Доклад Деятельность кл. рук. в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивированию к отказу от вредных привычек
учебно-методический материал (11 класс)

Столбова Людмила Николаевна

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ДОКЛАД

на МО классных руководителей

Тема: «Деятельность классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек»

Подготовила: учитель начальных классов                                                                                                              высшей квалификационной категории                                                                                                                  ГКОУ школы №8 г. Лабинска  

Столбова Людмила Николаевна

29 октября 2024 г.

Деятельность классных руководителей в сфере

проведения обучения учащихся гигиеническим навыкам

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании».

Одним из важных факторов развития здоровой личности является получение школьниками санитарно-гигиенических навыков.

       Основной сферой общения школьника становится педагог и одноклассники. Так как ребенок находиться рядом с учителем большую часть дня, преподаватель имеет определенный авторитет в глазах учащихся, то преподаватель  на личном примере может научить ребенка необходимым навыкам и умениям гигиены.

      В соответствии с этим, на первый план выступает задача воспитания у  школьников потребности в гигиене как жизненно важной ценности.

       Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенкаПедагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание школьника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. 

       Приоритетным направлением гигиенического воспитания, должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.  У детей   необходимо развивать  доброту и дружелюбие, выдержку и целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

        Чтобы мотивировать учащихся на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

         Одной из важных задача, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое  воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, способами закаливания и др.

         Если гигиеническое воспитание проходит успешно, школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:

- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- знать и соблюдать правила личной гигиены,

- гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- уметь правильно строить режим дня и выполнять его.

        Основными формами воспитания гигиены можно считать практические занятия. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

Например:

1. Чистые руки:

– показать, как правильно мыть руки;

– доказать, почему нужно держать руки в чистоте и когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

– показать на рисунке последовательность чистки зубов;

– почистить зубы щеткой и пастой;

– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;

– составить памятку «Что любят наши зубы?», «Что вредно для зубов?».

3. Красивые ногти:

– рассказать, почему следует стричь ногти на руках и ногах;

– рассказать, как правильно стричь ногти и через какой период времени;

– рассуждать, почему не следует учащимся отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колец.

4. Внешний вид:

– выбрать на рисунках варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

Основные направления  гигиенического воспитания:

1. Дать школьникам сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

        Мерилом сформированных гигиенических навыков  выступают не слова, а поведение и поступки учащихся. Любой вид деятельности — учение, игра, труд —важен для освоения знаний о здоровом образе жизни и гигиенических правилах.

         Лучший метод – наглядное обучение. Кроме того, продолжительность устойчивой работоспособности увеличивается при использовании технических средств обучения (ТСО). Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления, что необходимо учитывать педагогу  при построении своих учебных занятий. Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности учащихся принадлежит физкультминуткам.

        Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, открытые уроки, уроки-беседы,  уроки практической гигиены, внеклассные мероприятия.

        В результате работы по гигиеническому воспитанию учащиеся приобретают основы медицинских знаний, происходит тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними "жильцами” – органами, формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям.

Деятельность классных руководителей в сфере

мотивирования к отказу от вредных привычек

Все дети разные и поэтому в воспитании стандарта работы нет. Вредные привычки, к сожалению, нередко сопровождают жизнь не только школьников, но и взрослых людей. Именно поэтому дети, видя недостойное поведение своих старших товарищей или членов семейства, стараются в чем-то подражать им, не задумываясь о том, что поступают нехорошо.

        Каждый классный руководитель должен применять в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления) или коллективные (коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям).

Пример работы классных руководителей школы по вовлечению обучающихся в волонтёрскую деятельность, концерты, показывает что педагоги прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность подростков.

Каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и учащихся. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

В индивидуальных формах работы перед педагогами стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Участие в дополнительном образовании помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

В нашей школе активно проводится работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, кружки,

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строится планово в каждой школе. В выявлении такой категории детей и родителей должен участвовать весь педагогический коллектив школы. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.

Несколько раз я слышала от классных руководителей к ребёнку слова: «Неужели тебя этому родители не учат?». А представьте себе есть семьи где не учат элементарному, то есть сами не социализированы в обществе и детей не приучают к принятым обществом нормам. Если мама везёт ребёнка в коляске и распивает пиво или курит сигарету, то ребёнок воспринимает это как норму поведения и делает так сам. Проблемы воспитания накапливаются, как снежный ком. Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников, не всегда выступают согласованно с родителями. Можно сказать взращивают трудных детей.

Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.

Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

–не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;

–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;

–не предъявляйте претензии к родителям;

–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.

Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении.

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Нерешённых проблем остаётся много. Работу по профилактике асоциального поведения детей и подростков необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд, опытов и смятения.

Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы, взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь.      

Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизни зависит от нас…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек

Вредные привычки человека, в частности курение и алкоголизм. Их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, в том числе и среди подростков....

План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны

План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны ...

Отказ от вредных привычек

В статье содержится информация о вредных привычках, дается их перечисление и подробно объясняется причина их негативного воздействия на организм человека....

Отказ от вредных привычек.

Отказ от вредных привычек....

Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения мотивирования к отказу от вредных привычек»

Доклад на тему "Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения мотивирования к отказу от вредных привычек". Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся в...

Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек

Активизация деятельности классных руководителей в сферепроведения обучения детей гигиеническим навыкам имотивирования к отказу от вредных привычек...