программа воспитательной работы с 10-11 КЛАССОМ
методическая разработка (10 класс)
Программа воспитательной работы. рассчитанная на 2 года (10-11 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospit.raboty_s_10-11_klassom.docx | 536.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального образовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы №17
имени Героя Советского Союза Серафима Ивановича Землянова» –
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Карталы
Рассмотрено: заместитель заведующей филиала МОУ «СОШ №17» – «СОШ №3» по ВР ___________________ «01» сентября 2022 г. | Согласовано: заместитель заведующей филиала МОУ «СОШ №17» – «СОШ №3» по УВР .______ «01» сентября 2022 г. | Утверждаю: заведующая филиалом МОУ «СОШ №17» – «СОШ №3» _____________ приказ № ____________ от «___» сентября 2022 г. |
Программа воспитательной работы
10 – 11 класс
«Новое поколение».
Срок реализации: 2022 – 2024 гг.
Классный руководитель:
Ковтун Римма Ивановна
г. Карталы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Название программы | «Новое поколение». |
Сроки реализации | 2022 — 2024 учебные годы. |
Разработчик программы | Ковтун Р.И., классный руководитель, учитель русского языка и литературы. |
Участники программы | Учащиеся классного коллектива, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе |
Краткая аннотация | Основными идеями, которые легли в основу воспитательной программы «Новое поколение» являются идеи педагогики гуманизма, толерантности и общей заботы. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, в формировании единого воспитательного пространства основной стратегией является четкая линия. Родная школа – родной город – родной район – родная страна. |
Внутренние связи, устанавливаемые для реализации программы. | Администрация школы, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель ОБЖ , библиотекарь школы, педагог-организатор, учителя-предметники и родители, педагог-психолог. |
Управление программой | Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
Нормативно - правовые основы Программы | Программа воспитательной работы «Новое поколение» разработана в соответствии с: 1.Законом РФ «Об образовании». 2.Конвенцией ООН «О правах ребенка». 3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования. 4.Уставом школы. 5.Локальными правовыми актами школы. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется заместитель директора по воспитательной работе. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность программы «Новое поколение».
Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте
воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Личностно - ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на
создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом. Детство - фундамент, на котором воздвигается «здание общества». Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека, будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Жизнь делает запрос на человека, имеющего «опыт успеха», уверенного в себе, умеющего брать на себя ответственность, принимать решения, анализировать результаты, знающего, чего он хочет от жизни и способного изменитьее к лучшему. Поэтому актуальной становится задача отбора и подготовки социально перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые должны обладать определенным набором знаний и умений, способных выдвинуть их вбудущем на ступени общественного управления:
-умением общаться, понимать механизмы взаимодействия между людьми;
-мением вызывать к себе симпатию окружающих и понимать ценность находящихся
рядом людей;
-умением четко и доходчиво излагать свои мысли;
умением быть внимательным, не просто слушать, но слышать окружающих, понимать
те мысли, которые они высказывают или хотят высказать;
-умением нестандартно мыслить и находить выходы из сложных ситуаций, и т. д.
Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут
создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская,
нравственная позиция.
Каковы наши дети сегодня, таким будет общество завтра. Если нам небезразлично, кто будет управлять нашей страной, то этих людей
надо готовить уже сегодня.
Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым иэффективным. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе. Дети в школе должны учиться жить, то есть осваивать нормы и правила жизни, затем учиться быть с людьми и быть для людей, ибо ничего нет более ценного и значимого
в жизни, чем быть полезным, интересным, значимым, ценным. Дети должны уносить из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах,
образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и
самобытности каждого ученика.
Программа «Новое поколение» рассчитана на 2 года с 2022-2024 гг.
Идея программы - воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Основные задачи воспитательного процесса:
- воспитание общечеловеческих и национальных ценностей;
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- усиление работы по профориентации обучающихся;
- формирование социальной позиции, для определения своих возможностей в реализации лидерских функций;
- организация системной работы классного коллектива, через развитие ученического самоуправления.
Для решения поставленных задач эпизодических мероприятий недостаточно, так как нужных результатов в воспитании подростков они не дают, поэтому необходимо систематизировать воспитательную работу через создание и реализацию воспитательной программы классного коллектива.
Цель: воспитание духовно развитой, психически и физически здоровой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи:
1.Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
2.Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3.Воспитание желания и стремления у обучающихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Воспитание духовно – нравственных качеств личности обучающихся.
6. Социальная адаптация и профориентация обучающихся.
Ценностные установки:
- Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,
правовое государство;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
- институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
- честь, достоинство;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество,
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
- старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
- целеустремленность и настойчивость;
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности,
- религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы
- Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать
- Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Направление «Семья».
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
|
«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия» «Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей» «Поможем детям выбрать профессию»
|
11 класс |
«Вечная проблема» (совместно с детьми) «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей» «Как научить ребенка быть успешным» «Как подготовиться к итоговой аттестации»
Общешкольные родительские собрания. |
Направление «Интеллект»
Цель:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Создание ситуации успеха в учебе.
- Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
- Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
- Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Мероприятия по реализации данного направления работы
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Нравственность»
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс | 1 Акция «Спешите делать добро» 2 Классный час «Духовность – норма человеческой жизни» 3 "Еще раз про любовь" 4 Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение). 5 Диагностика уровня развития нравственных качеств личности. |
Направление «Здоровье»
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести Охрана жизни и здоровья, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Я - гражданин»
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Профессиональное самоопределение»
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
- Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
- Формирование мотивов труда.
- Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Развитие культуры труда.
Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
8. Профессиональная деятельность и социальный статус человека. |
11 класс |
|
Направление «Общение и досуг»
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
- НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
- Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократические государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога, духовно-нравственное развитие личности);
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях, экологическая безопасность, экологическая грамотность, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, ресурсосбережение, экологическая этика, экологическая ответственность, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у обучающихся качества, соответствующие определенной модели. Это должен быть ученик:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах
муниципального и регионального уровней;
- обладающий основами коммуникативной культуры с положительной
динамикой уровня воспитанности;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии,позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.
Критерии эффективности | Показатели | Методики изучения |
Воспитанность | Самооценка личностных качеств. | Психологический климат учащихся 10-11 классов |
Уровень самооценки | Методика О.С. Газмана "Саморазвитие личности подростка" | |
Уровень саморазвития | ||
Уровень саморазвития | ||
Сформированность индивидуальности выпускника | Нравственная направленность | Тест Н.Е.Щурковой "Размышляем о жизненном опыте", педагогическое наблюдение |
Креативность личности выпускника | Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся | |
Компетентность выпускника | Наблюдение, анкетирование | |
Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в гимназии | Методика А.А.Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью" |
Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в ученическом сообществе | Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении" | |
Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в коллективе гимназии | Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения" | |
Сформированность классного коллектива | Эталонность коллектива школы в восприятии его членов | "Социально- психологическая самоаттестация коллектива" методика Р.С.Немова |
Уровень самоуправления | Самоуправление в классе, школе | Методика М.Рожкова "Самоуправление" |
Взаимоотношения в семье | Комфортность, защищённость ребёнка в семье | Анкетирование |
Здоровье учащихся | Отношение учащихся к своему здоровью | Анкетирование |
Система целевых индикаторов, показателей и методов изучения
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
Формирование основ нравственной культуры | сформированность основных нравственных качеств личности; отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди учащихся; повышение уровня воспитанности обучаемых | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Психолого-педагогическая диагностика: методика определения уровня воспитанности учащихся 10-11-х классов (Н.П. Капустин) методика "Я и смысл моей жизни" (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов) |
Гражданско- патриотическое воспитание учащихся | рост социальной активности учащихся; повышение степени осознания понятия "патриотизм" | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Психолого-педагогическая диагностика: методика "Ты гражданином быть обязан" (Л.М. Фридман); методика "Патриотизм и как я его понимаю" (Л.М. Фридман); методика определения уровня общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов) |
Создание благоприятной социально - психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива | благоприятный эмоционально - психологический климат в коллективе; сформированность классного коллектива; развитие ученического самоуправления | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Психолого-педагогическая диагностика: методика определения индекса групповой сплоченности КЗ. Сишора; социометрия; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреева) |
Развитие познавательной и творческой активности учащихся | Увеличение числа победителей и призеров конкурсов, соревнований, смотров, конференций разного уровня; отсутствие отрицательной динамики успеваемости и качества знаний учащихся; активность участия учеников класса в школьных мероприятиях; высокий уровень внеурочной занятости учащихся | Анализ итогов учебно-воспитательной работы.. Психолого-педагогическая диагностика: 2) методика изучения уровня учебной мотивации (Н.Г. Лусканова); 3) анкета "Как вы относитесь к учебе по различным предметам?"(Л.П. Ромадина); 4) методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л.В. Байбородова) |
Формирование потребности в здоровом образе жизни | Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся; увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях; активность участия учеников класса в школьных спортивных мероприятиях | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Психолого-педагогическая диагностика: методика изучения уровня тревожности (по шкале тревожности Р. Сирса); методика самооценки школьных ситуаций (О. Кондаша) |
Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка | Рост активности родителей в решении вопросов школьной жизни; позитивное отношение родителей к школе | Анализ итогов учебно-воспитательной работы. Психолого-педагогическая диагностика по методике изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов) |
Создание условий для самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования | Уровень самоопределения учащихся относительно направления и способа получения дальнейшего образования; осознанность выбора профиля и способа продолжения образования | • Анализ итогов учебно-воспитательной работы. • Педагогическое наблюдение. • Анкетирование учащихся и их родителей. • Психолого-педагогическая диагностика: дифференциально-диагностический опросник профессиональной готовности; методика изучения мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна в интерпретации Т.В. Черниковой |
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
- Работа классного руководителя.
Ежедневно.
-встреча детей;
- уборка кабинета;
- контроль посещаемости.
- встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по УВР;
- организация питания учащихся;
- работа с опаздывающими учащимися и выяснение причины отсутствия учащихся;
- организация дежурства в классном кабинете;
- индивидуальная работа учащихся.
Еженедельно.
- классный час:
1. Тематический.
2. Коррекционный.
3. Организаторский.
4. Итоговый.
- проверка дневников;
- индивидуальная работа с родителями и детьми;
- внеклассные мероприятия по плану ВР;
- ведение классного журнала;
- работа с активом класса;
- работа с учителями.
Каждый месяц.
- посещение уроков в своем классе;
- встречи с родительским активом;
- совещание по планированию;
- консультации у педагога-психолога.
Каждая четверть.
- родительское собрание и дни открытых дверей;
- экскурсии и культпоходы;
- подведение итогов четверти;
- оформление классного журнала по итогам четверти;
- анализ выполнения плана работы за четверть, корректировка планов воспитательной работы на новую четверть.
- Содержание работы классного руководителя.
Индивидуальная работа с учащимися. | Работа с классом. | Работа с родителями. | Работа с педагогическим коллективом. | Внешние Связи. | |
Учёба | Контроль успеваемости и учебной дисциплины. Создание условий для развития познавательных интересов | Организация учебной деятельности класса. Координация деятельности учителей-предметников с классным коллективом. Развитие умения научно организовывать умственный труд. Развитие положительной мотивации учения. | Индивидуальная работа с родителями по вопросам учёбы. Корректировка совместных требований к учащимся. Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребёнку в учёбе. Организация консультаций для родителей, учителей-предметников. | Привлечение учителей к работе с родителями. Работа с участниками различных конкурсов, олимпиад. | Осуществление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования |
Общение и развитие | Изучение и корректировка личностного развития учащегося, его места в классном коллективе. Координация взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Работа по формированию высокой духовной культуры личности, гражданской позиции. | Анализ развития коллектива, подбор формы и методов реализации целей и задач развития коллектива Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива. | Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка, определение задач по развитию каждого учащегося. Организация консультаций специалистов. Организация обмена опыта между родителями. | Взаимодействие с педагогом-психологом, администрацией, коллегами по решению проблем, диагностики и коррекции личности учащегося и коллектива класса. | Взаимодействие с учреждениями культуры и детскими организациями. Правовая защита семьи. |
Досуг | Выявление досуговой сферы учащихся. Привлечение учащихся к организации и проведению классных и общешкольных дел, мероприятий. | Развитие творческого потенциала и мобильности коллектива. Организация интересных дел, создание актива класса. | Выявление интересов и хобби родителей. Привлечение их к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий. Работа с родительским активом. | Взаимодействие с учителями-предметниками и руководителями школьных кружков при подготовке классных дел. Организация совместных мероприятий, классных часов, родительских собраний. | Организация деятельности учащихся по развитию своих способностей вне школы. |
Здоровье | Контроль за соблюдением занятий в рекомендованных врачом группах на физкультуре. Наблюдение за физическим и психическим развитием учащегося. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащегося. Обеспечение помощи заболевшим учащимся по учёбе. | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях и обеспечение безопасности учащихся. Организация питания учащихся. Пропаганда здорового образа жизни. Организация спортивных мероприятий, походов, экскурсий. | Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического здоровья детей. | Взаимодействие с учителями физической культуры, школьным врачом по вопросам охраны здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни. Организация отдыха учащихся летний период. | Работа по привлечению учащихся в спортивные и оздоровительные кружки и секции. Привлечение специалистов медицинских учреждений к работе с детьми и родителями. Организация участия учащихся в районных массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях. |
Научно-методическая работа | Анализ и оценка личностного развития учащихся на различных этапах. Определение на основе результатов исследований стратегии и тактики индивидуальной воспитательной работы. | Выработка оптимальной схемы исследования становления классного коллектива, подбор методов диагностики. Определение ведущих направлений воспитательной работы с данным классом. | Анализ воспитательных явлений семьи на ребёнка, коррекция семейного воспитания, координация усилий семьи и школы в учебно-воспитательном процессе. | Повышение квалификации, обмен опытом, участие в семинарах и методических объединениях. Изучение и внедрение инновационных форм воспитательной работы. Взаимодействие с коллегами, психологами, администрацией. | Привлечение работников медицинских, досуговых, социальных организаций к работе по диагностике и коррекции личностного развития учащихся. |
- СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ.
- Характеристика класса.
- Состав класса:
- количество учащихся – 14 человек
из них: девочек – 8 человек
мальчиков – 6 человек
- Контингент родителей (какое образование преобладает, основная возрастная категория):
У большинства родителей высшее или средне-специальное образование
3. Коллектив:
- уровень сплоченности (высокий);
- характер внутриколлективных и межколлективных отношений
(отсутствие групп лидеров):
- в коллективе преобладает познавательная деятельность. Ребята заинтересованы появлением новых технологий. _
- наличие традиций: обсуждение новых технологий(плюсы и минусы) и применение их в жизни
4. Общественно полезная деятельность:
- отношение к общественным поручениям (мотивы активности или пассивности): большинство ребят активны к общественным поручениям
- участие в классных и общешкольных делах (степень самостоятельности): выполняют поручения под руководством старших
- влияние проводимых классных и общественных дел, направленных на изменение в личности школьника: развивается творческая индивидуальность учащихся
5. Отношение к учению:
- мотивы, побуждающие к обучению у большинства учащихся класса: познавательные………………..
- активность на уроках: средний уровень. Особенно активны на уроке:
…………………………………..
- ответственность при выполнении заданий, развитость познавательных интересов …………….
- Трудовая деятельность:
- отношение к труду (мотивы, качество и своевременность выполнения): отношение к труду – положительное при наличии соревновательных мотивов; качество и своевременность выполнения трудовой деятельности зависит от учащихся. Особенно ответственны по отношению к руду:
- трудолюбие, наличие трудовых навыков: трудолюбивы, имеют навыки самообслуживания
- Наличие детей «группы риска»: нет.
- Характер взаимоотношений в классе:
- пользуется ли классных руководитель авторитетом у учащихся класса:_да
- каков стиль руководства (авторитарный, демократический, попустительский) демократический
- учитывается ли и развиваются ли классным руководителем индивидуальные возможности учащихся: Систематически изучает особенности учащихся и обеспечивает индивидуальный подход, осуществляет помощь отстающим.
- Список учащихся класса.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество. | Дата рождения. | № личного дела. | Фамилия, имя отчество родителей. | Домашний адрес. | Паспорт. | № телефона |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. |
7.3. Социальный паспорт класса.
№ п/п | Показатели | 10 класс 2022-23 уч.г. | 11 класс 2023-24 уч.г. |
1. | Количество учащихся в классе - мальчиков - девочек - | 14 6 8 | |
2. | Дети из неполных семей: | 4 | |
3 | Дети, находящиеся под опекой – | нет | |
4 | Дети из многодетных семей: | 2 | |
5 | Неблагополучные семьи: | нет | |
6 | Учащиеся, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних: | нет | |
7 | Учащиеся «группы риска», «зоны риска»: | нет | |
8 | Учащиеся с ослабленным здоровьем: | 1 |
- Занятость в кружках. 2022 - 2023 учебный год.
№ п/п | ФИ учащегося. | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница. |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 |
7.5. Самоуправление в классе.
Структура самоуправления класса
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной активной, личности.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса, старосту;
• избирает представителей в Ученический Совет школы;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Старосту можно переизбирать каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в этой роли.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
Деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Схема самоуправления в классе.
староста
Поручения.
№ п/п | Поручения. | 10 класс | 11 класс |
1. | Главный советник | ||
2. | Зам. Гл. советника | ||
3. | Отдел печати | ||
4. | Отдел спорта | ||
5. | Отдел безопасности | ||
6. | Отдел культуры | ||
7. | Отдел труда и экологии | ||
8. | Отдел соц. защиты |
- РАБОТА С ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ.
- Темы месяцев.
Сентябрь – «Чрезвычайные ситуации. Правила поведения».
Октябрь – «Семья».
Ноябрь – «Профилактика вредных привычек».
Декабрь – «Я – гражданин Российской Федерации».
Январь – «Изучаем и соблюдаем правила дорожного движения».
Февраль – «Профориентация школьников».
Март – «Люблю тебя, мой край родной!».
Апрель – «Здоровье и экология».
Май – «Учимся этике».
- Беседы по охране жизни и здоровья учащихся.
10-11 классы.
Гигиеническое воспитание – стиль жизни, способствующий здоровью.
Физическая культура.
- Значение и влияние физических упражнений на рост и развитие человека.
- Физическая сущность утомления.
- Рациональный отдых.
- Гигиена сна.
Гигиена умственного труда.
- Методы психоэмоциональной разгрузки. Аутотренинги. Смена рода деятельности.
- Компьютер, телевизор, сотовый телефон, их влияние на здоровье человека.
- Личная и общественная гигиена.
- Роль чистоты кожи, регулярной смены белья.
- Роль экологических проблем для жизни человека.
Гигиена питания.
- Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, их значение для нормальной
- жизнедеятельности.
- Витамины, клетчатка, их роль в жизни человека.
- Избыточная масса тела, как причина заболеваний.
- Режим питания.
- Предупреждение пищевых отравлений, отравлений ядовитыми растениями и жидкостями.
Профилактика травматизма.
- Предупреждение электротравм.
- Ожоги, отморожения, их предупреждение.
- Перегревания, опасность солнечного удара.
- Утомления и их предупреждение.
- Об опасности химических ожогов.
- Предупреждение бытового и школьного травматизма.
- Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
- Первая помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата.
- Оказание помощи утопающему.
- Первая помощь при ожогах, отморожениях, электротравмах.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
- Половое созревание. Предупреждение нежелательной беременности. Вред аборта.
- Косметика и здоровье девушки.
- Гигиена девушки.
- Гигиена юноши.
- Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (венерические и другие
- заболевания).
- Профилактика СПИДа.
- Значение иммунитета для здоровья человека
Профилактика вредных привычек.
- Вред курения и алкоголя.
- Об опасности наркомании и токсикомании.
- Предупреждение вредных привычек как залог сохранения здоровья.
- Мероприятия по ПДД. 10-11 классы.
№ п\п | Тема занятия | Содержание |
10 класс. | ||
1. | Правила дорожного движения - ведущий нормативный акт | Основные термины и определения: участники дорожного движения, транспортные средства и их виды, дорога и её элементы |
2. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | Необходимые документы, исправность транспортного средства, обязанности и права пассажиров и пешеходов |
3. | Регулирование дорожного движения | Светофорное регулирование, сигналы регулировщика |
4. | Дорожные знаки | Группы дорожных знаков, их отличительные особенности и правила установки |
5. | Дорожная разметка и её характеристики | Горизонтальная и вертикальная разметка, её применение |
6. | Предупредительные сигналы при движении на велосипеде и мотоцикле | Начало движения, изменение направления движения, порядок выполнения поворота, расположение транспортных средств на проезжей части |
7. | Проезд перекрёстков | Общие требования проезда перекрёстков, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков |
8. | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств | Их обозначение. Требования к водителям |
9. | Итоговое занятие | Контрольное тестирование |
11 класс. | ||
1. | Правовая ответственность водителей за нарушение ПДД | Административная, уголовная, гражданская, автострахование |
2 | Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | Первая помощь при шоковых состояниях; остановка кровотечения |
3 | Дорожная аварийность и травматизм | Дисциплина водителей и пешеходов; необходимая экипировка водителя мотоцикла. Статистика ДТ аварий в нашем городе |
4 | Железнодорожные переезды | Причины ДТП на переездах; что запрещается делать на переездах; основные правила движения |
5 | Особые условия движения | Движение по автомагистралям; приоритет маршрутных транспортных средств; движение в жилых зонах; «Лежачие полицейские» |
6 | Перевозка грузов и пассажиров | Правила перевозки на велосипеде и мотоцикле |
7 | Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях | Движение в условиях недостаточной видимости; движение по скользкой дороге |
8 | Оборудование мотоциклов и автомобилей спецсигналами | Виды спецсигналов; кто имеет право ими пользоваться; права и обязанности водителей |
9 | Итоговое занятие | Тестирование по ПДД |
- Работа с одаренными детьми.
№ п/п | ФИО учащегося | класс | Виды одаренности | Способности ребенка | Методы и формы работы с одаренными учащимися | |||||
Явная | скрытая | интеллектуальная | специальная | Ранняя | поздняя | |||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. |
- Работа с детьми «группы риска», «зоны риска».
Для детей "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
Общие правила при работе с детьми "группы риска"
Во-первых, ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
В-четвёртых, важно взаимодействовать с учителями-предметниками, с педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом.
Задача классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление, КТД. Он беседует с ребёнком, посещает семью, посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями, систематизирует полученные сведения. После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищет пути решения проблемы.
Одним из основных направлений работы педагога с учащимися, имеющими трудности в поведении, является метод переубеждения. Его основным назначением является изменение мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, руководствуюсь следующими приемами:
- создание положительного общественного мнения;
- переубеждение ребенка словом и конкретной деятельностью;
- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта.
Эффективным является метод реконструирования, цель которого - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются следующие:
- создание положительных перспектив,
- использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;
- ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
- составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка
План работы с детьми «группы риска» | |||||||
мероприятия | Классный руководитель | Социальный педагог | Педагог психолог | Зам.директора по УВП | Зам. директора по ВР | Совет профилактики | |
1 | Составление социального паспорта класса | + | |||||
2 | Составление характеристик на детей группы «риска» | + | + | + | |||
3 | Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | + | + | + | |||
4 | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | + | + | ||||
5 | Составление банка | + | |||||
6 | Организация досуга и | + | + | ||||
7 | Составление ходатайств, | + | + | + | |||
8 | организация работы и | + | + | + | |||
Работа с учащимися | |||||||
1 | Контроль посещаемости | + | + | + | |||
2 | Контроль текущей | + | + | ||||
3 | Вовлечение учащихся в кружки и секции | + | + | ||||
4 | проведение | + | + | + | |||
5 | Посещение уроков с | + | + | + | |||
6 | направление на | + | + | + | + | ||
7 | Проведение психодиагностики | + | |||||
8 | Разбор конфликтных ситуаций | + | + | + | + | ||
9 | Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута | + | + | + | + | ||
Работа с родителями | |||||||
1 | Посещение семей группы «риска» | + | + | ||||
2 | Проведение | + | + | ||||
3 | приглашение детей и | + | + | + | |||
4 | Выступления на | + | + | + | + | + | |
5 | Разработка рекомендаций | + | + | + | |||
Работа с педагогическим коллективом | |||||||
1 | Организация обмена необходимой | + | + | + | + | ||
2 | Консультация по итогам психодиагностики | + | |||||
3 | Выработка рекомендаций, | + | + | + | |||
4 | Проведение деловых игр | + | + |
План работы
с учащимися 10 класса
из семей, находящихся в СОП
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Корректировка банка данных учащихся, состоящих на учете ПДН, внутришкольном учете, СОП: - изучение индивидуальных особенностей детей; -изучение социально-бытовых условий; -изучение социума по месту жительства. | Сентябрь (в срок постановки на учет) | Классный руководитель |
2. | Собеседование с учащимися с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками. | В течение года | Классный руководитель, соц. педагог |
3. | Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций. | По мере необходимости | Соц. педагог |
4. | Информирование родителей о постановке на временный учёт их детей. | В течение года | Соц. педагог |
5. | Учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником). | 1 раз в четверть | Классный руководитель |
6. | Учёт и анализ пропусков занятий. | В течение года | Классный руководитель |
7. | Индивидуальная работа с учащимися, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций. | В течение года | Классный руководитель, соц. педагог |
8. | Заслушивание учащихся, находящихся в СОП на классных часах.
| В течение года | Соц. педагог, классный руководитель |
9. | Оказание помощи детям -в учебе, -в организации свободного времени. | В течение года | Соц. педагог классный руководитель |
10. | Составление социально-психологической характеристику на учащихся, находящихся в СОП. | По мере необходимости | Соц. педагог, психолог, классный руководитель |
11. | Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция поведения подростков. | В течение года | Классный руководитель |
12. | Беседа с родителями по итогам наблюдения за учащимися | В течение года | Классный руководитель |
14. | Изучение психологических особенностей | Ноябрь | Соц. педагог |
15. | Посещение уроков | По расписанию в течение учебного года | Классный руководитель |
16. | Посещение на дому проблемных учащихся, находящихся в СОП, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения | Постоянно в течение учебного года | Классный руководитель, соц. педагог |
17. | Осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися, находящимися в СОП | Постоянно в течение учебного года | Классные руководители, соц. педагог |
18. | Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации; выяснение причин и проблем школьника |
По мере необходимости | Классный руководитель, соц. педагог |
19. | Проведение работы по организации занятости учащихся в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования | Сентябрь-октябрь, постоянно в течение учебного года | Классный руководитель |
20. | Проведение беседы о летней занятости и отдыхе с учащимися из семей, оказавшихся в СОП | Март-июнь | Классный руководитель, соц. педагог |
21. | Вовлечение учащихся в общешкольные дела и мероприятия и т. п. | Постоянно в течение учебного года | Классный руководитель |
План работы с детьми «группы риска» на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося | Мероприятия |
1 | Мероприятия по предупреждению неуспеваемости (проверка дневника и контроль записи домашних заданий, работа с учителями – предметниками) Мероприятия по предупреждению плохого поведения на уроках и переменах (постоянная связь с родителями, связь с учителями – предметниками) | |
2 | Мероприятия по предупреждению неуспеваемости (проверка дневника и контроль записи домашних заданий, работа с учителями – предметниками) Мероприятия по предупреждению плохого поведения на уроках и переменах (постоянная связь с родителями, связь с учителями – предметниками) | |
3 | Мероприятия по предупреждению неуспеваемости (проверка дневника и контроль записи домашних заданий, работа с учителями – предметниками) Мероприятия по предупреждению плохого поведения на уроках и переменах (постоянная связь с родителями, связь с учителями – предметниками) |
Индивидуальная работа с __________________________________________
На ______________________ учебный год.
Тема беседы | Проблема | Результат |
Замечания педагогов:
педагог | Суть замечания |
Работа с родителями:
- через дневник
- вызов в школу
- посещение квартиры
дата | Тема беседы | Подпись родителя |
- Взаимодействие с родителями.
Воспитательная функция семьи очень важна. Именно в семье происходит формирование отношения к людям, к делу, к себе; формирование способностей, эмоционально-ценностной сферы. В настоящее время изменился характер внутрисемейных отношений, т.к. родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье.
Формы работы классного руководителя с родителями:
Индивидуальные: беседы, консультации, посещение на дому, анкетирование, опрос, создание банка данных о типологии семей.
Коллективные: родительские собрания, конференции, групповые консультации, совместные праздники, развлечения, лекции.
Наглядные: выставки работ, папки, фотовыставки « Наши праздники».
Родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями:
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Кроме описанных в табл. типов семей выделяют также:
- дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
- семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года |
4. Собеседование по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков | Сентябрь – октябрь |
6. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей | По мере необходимости |
7. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости |
8. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости |
9. Консультации для детей и родителей | Систематически |
10. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц |
11. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически |
Темы родительских собраний. 2022 - 2023 учебный год.
№ п/п | Темы родительских собраний | Дата |
1 | Десятиклассники. Особенности обучения в старшей школе. | |
2 | Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать. («У меня есть возможности, но нет …») | |
3 | Склонности и интересы подростков в выборе профессии. | |
4 | Анализ подготовки учащихся 10 класса к ГИА в форме ЕГЭ. Как противостоять стрессу. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха школьников. |
Посещение уроков 10 класса
№ | Предмет | дата | Анализ урока |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
Анализ успеваемости учащихся 10 класса.
Четверть | Анализ |
I | |
II | |
III | |
IV | |
год |
Посещение уроков 11 класса
№ | Предмет | дата | Анализ урока |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
Анализ успеваемости учащихся 11 класса.
Четверть | Анализ |
I | |
II | |
III | |
IV | |
год |
Участие в мероприятиях на 2022-2023 учебный год.
№ | дата | Мероприятие | Ф.И. учащегося |
Участие в мероприятиях на 2022-2023 учебный год.
№ | дата | Мероприятие | Ф.И. учащегося |
Психолого-педагогическая характеристика
10 класса
В классе 14 человек, из них 6 юношей и 8 девушек. По возрасту состав класса в основном одинаков: одна ученица 2005 года рождения, остальные 2006 года рождения. Социальный состав класса – 4 ученика из неполной семьи (отец умер или родители развелись), 2 учащихся из многодетной семьи, 1 учащаяся воспитывается мамой и отчимом, остальные – из полных семей. Класс сформирован в 2022 учебном году. Основной состав класса (9 человек) - бывшие ученики 9 «а» класса, 5 человек – ученики бывшего 9-«б» класса.
В классе сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Неуспевающих нет, 1 отличник, 11 человек закончили предыдущий учебный год на «4» и «5». . Некоторые учащиеся обладают большим потенциалом: неординарностью мышления и поведения, пытаются выразить себя через отрицание. Некоторые дети занимаются в системе дополнительного образования: спортивные секции, танцевальные кружки. Все ребята довольно сильные, слабоуспевающих нет. Дисциплина на уроках соответствует возрастным требованиям. Взаимопомощь и взаимовыручка на уроках присутствует.
С начала учебного года учащиеся посещают курсы по выбору по предметам обществознание и биология, а так же факультативные занятия по математике, русскому языку.
Средний балл по окончанию учебного года составляет 4.3. Одними из лучших учеников класса являются – К. Д. (5), К. А. (4.9), Б. Д. (4,8), З. А. (4,8). Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. На муниципальной олимпиаде по русскому языку К. Д. заняла 3 место.
25 % учащихся посещают спортивные кружки и секции. К. А. является членом сборной команды района по греко-римской борьбе. Т. С. и З. А. посещают секцию по футболу. Все ребята являются патриотами – юнармейцами.
Классные часы посещают активно, не перечат, в основном посещают всем классом особый интерес вызываю тематические классные часы. Например: «Профессиональное самоопределение»
Ученики активно участвуют в школьных творческих конкурсах и концертах. Учащиеся проводили уроки и замещали учителей - предметников в день ученического самоуправления.
Все ученики 10 класса принимают активное участие в различных мероприятиях.
Командиром класса (взвода) является К. А. Юноша с ролью командира справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.
2 учеников состоят в Школьном Совете.
К. Д. оказывает большую помощь классному руководителю по организации питания учащихся.
Неформальный лидер отсутствует. Как таковые, группы выражены слабо. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой.
Коллектив можно назвать единым целым, т.к. он не состоит из отдельных групп по симпатиям.. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. мальчики и девочки на равных общаются между собой. Некоторые ученики имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами. Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов, компьютеров, автомобилей, мотоциклов. В целом класс характеризуется общительностью, взаимоуважением и поддержкой.
Классный руководитель - спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
На основании анализа результатов наблюдений, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Практически всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".
Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. ...
Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.
В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....
Программа воспитательной работы для 7-9 класса
Программа содержит пояснительную записку, актуальность, план работы с классом на три года. Название программы "Я - особенный"....
Программа воспитательной работы в 7-9 классах
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе. Задачи: • Всестороннее развитие человека, охватывающее инте...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 8 «А» КЛАССЕ «МЫ – БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
характеристика классного коллектива,анализ воспитательной работы классного руководителя в предыдущем учебном году, цели и задачи воспитательной работы на следующий учебный год....
Программа воспитательной работы для учеников 9 класса
Девятый класс (14-15 лет) – это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом.Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социа...