советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранить и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
Выводы:
Очень важно с самого раннего возраста приучать себя вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма.
3 декабря «отмечается» день Инвалида! Жаль, что только в этот день мы говорим об этом.
И всегда помнить, что здоровье – это божий дар. И тем, кого Господь «выделил» помогать в нашем, таком жестоком и неприспособленном мире.
Рефлексия
Порядок работы:
1. Раздать детям по одному шаблону буквы «Я».
2. На шаблоне учащиеся пишут имя и качество, которое они больше всего ценят в себе.
3. Шаблоны приклеиваются на макет слова «Мы».
Учитель обобщает итоги деятельности детей.
– Посмотрите, сколько «Я» в нашем классе! Все «Я» вместе – это «Мы». «Мы» – умное, щедрое, доброе, сильное, красивое (и т.д.). А если это так, то мы должны ценить и уважать друг друга, учиться друг у друга. Посмотрите внимательно на своих одноклассников, пожмите ближайшим соседям по парте руки. Скажите: «Я и ты – это Мы». Мы – ученики одного класса, одной школы, граждане одной страны. Главное в «Мы» – это единство наших «Я».
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает детей в заключительный круг.
– Посмотрите внимательно друг другу в глаза. Скажите друг другу с теплотой и нежностью: «Каждый из нас – единственный и неповторимый. Но все вместе составляем одно большое «Мы».
Я лечу от планеты к планете,
Я хочу все узнать на свете,
Я хочу быть за все в ответе,
Я сумею - Вы мне поверьте.
Это трудно и очень важно,
Если кто-то других спасает,
Добротою меня зовите,
Лишь она за все отвечает.
Сердцем чьей-то беды коснувшись,
Я жалею? Нет! Я страдаю!
А жалеть, чье-то сердце мучить.
Мне нельзя, я об этом знаю.
Жалость губит! Любовь спасает!
Добротою беды коснитесь,
И тот час же она растает,
Словно в призрачном сне явилась.
В трудный час я приду не званным,
Каплей влаги среди пустыни,
Прикоснусь добротою к ранам,
В тот же миг Ваша боль остынет.
Глубже в сердце свое взгляните,
Если радость в ней возродилась,
Если всем Вы помочь хотите,
Значит дело мое свершилось.
Значит стоит любить и верить,
И мечтать о своей планете,
Боль чужую душою мерить,
И всегда быть за все в ответе!..
Олег Смирнов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития ученического коллектива «Учимся жить вместе»
Программа деятельности составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Разработана для обучающихся 5 – 8 классов и рассчитана на четыре года.Программа состоит из четырёх ступеней:1...
Участие в районной конференции "Учимся жить вместе"
Выступление на ученической районной конференции по толерантности....
Участие в районной конференции "Учимся жить вместе"
Выступление на ученической районной конференции по толерантности....
УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ — УЧУСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ — УЧУСЬ ЖИТЬ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...
Воспитательная программа 2014-2018 "Учимся жить вместе"
В программе представлены пояснительная записка с содержанием направлений работы, анализом воспитательной деятельности, характеристикой класса и программное содержание воспитательной работы...
Классный час "Дети должны учиться вместе"
Формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в русле инклюзивного образования....