Авторская программа ЮИД
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
«Утверждено»: Директор МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.» __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка ЮИД «Светофор»
Программу составила :
Исмагилова Г.И.
2022-2024 учебный год
Деятельность отряда юных инспекторов движения
Проблема детского дорожно – транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одной из актуальных.
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении много, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд юных инспекторов движения.
Чем же занимается отряд ЮИД?
Прежде всего, проводит разъяснительную работу в школе по Правилам дорожного движения; выпускает стенные газеты; пропагандистские материалы; организует соревнования, конкурсы, викторины; обустраивает учебно-тренировочные площадки в образовательном учреждении; проводит занятия с детьми – велосипедистами на площадках. Всё это - внутришкольная работа, цель которой – популяризовать вопросы безопасности дорожного двтжения среди детей и подростков.
Основная цель деятельности отряда – вовлечение в целенаправленную и систематическую работу учащихся, учителей, общественности.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это и выпуск информационных наглядных материалов; организация конкурсов, викторин КВНов между классами, показ агитспектаклей в начальных классах.
Отряд ЮИД создаётся согласно положению об отрядах ЮИД
Пояснительная записка
- Общие положения о работе отряда ЮИД
Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5-х классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и средней школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения, осознанное к ним отношения ;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Повысить интерес школьников к велоспорту;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
- Основные направления работы ЮИД
- Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
- Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
- Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе. Участие в смотрах и слётах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасного движения.
- Организация работы с юными велосипедистами.
- Ожидаемый результат:
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
- Нормативно – правовое обеспечение программы:
- - Конституция РФ.
- - Конвенция «О правах ребенка».
- - Правила дорожного движения.
- - Устав образовательного учреждения.
- - Учебный план.
- - Учебные программы.
- - План воспитательной работы ОУ
- - План воспитательной работы класса
- - Положение об отряде юных инспекторов движения.
- Материально-техническое обеспечение:
- кабинет по безопасности дорожного движения ОУ и его оснащение;
- учебная площадка по безопасности дорожного движения ОУ
- Информационное обеспечение:
- обзор аналитической информации;
- оформление информационных стендов;
- банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
- контрольные срезы, тесты
- Научно – методическое обеспечение:
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план и учебные программы школы.
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
- Учебники по ОБЖ, ПДД.
- Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
- Газета «Добрая Дорога Детства»
- Журнал «Путешествие на зеленый свет»
10. В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.
11. Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки
- праздники
- театрализованные представления
- соревнования
- конкурсы
- агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
По срокам реализации программа годичная.
В работе кружка участвуют учащиеся 5 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 час в неделю (68 часов в 2 года).
Учащиеся должны:
знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- пользоваться общественным транспортом;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Содержание программы.
68 часов (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема #1058;радиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Календарно-тематическое планирование работы кружка ЮИД «Светофор» 1 раз в неделю (68 занятий в год) на 2022– 2024 учебный год
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения
| ||
План. | Фактич. | ||||
Тема 1: Введение (2ч) | |||||
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. | 1 | ||||
Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | 1 | ||||
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | 1 | ||||
ПДД. Общие положения. | 1 | ||||
Обязанности пешеходов. | 1 | ||||
Обязанности пассажиров. | 1 | ||||
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | 1 | ||||
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | 1 | ||||
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 1 | ||||
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. | 1 | ||||
Предупреждающие знаки. | 1 | ||||
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | 1 | ||||
Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | ||||
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. | 1 | ||||
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. | 1 | ||||
Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | ||||
Обновление материалов на стендах по ПДД. | 1 | ||||
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | ||||
Места установки дорожных знаков. | 1 | ||||
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. | 1 | ||||
Горизонтальная разметка и ее назначение. | 1 | ||||
Вертикальная разметка и ее назначение. | 1 | ||||
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | 1 | ||||
Сигналы светофора. | 1 | ||||
Виды светофоров. | 1 | ||||
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. | 1 | ||||
Сигналы регулировщика. | 1 | ||||
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | 1 | ||||
Сигналы автомобиля. | 1 | ||||
Расположение транспортных средств на проезжей части. | 1 | ||||
Перекрестки и их виды. | 1 | ||||
Проезд перекрестков. | 1 | ||||
Обновление материалов на стендах по ПДД. | 1 | ||||
Правила перехода перекрестка. | 1 | ||||
Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | 1 | ||||
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | 1 | ||||
Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. | 1 | ||||
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | 1 | ||||
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | 1 | ||||
Перевозка людей. | 1 | ||||
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 1 | ||||
П/З: Правила перехода для каждого пешехода. | 1 | ||||
П/З: Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | 1 | ||||
Дорожные ловушки. Решение задач по теме. | 1 | ||||
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. | 1 | ||||
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 1 | ||||
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (8ч) | |||||
Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | 1 | ||||
Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | ||||
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | 1 | ||||
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | ||||
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | 1 | ||||
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. | 1 | ||||
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | 1 | ||||
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | 1 | ||||
Тема 5: Фигурное вождение велосипеда (11 ч) | |||||
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. | 1 | ||||
Правила движения велосипедистов. | 2 | ||||
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | 1 | ||||
Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. | 1 | ||||
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. | 1 | ||||
Составление памятки: «Юному велосипедисту». | 1 | ||||
Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. | 2 | ||||
Движение групп велосипедистов. | 1 | ||||
П/З: Движение групп учащихся на проезжей части на велосипедах. | 1 | ||||
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия. (3ч) | |||||
Подготовка выступления агитбригады. | 1 | ||||
Выступление агитбригады в начальной школе. | 1 | ||||
Зачет по ПДД. Тестирование. | 1 |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Технической оснащение занятий | Фор-мы подве дения итогов |
1 | Раздел I Введение в образователь ную программу кружка. | Занятие-беседа, практические занятия | вербальный метод наглядный метод, объяснительно-иллюстрационный | Плакаты | взаимозачет | |
2 | Раздел II История правил дорожного движения. | Презентация, занятие-игра, практическое занятие | наглядный метод, практический | Электронное пособие | Мультимедийный проектор, компьютер | викто- рина |
3 | Раздел III Изучение правил дорожного движения. | Презентации, практические занятия | наглядный метод, объяснительно-иллюстрационный | Электронное пособие, плакаты, схемы | Мультимедийный проектор, компьютер | тест |
4 | Раздел IV Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. | Презентации, практические занятия | видеометод, объяснительно-иллюстрационный | Электронное пособие, плакаты, схемы | Мультимедийный проектор, компьютер | викто- рина |
5 | Раздел V Фигурное вождение велосипеда. | Занятие-беседа, практические занятия | наглядный метод, практический метод | Электронное пособие | Мультимедийный проектор, компьютер | сорев- нова- ния |
6 | Раздел VI Традиционно-массовые мероприятия. | Занятие-беседа, занятия-игры, занятия-соревнования | наглядный метод, практический метод | плакаты, схемы | тест, игра, сорев-нова-ния |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...