Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".
рабочая программа (5 класс) по теме
Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Введение.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы с классом.
«Стать человеком»
Надо видеть себя в детях, помочь им
стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Введение.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель:
воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Направления деятельности:
- Учебно-познавательное.
- Нравственно-эстетическое.
- Гражданско-патриотическое.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Трудовое.
- Профилактика правонарушений.
- Работа с родителями.
Строю систему воспитательной работы в классе на следующих принципах:
- содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
- формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
- воспитание человека-гражданина, интегрированного в современное общество;
- развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.
Конечную цель своей работы как классного руководителя я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми
способен к обучению
умею управлять своими эмоциями.
веду здоровый образ жизни.
обладаю гражданской позицией.
чувствую сопричастность в судьбе страны.
испытываю гордость за свою страну
умею самостоятельно строить свою жизнь
я
Структура классного ученического самоуправления.
Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель – адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Главной задачей самоуправления считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому основой классного самоуправления является Совет дела. Он помогает стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Избирается глава самоуправления – губернатор и заместители губернатора, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
- Отдел образования.
Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
- Организует и планирует совместно с классным руководителем и Президентом школьной организации «Юность России» познавательные дела.
- Помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, предметных недель.
- Ведёт контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости).
- Ведёт учёт пропусков уроков.
- Совместно с классным руководителем проводит на классных часах пятиминутки «Информационный вестник».
- Помогает отделу «Школа-пресс» в оформлении классного уголка.
- Отдел нравственно-эстетический.
Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
- Планирует, организует и проводит классные мероприятия.
- Ведёт подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях.
- Организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях.
- Проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т.д.).
- Организует акции гуманитарной помощи воинам, детям-инвалидам, детскому дому и т.д.
- Отдел гражданско-патриотический.
Предназначен для приобщения школьников к истинным духовным ценностям Отечества, формирования гражданской позиции, воспитания способности противостоять идеологическому воздействию СМИ.
- Ведет работу по изучению истории родного края.
- Организует работу по комплектации школьного музея.
- Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению.
- Принимает активное участие в подготовке и проведении классных, школьных и городских мероприятиях.
- Проводит совместно с классным руководителем классные часы и беседы патриотического характера.
- Отдел физкультурно-оздоровительный.
Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
- Планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия.
- Помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд.
- Ведёт учёт и пропаганду спортивных достижений класса.
- Совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни.
- Ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
- Отдел труда и порядка.
Предназначен для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
- Следит за соблюдением Устава школы.
- Участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса.
- Отвечает за дежурство по классу и школе.
- Следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий.
- Совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
- Отдел «Школа-пресс».
Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
- Выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки.
- Готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса.
- Оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям.
- Обеспечивает наличие фотоаппарата на мероприятиях и отвечает за печатание фотографий.
- Помогает в оформлении классного уголка.
Структура ученического самоуправления 5 «А» класса.
Классный руководитель
Отдел физкультуры
Отдел труда и прядка
Отдел труда и прядка
Отдел нравственно-эстетический
Отдел историко-краеведческий
Отдел гражданско-патриотический
Отдел «школа-пресс»
Отдел образования
Совет родительской общественности (род. комитет)
Губернатор
Совет дела
Общее собрание
Работа с родителями (знакомство, изучение, наблюдение образа жизни, микроклимата семьи; общение с привлечением родителей к организации и участию в делах класса; индивидуальная работа, в том числе и с нестандартными семьями, нуждающимися в педагогической, социальной и психологической помощи).
Темы родительских собраний на 2010-2011 учебный год:
- Давайте познакомимся! (сентябрь).
- Особенности адаптации пятиклассников (октябрь).
- Учебные трудности пятиклассников (ноябрь).
- Поощрения и наказания в воспитании детей (февраль).
- Домашние задания: помощь или контроль (март).
- Вот и стали мы на год взрослей! (май).
Текущая работа в классе на неделю:
- Классный час.
- Проверка дневников, учёт успеваемости.
- Дежурство по классу (ежедневно по графику).
- Уход за цветами (вторник, пятница).
- Учёт посещаемости (ежедневно).
- Учёт опозданий (ежедневно в течение дня).
- Состояние внешнего вида (ежедневно).
- Обновление классного уголка (четверг).
- Информационный вестник.
Проведение конкурса «Лучший ученик класса».
Критерии оценки:
- Проявляет серьёзную заинтересованность в учёбе, любит и умеет учиться.
- Проявляет глубокий интерес к определённым предметам и достигает в изучении этих предметов серьёзных успехов, участвует в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д.
- Охотно делится своими знаниями с товарищами.
- Готов прийти на помощь тому, кому трудно в учёбе.
- Дисциплинирован и воспитан.
- Доброжелателен и отзывчив.
- Пользуется уважением в классе.
Мои конкретные цели на 2010-2011 учебный год:
- Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
- Обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования.
- Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
- Развитие творческих способностей у ребёнка на уроке и во внеурочное время.
- Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Программа воспитательной работы классного руководителя в 5-6-ых классах.
Нравственно-эстетическое направление
Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания.
Сегодня нет, наверное, человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, их нравственного становления. В связи с этим важно планировать жизнедеятельность школьников, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности.
Ребенок проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе. А отношения - категория этическая. Воспитать нравственно ценные отношения - задача педагога.
Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для младшего школьника характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступка.
В педагогической практике это благоприятное время для усвоения нравственных норм часто упускается, а преимущественно словесный характер предъявляемых требований приводит порой к разрыву между моральным созданием и поведением. Этот разрыв обостряется в подростковом возрасте, когда центральным фактором в нравственном формировании личности школьника становится его общение со сверстниками. У подростков проявляется повышенный интерес к отношениям между людьми. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.
Исходя из данных положений, предлагаю включить в систему организации воспитания подростков курс этических занятий.
Цикл этических уроков поможет детям глубже почувствовать прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поступка.
Цель занятий - сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи:
- формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой;
- формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровней способностей, одарённости.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | 5 класс | 6 класс |
Сентябрь | «Вежливость как основа воспитанности» (этические нормы поведения в общении с окружающими). | «Умей быть благодарным» (быть благодарным к окружающим за их доброе отношение – этический закон человека). |
Октябрь | «Какого ты рода-племени? Гражданином быть достойным» (этика поведения человека как представителя своей страны. Поведение школьника – характеристика его воспитанности, лицо семьи, школы). | «Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке» (осмысление этических знаний и норм поведения с позиций формирования характера). |
Ноябрь | «Уважать человека. Точность, аккуратность, обязательность» (точность, аккуратность как обязательный признак воспитанности). | «О матерях можно говорить бесконечно» (заботливость и внимание к матери, бережное отношение к её здоровью). |
Декабрь | «Хозяин и гости» ( особенности требований этикета в домашней обстановке и в гостях в наиболее типичных ситуациях). | «Береги всё живое» (этические нормы отношения человека к природе и всему живому). |
Январь | «В школе ты хозяин и гость» (применение требований этикета и этических правил в повседневной школьной жизни). | «Дружба начинается с улыбки» (этическая сущность дружеских отношений). |
Февраль | «С вилкой и ножом» (нормы поведения за столом). | «Отчего бывает одиноко?» (этические нормы отношений в коллективе). |
Март | «Мы живём среди людей» (основные нормы этики в отношениях с окружающими). | «Дружили мальчик с девочкой…» (проблема этики поведения и отношений между мальчиками и девочками). |
Апрель | «Добротой себя измерь» (основа этики отношений с людьми – принцип уважения и доброго отношения к людям). | «Без друзей меня чуть-чуть…» (нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга). |
Май | «Раздели печаль и радость другого» (сложность и тонкость этических норм отношений с людьми. Об умении быть причастным, уметь видеть и понять состояние другого). | «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» (инсценированный праздник). |
Программа воспитательной работы классного руководителя в 7-8-ых классах.
Гражданско-патриотическое направление
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы:
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи программы:
- -формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- -развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- -создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- -развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, города.
Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
- Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности и ответственности за будущее страны.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
- Развивать ученическое самоуправление.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
- Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине.
Задачи:
- Изучать историю родного края.
- Формировать экологическое поведение.
- Я и семья.
Цель: осознание учащимися своей семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
- Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
- Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Методы и формы работы:
- Тематические классные часы;
- Уроки мужества;
- Коллективные творческие дела;
- Предметные недели;
- Беседы;
- Диспуты;
- Викторины;
- Посещение музеев;
- Акции;
- Игры.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | 7 класс | 8 класс |
Сентябрь | Жизнь и быт переселенцев села Донского (экскурсия в школьный музей). | История города Лесозаводска. Этапы становления. |
Октябрь | Казачьи династии. Династия Лайко. Классный час. | Символика Приморского края, города Лесозаводска. |
Ноябрь | «Пусть песни расскажут, какими мы были…». Музыкальная композиция. | Экологические проблемы города Лесозаводска. Пути их решения (круглый стол). |
Декабрь | Символы России. Викторина. | «Я горжусь своей Родиной!» (конкурсная познавательная программа). |
Январь | «Быть человеком» (диспут) | «Что в имени тебе моём?» (раскрыть значение своего имени, узнать день своих именин). |
Февраль | Встреча с воинами нтернационалис- тами. Экскурсия к памятнику, посвящённому воинам-интернац. | «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» (познакомить учащихся с понятием «семья». Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитывать чувство гордости за своих родителей, свой род). |
Март | «Хлеб – драгоценность, им не сори». (классный час). | «Семейная реликвия» (раскрыть значение слова «реликвия»). Экскурсия в городской краеведческий музей. |
Апрель | «Поклонимся великим тем годам». Экскурсия в музей. | «Военная летопись моей семьи» (формировать у учащихся чувство долга перед Отечеством: -гордость за своих родных и близких; -благодарную память о тех, кто защищал Родину от фашистского порабощения). Конкурс сочинений. |
Май | Ратные страницы истории (конкурс-викторина). | «От истории моей страны к истории моей семьи». Конференция. Подведение итогов. |
Литература:
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин.- Волгоград: «Учитель», 2006.
- Преподавание истории и обществознания в школе.-2001.-№9.
- Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России.// Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№9.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.
- Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.-2003.-№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Человек. Природа. Мировозрение."
Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...
Программа воспитательной работы "Человек культуры" - для классных руководителей
Любой классный руководитель сейчас пользуется своей программой воспитательной работы. В предложенной мною работе есть актуальная на сегодняшний день позиция - изменение смысловых ориентиро...
Программа воспитательной работы «Я - Человек, Гражданин, Личность»
Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность...
Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса
8 класс. 2015-2016 гг. 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....
Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».
Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»
Название программыМедийно - информационно грамотный человек – это ЯНоминация программыПрограмма реализуется в рамках медиаобразования и инфомационно-медийного направления общероссийской обществе...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Медийно-информационно грамотный человек-это Я»
Информационная карта программы1.Название программыМедийно - информационно грамотный человек – это Я2Номинация программыПрограмма реализуется в рамках медиаобразования и инфомационно-медийн...