План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны
методическая разработка (10 класс) по теме

Капралова Вера Александровна

План внеклассного занятия "Отказ от вредных привычек" 2015-2016 учебный год социального педагога МБОУ СОШ № 15 Капраловой Веры Александровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_zozh_1.docx71.54 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«Я выбираю здоровый образ жизни». «Отказ от вредных привычек».

Цели: 

  1. Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие  личности и поведение человека.
  2. Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • Формирование представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие.
  • Формирование ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально - ценных поведенческих норм.
  • Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Технические средства, дидактический материал: 

компьютер, проектор, презентация, опросные листы для проведения анкетирования.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о вредных привычках, показ презентации.
  3. Проведение анкетирования.
  4. Доклады учащихся.
  5. Игры.
  6. Подведение итогов и рефлексия.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

     Ребята, сегодняшнее занятие будет являться продолжением цикла бесед на тему вредных привычек.

  1.     Мы с вами побеседуем о проблеме вредных привычек, чтобы вы, как современные молодые люди, могли ориентироваться в этих сложных вопросах, знали куда обратиться, если у вас или ваших близких возникла проблема, связанная с вредными привычками, и чтобы знали об опасностях, которые нас подстерегают на каждом шагу. Ну и конечно же смогли пропагандировать ЗОЖ в школе и учить трудных учащихся активным приёмам ведения здорового образа жизни.

Итак, начнем практическую часть нашего занятия.

 Эпиграф нашего урока, я думаю, не требует комментариев:

«Если мы не победим вредные привычки, то они победят нас».

 Я прошу вас уделить немного внимания анкете и ответить на несколько несложных вопросов. Возьмите листочек № 1.

Напротив утверждения, с которым вы согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны — знак «-».

Алкоголь. Сигареты. Наркотики:

• Поднимают настроение.

• Придают уверенность.

• Способствуют общению.

• Избавляют от скуки.

• Утрачивают контроль над поступками.

• Укорачивают жизнь.

• Ведут к тяжелым болезням.

• Ослабляют потомство.

• Наносят вред семье, обществу, государству.

• Дают чувство свободы.

• Способствуют взрослению.

Здоровый образ жизни становится все более популярным среди молодежи, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Давайте поговорим о том, что Вы вкладываете в понятие «здоровый образ

жизни». Посмотрим на схему.

Солнце по зож

Итак, мы сделали вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:

• Отказ от курения.

• Отказ от алкогольных напитков.

• Отказ от наркотиков.

• Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.

• Рациональное питание.

Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Сейчас мы послушаем небольшие доклады, которые вы подготовили к сегодняшнему занятию по теме «Вредные привычки».

Табакокурение

По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения 

о потреблении табака»

  • в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин.
  • Всего курят 43,9 млн. взрослых, что составляет почти 40% населения страны. Это самый высокий показатель распространенности курения в странах, в которых было проведено данное исследование (всего 14 государств).
  • При этом курит почти половина граждан России в самой экономически и демографически активной возрастной группе от 19 до 44 лет (7 из 10 мужчин и 4 из 10 женщин).
  • Среднестатистический россиян выкуривает 17 сигарет в день. В результате из-за болезней вызванных курением ежегодно умирает 400 тыс. россиян.

        

Пиво

Пиво называют «чумой XXI века». С этим трудно не согласиться, когда видишь, как стремительно заражаются этой чумой мальчишки и девчонки, как падает моральный уровень людей, как вымирает народ. Сегодняшний разговор о пиве - это разговор о самосохранении, о вашей личной безопасности, о выживании. Ведь пиво еще называют «оружием массового поражения». И надежным щитом от него может быть только здоровый образ жизни.

Содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14%.
Бутылка светлого пива – это 50 грамм водки.
Четыре бутылки за день - это 200 грамм водки. 
7-12 г чистого алкоголя на 1 кг веса - смертельная доза


Алкоголизация подростков

Распространение алкоголизма в подростковой среде является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Сегодня потребляют алкогольные напитки каждый третий школьник в средних классах и более половины в старших. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек — до 12,9 лет.
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка.

При употреблении алкоголя у подростков:

  • развивается цирроз печени, причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного увлечения пивом;
  • возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением, снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства;
  • меняется характер, на первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость; Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники;
  • возникают трудности в прогнозировании событий, они плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений; то есть, такие подростки живут одним днем.


Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.

Задание № 1

Разделимся на 2 команды. Каждая команда должна ответить на вопрос «Как я берегу свое здоровье?», используя как можно больше высказываний. В помощь даются основные реплики. Посмотрите на экран! Вы должны добавить свои и ответить на вопрос. (3 минуты на размышление).

1)   Принимаю витамины.

2)   Занимаюсь спортом.

3)   Не употребляю алкоголь, не курю.

4)   Закаляю организм.

5)   Ограничиваю время пребывания за компьютером.

6)   Отдыхаю, стараюсь не переутомляться и т. д.

Здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей.

Задание № 2

А сейчас каждой группе будет предложено отгадать «Анаграммы».

 Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова.

Вы должны составить слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. Возьмите листочек № 2

Анаграмма

Ответ

Анаграмма

Ответ

ивендиже

нессайб

таипени

кулагопр

нос

дотых

соливедеп

жемир

дяразак

акчивыпр

тракваз

саротак

ситотач

былука

Ответы

Анаграмма

Ответ

Анаграмма

Ответ

ивендиже

движение

нессайб

бассейн

таипени

питание

кулагопр

прогулка

нос

сон

дотых

отдых

соливедеп

велосипед

жемир

режим

дяразак

зарядка

акчивыпр

привычка

тракваз

завтрак

саротак

красота

ситотач

чистота

былука

улыбка

Задание № 3

Разгадайте головоломку, в которой зашифрованы пословицы. Внимательно посмотрите на каждую строку и обнаружьте среди случайных букв  пословицы на тему: «Здоровье».

1 команда

дкнпщозщлэвджээздоровомцывакптелевапролздоровыйячсмдухчсмитьбю

жсждлоздоровымхзщшгбытьячсмитьбюгореэждлхзщхзщзабытьэждлорппа

гдещшгнздоровьетимсчтамхзщшгнекуцбьтриплорпвсапрокрасотахзщшгнх

2 команда

берегитеывсампирлбплатьезщшгнсновуячсахзщшгнздоровьеувапсмолодуэ

блктождлонеывапболелхзщшгтотйцукеннечсмитценитэхзщлшорздоровьеш

нртоьлзаботацывоорпаздоровьеждллучшееиртошмипролекарствоцфячсриб

ПОСЛОВИЦЫ

В здоровом теле – здоровый дух.

Берегите платье снову, а здоровье  смолоду.

Где здоровье - там красота.

Здоровым быть – горе забыть.

Кто не болел, тот не ценит здоровье.

Забота о здоровье – лучшее лекарство.

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своем здоровье.

А сейчас давайте послушаем факты и утверждениия исследователей Всемирной Организации Здравоохранения.

 

Выступление исследователей:

Исследователь 1.  По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно умирают 3 миллиона человек от курения и 6 миллионов от алкоголизма.

Исследователь 2. Факты утверждают.  Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.

Исследователь 1. Факты утверждают. Дети заложники никотина. Самый большой вред курение наносит детям при внутриутробном развитии.

Исследователь 2. Факты утверждают. Дети заложники никотина. Большинство детей, рожденных курильщиками, появляются на свет с низким весом, часто болеют, развиваются медленнее, чем их сверстники, чаще умирают в детстве. 

 Исследователь 1. Факты утверждают. Наркомания – это боль, страх, отсутствие будущего.

Исследователь 2. Факты утверждают. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего происходит ослабление памяти и медленная психическая деградация.

Исследователь 1. Факты утверждают. Пивной алкоголизм. Обычно думают, что это не возможно. Это не совсем так. Пиво относиться к алкогольным напиткам, хотя и слабым. Ели же человек ежедневно выпивает около 14 стаканов пива, то он уже алкоголик.

Исследователь 2. Люди, злоупотребляющие спиртными напитками, часто болеют циррозом печени.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и возможные варианты отказа. Посмотрите на экран!

Ситуация 1. Тебе предлагают принять алкоголь родственники за праздничным столом.

Ответ:  «Я не буду пить, т.к. я еще не вырос и мой организм еще не готов бороться с вредными последствиями алкоголя. Это опасно для моего здоровья».

Ситуация 2. Тебе предлагают попробовать алкоголь друзья, сверстники, мотивируя это тем, что в компании все должны пить, иначе ты не будешь ее членом.

 Ответ: Если в данной компании употребление алкоголя является традиционным, значит действительно не стоит быть членом такого коллектива. Если же прием алкоголя проводится в качестве эксперимента, то необходимо знать следующее – рюмка алкоголя способна перечеркнуть месяцы упорного труда (потеря спортивной формы, снижение памяти, внимания), разрушить планы. В данном случае свой отказ можно мотивировать тренировками, походом в кино, цирк, гости, поездкой с родителями и т. д.

        “Умей сказать “Нет”!

Работа в парах.

Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, алкоголь, сигарету, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями.

Варианты отказа:

“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”

“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.

“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”

“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”

“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”

“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.

Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Ответьте на вопросы:

Какое впечатление на ВАС произвела притча?

В чем её главная мысль?

Чему она учит?

Почему она включена в нашу сегодняшнюю тему?

 Она приводит учащихся к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации. Фундаментальная, первоочередная ценность, которая есть у человека, - это его жизнь. Сохранить и сделать интересной, продуктивной жизнь может только сам человек.

А сейчас мы ответим на вопросы теста. Несмотря на то, что вопросы составлены в шуточной форме, они затрагивают очень серьезную тему.

Тест - разминка

1. “Человек – это…”

а) венец природы,

б) корона природы,

в) голова природы,

г) шлем природы.

2. “Что поражается у курильщика, прежде всего?”

а) печень,

б) лёгкие,

в) сердце,

г) почки.

3. “Пьяный человек – не человек, ибо он потерял…”

а) деньги,

б) друзей,

в) разум,

г) голову.

4. “Курение – это частые болезни и преждевременная…”

а) старость,

б) смерть,

в) молодость,

г) получка.

5. Никотин всегда задерживает:

а) рост,

б) преступление,

в) машину,

г) очередь.

6. Какое воздействие оказывает алкоголь на здоровье человека?

а) положительное,

б) отрицательное,

в) доброжелательное,

г) агрессивное.

7. При курении часто повышается:

а) артериальное давление,

б) атмосферное давление,

в) давление газа,

г) давление пара.

8. Употреблять наркотики так же вредно, как принимать:

а) таблетку,

б) уколы,

в) яд,

г) врача.

Заключительный этап.

Как вы считаете, ребята, полезна была информация, которую вы получили сегодня?

Что вы думаете об услышанном?

Какой лучший способ борьбы с вредными привычками?

Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым?

Лучший способ борьбы с вредными привычками – никогда «не брать в рот сигарету», не употреблять алкогольные напитки, не пробовать наркотические вещества.

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...

Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Одно из таких зернышек мы сегодня посадили в землю и скоро оно даст всходы.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих, занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Надеюсь, что знания, полученные на этом занятии, найдут свое продолжение в вашей жизни.

До свидания! Спасибо!

Рефлексия:

Мы родились для того, чтобы жить,

Может, не стоит планету губить?

Есть кроме “да”, и получше ответ,

Скажем вредным привычкам - “нет”!

На следующем занятии мы с вами рассмотрим административные правонарушения, характерные для несовершеннолетних, связанные с алкогольной и спиртосодержащей продукцией и потреблением наркотических средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н. за 2012-2013 учебный год

В анализе отражены аспекты моей работы, сделаны выводы и намечены задачи на 2013-2014 учебный год....

Перспективный план работы социального педагога МБОУ "СОШ №2" г. Меленки Владимирской области Медведевой Светланы Николаевны

Перспективный план работы социального педагога на учебный год разработан по месяцам года, что дает возможность планировать работу конкретнее....

Анализ работы социального педагога МБОУ Ульяновской СШ за 2012-2013 учебный год

Здесь можно просмотреть результаты деятельности социального педагога в 2012-2013 учебном году...

План работы социального педагога МБОУ СОШ п. Малиновский на 2017 - 2018 учебный год.

Цели и задачи.1.Профилактика возникновения проблемных ситуаций в жиз­ни ребенка.2.Защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.3.Взаимодействие субъектов социальной жизни,...