Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения мотивирования к отказу от вредных привычек»
учебно-методический материал

Бабкина Ирина Викторовна

Доклад на тему "Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения мотивирования к отказу от вредных привычек"Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shmo_babkina_i.v.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Озерский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Доклад

на ШМО классных руководителей

«Активизация деятельности классных руководителей всфере проведения мотивирования к отказу от вредныхпривычек»

Подготовила:

Бабкина И.В

                                             

                                                               2021 г.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Все дети разные и поэтому в воспитании стандарта работы нет. Вредные привычки, к сожалению, нередко сопровождают жизнь не только школьников, но и взрослых людей. Именно поэтому дети, видя недостойное поведение своих старших товарищей или членов семейства, стараются в чем-то подражать им, не задумываясь о том, что поступают нехорошо. Каждый классный руководитель должен применять в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления) или коллективные (коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям). Пример работы классных руководителей школы по вовлечению обучающихся по коррекционной программе с девиантным поведением, в волонтёрскую деятельность, концерты, показывает что педагоги прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность подростков.

При этом учитывает, что:ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

В своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.

Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Но при этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию детей с девиантным поведением, его речи, интеллекта; формированию навыков критического отношения к информации. Проверено, что какие бы формы работы с трудными детьми не использовались классным руководителем, важно чтобы работа носила системный характер.

Классному руководителю на протяжении опыта своей работы рекомендуется создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Её наличие облегчит его дальнейшую работу. Например, классные руководители могут завести индивидуальную карточку на ученика. По случаю оформления документов пользуются своими записями, быстро воспроизводят свою фактическую деятельность. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.

Организация работы по формированию здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений должна опираться на следующие основные принципы:

1) Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ситуации с распространением алкоголя среди несовершеннолетних.

2) Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) включает формирование у детей и подростков мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров злоупотребления алкоголем и иных ПАВ.

3) Принцип легитимности – профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

4) Принцип комплексности

В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребёнка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребёнка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространённые вопросы, с которыми обращаются классные руководители нашей школы к социальному педагогу:

Своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребёнка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно - профилактические учреждения);

Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков занятий;

Взаимодействие в ходе работы с семьей ребёнка;

Получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социального педагога в нашей школе возможно выделить следующие общие проблемы:

организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни ребёнка;

выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;

своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

оказание социальной помощи и поддержки учащихся;

создание конкретной и безопасной обстановки в школе;

обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

развитие демократических основ жизни детских коллективов;

поддержание партнёрских отношений с семьей ребёнка, совместное решение детских проблем;

взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Наша школа взаимодействует с различными органами.

5) Принцип постоянства и последовательности (этапность)

6) активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;

Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Участие в доп образовании помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

В нашей школе активно проводится работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, кружки, вовлечение в детское проектирование.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строится планово в каждой школе. В выявлении такой категории детей и родителей должен участвовать весь педагогический коллектив школы. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.

Несколько раз я слышала от классных руководителей к ребёнку слова: «Неужели тебя этому родители не учат?». А представьте себе есть семьи где не учат элементарному, то есть сами не социализированы в обществе и детей не приучают к принятым обществом нормам. Если мама везёт ребёнка в коляске и распивает пиво или курит сигарету, то ребёнок воспринимает это как норму поведения и делает так сам. Проблемы воспитания накапливаются, как снежный ком. Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников, не всегда выступают согласованно с родителями. Можно сказать взращивают трудных детей.

Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.

Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;

проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;

не предъявляйте претензии к родителям;

всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении.

Заведите дневник учёта посещения семей, укажите дату, содержание беседы с родителями, где укажите, какие советы были даны и пусть родители в нём поставят роспись. При повторном посещении или при встрече с родителями в школе выясните, как выполняются ваши советы, какие изменения произошли в поведении учащихся. Добились родители поставленной цели или берегут себя от проблем, забывая, что проблемы ещё только могут появиться и крепко навредить ребёнку и родителям.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на учёте в ПДН, семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел.

В школе составлена программа по работе с детьми группы риска «Путь к успеху», которая успешно реализуется. В неё входят индивидуальные программы составленные на детей группы риска предметниками, классными руководителями.

Нерешённых проблем остаётся много. Работу по профилактике асоциального поведения детей и подростков необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы, взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизни зависит от нас…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Деятельность классного руководителя в сфере обучения.

Индивидуальная работа классного руководителя. Работа с классным коллективом....

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Выступление классного руководителя 8 «А» класса на конкурс «Класс без вредных привычек»

Являясь классным руководителем 8 «А» класса МБОУ СОШ №4 им.Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева а.Мамхег Шовгеновского района, я считаю своей первостепенной задачей выработа...

Активизация деятельности классных руководителей в сфере проведения обучения детей гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек

Активизация деятельности классных руководителей в сферепроведения обучения детей гигиеническим навыкам имотивирования к отказу от вредных привычек...