Учитель- моя будущая профессия
методическая разработка (11 класс)

Архипова Елена Владимировна

Номинация: лучшее профориентационное мероприятие

Подноминация: профориентация выпускников

Учитель- моя будущая профессия

Форма мероприятия: педагогическая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipova_e.v._razrabotka.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М.Г.

Номинация: лучшее профориентационное мероприятие

Подноминация: профориентация выпускников

Учитель- моя будущая профессия

Форма мероприятия: педагогическая мастерская

Целевая аудитория: обучающиеся психолого-педагогического

11 класса

Автор:

Архипова Елена Владимировна,

 учитель истории и обществознания,

89080595032, lena16090@mail.ru

Варна- 2023

"Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

 то счастье само вас отыщет".

К.Д.Ушинский.

         В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из главных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт “тон” всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор

      Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?

Процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. А так как некоторые обучающиеся уже решили связать свою будущую профессию с педагогикой, то для этого необходимо их познакомить с профессией Учитель.

Цель мероприятия:

– актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся путём специальной организации их деятельности, включающей расширение представлений о профессии учитель её особенностях, выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору профессии.

Задачи:

 - формирование у обучающихся интереса к профессии учителя;

- повышение престижа учительской профессии в глазах старшеклассников;

- развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Ожидаемые результаты: 

-     повышение уровня информированности о реальном представлении своих возможностей при выборе профессии, учитывая качества, присущие людям тех или иных профессий;

 - активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению, чувства ответственности к выбору профессии, в том числе к профессии «Учитель»;

 - повышение престижа профессии «Учитель» через уважительное отношение к педагогам школы.

Критерии определения результативности: рефлексия мероприятия.

Интернет источники:

  1. https://yandex.ru/video/preview/6581416997541551585
  2. https://razgovor.edsoo.ru/topic/40/
  3. https://urok.1sept.ru/articles/669298

Список литературы:

  1. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2016. - 118 с.
  2. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2012. – 119 с.

Добрый день! Сегодня наше мероприятие посвящено профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.

Внимание на экран! (видео-притча) [1]

Притча. Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.

    Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.

    Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.

    Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.

    На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.

    Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.

Итак, о какой профессии мы сегодня будем говорить?

Правильно, о профессии учитель!

Многие из вас уже определились с выбором своей будущей профессии и это учитель. А вот что за собой скрывает эта профессия, мы сегодня с вами и узнаем.

Предлагаю составить синквейн к слову «учитель». Все ли из вас знают, что такое синквейн и как его составлять?

Синквейн это стихотворение, состоящее из 5 строк.

  1. Название синквейна. В нашем случае «Учитель»
  2. Два прилагательных, отражающих основную мысль
  3. Три глагола, описывающие действия
  4. Короткое предложение, в котором автор высказывает сове отношение
  5. Одно слово существительное, в котором автор выражает свои чувства.

Послушаем ваши ответы.

Спасибо за интересные ответы.

Если на основе ваших синквейнов составить собирательный образ учителя, то какой он? (ответы записываю на доске).

А теперь посмотрите какие профессионально значимые качества должны быть у педагога:

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бескорыстие (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П.Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость).

Ребята, а почему учителю недостаточно знать только свой предмет? Почему важно, чтобы учитель был и немного психологом, актером, исследователем, экспериментатором? [2]

Как вам кажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с последнего урока? Почему?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.  

Так обращаясь к словам немецкого педагога Фридриха Дистерверга: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт».

«Педагог, наставник, учитель – это особый дар от рождения независящий от стажа и возраста и без которого нет должного воспитания и преподавания».[5]

Предлагаю поразмышлять над следующими утверждениями:

  1. Учителем надо родиться.
  2. Учителем надо стать.

Ребята, давайте поделимся на 2 группы, вам необходимо привести как можно больше доводов и аргументов в пользу вашего утверждения.

5 минут на подготовку. Затем вы озвучите свои варианты.

В продолжении нашей мини-дискуссии хочется вспомнить стихотворение Роберта Рождественского Учителям.

«…Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого — стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель — профессия дальнего действия,

Главная на Земле!»

Каждый из нас с самого детства так близко находится рядом с профессией педагога, как, наверное, ни с какой другой. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной профессией.[4]

Сейчас мы совместными усилиями, работая в парах, составим рассказ о типичном трудовом дне работника педагогического труда с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных.

 Например, трудовой день врача можно представить так: «прием - пациент – планерка - вызов -...». А теперь давайте то же проделаем с профессией «Педагог».

В жизни каждого профессионала, кроме будней, есть свои радости, приятные минуты, «звездные часы».

Продолжаем работать в парах, сейчас в течение 3-5 минут нужно описать ваше представление о «звездном часе» учителя. Это может быть все что угодно, от ряда маленьких радостей до грандиозного события.

(Итог игры: узнать, как дети представляют «звездный час» учителя, выслушать мнения детских команд, помочь ребятам лучше осознать положительные стороны профессии.)[3]

А сейчас давайте представим школу далекого будущего в которой нет учителей, а есть, например, интерактивные помощники в обучении по каждому учебному предмету.

Предлагаю поработать с таблицей индивидуально.

Цель: проанализировать преимущества и недостатки обучения в он – лайн и оф-лайн формате.

Содержание задания: Запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет.

Школа с учителями

Школа без учителей

Прошу озвучить ваши варианты.

Какой можно сделать вывод из того, что вы услышали? (варианты ответов).

Безусловно школа без учителя никогда не будет по - настоящему живой, теплой, доброй.

Ребята, учитель - это человек, который не только передает знания, но и помогает ребенку стать личностью, найти свое место в жизни.

Посмотрите небольшие интервью, взятые у наших учителей. Всем учителям был задан один вопрос: "Почему Вы выбрали профессию учителя?" (просмотр видеосюжета) (Приложение)

Я поддержу своих коллег. Я – учитель истории и обществознания, и когда-то, как и вы сидела за партой. Заканчивая свое обучение в школе, я не размышляла кем я буду, я точно знала: учителем. Знали это и мои одноклассники, потому что на протяжении всех лет обучения в школе я помогала учиться своим слабоуспевающим товарищам, была командиром в классе, активисткой в школе.  

 Да, в нашей работе много трудностей, но общение с детьми помогает не замечать их. Ожидание каждый день чего-то нового и постоянное ощущение, что ты нужен детям, что именно ты помогаешь им стать настоящим человеком, полностью захватывает и теперь я могу сказать: «Моя профессия учитель – и это мое призвание». Как любой учитель я горжусь своими выпускниками, которые стали врачами, учителями, военными, работают на заводах, в сфере культуры и т.д.. Их труд нужен нашей стране, их ценят люди. А это означает, что моя работа не была напрасной. Я этим горжусь и благодарна судьбе, что работаю в школе.

Так почему же мы - учителя, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность в последнее время, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?

Ответы ребят.

Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

• это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;

• стремление жить активно, в вечном движении;

• тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);

• это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;

• и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.

И в завершении предлагаю написать письмо будущему учителю, который в настоящее время является учеником нашей школы. Возможно, он еще не догадывается кем станет в будущем. Но по «легенде» вы знаете, что именно он когда-то будет учить детей.

Что бы вы пожелали ему? На что бы посоветовали обратить внимание во время учебы в школе? Какие качества необходимо развивать в себе и над чем работать будущему учителю, по вашему мнению?

Предлагаю все письма, которые вы написали передать будущим ученикам психолого- педагогического класса.

Какое открытие вы сделали сегодня для себя? Удалось ли по-новому взглянуть на профессию учителя, переосмыслить свои взгляды?

Рефлексия. Неоконченные предложения

- Сегодняшнее занятие помогло понять мне…

- Сегодня я задумался-(лась) о том, что…

- Профессия учителя представляется мне….

Я благодарю всех за работу. От себя всем хочу сказать: дерзайте, творите, мечтайте какую бы вы не выбрали профессию! Все в ваших руках! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Бугаева Т.С., учитель истории и обществознания МКОУ " Коммунаровская СОШ"Беловского района Курской области. Всероссийский урок : " Моя будущая профессия."

Урок на тему : " Моя будущая профессия"проведен 1 сентября 2016 года в 10-11 классах. Цель урока: • оказание помощи учащимся 10-11 классов в осознанном выборе профессионального пути; • расширит...

Презентация "Моя будущая профессия- учитель начальных классов"

Размышления  о профессии учителя начальных классов...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")

Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...