«Учителя на фронте и в тылу»
методическая разработка
Сценарий мероприятия освященного 80-й годовщине освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_15_sentyabrya_2023.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованного концерта
«Учителя на фронте и в тылу»,
Посвященного 80-й годовщине освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков.
Цели:
1.Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, своего посёлка..
2.Воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки.
3.Воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей на примере жизни учителей – участников ВОВ Дубровского района.
Задачи:
1.воспитание любви к своей Родине;
4.формирование интереса к истории Отечества;
5.углубление знаний о Родине, своем родном крае.
.ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук.
На заднике сцены – георгиевская лента, на сцене стоят 2 парты и стулья.
Ф-ма: __________________________________
Голос диктора: Дорогие земляки, жители, гости нашего поселка! В этом году мы празднуем 80-летие освобождения Дубровского района в Великой Отечественной войне! На борьбу с жестоким, коварным врагом поднялся весь народ! Отважные воины громили врага на фронте! В тылу ковали победу партизанские отряды, женщины, старики и дети. И пусть неумолимое время всё дальше отдаляет от нас трагическую, героическую историю нашей Победы, её славные и горькие страницы…Мы помним! Помним дела Первой Клетнянской партизанской бригады, помним Сещинское интернациональное подполье, боль сожженных деревень помним! Отвагу и честь наших воинов и единство и сплоченность людей! Величие подвига нашего народа не померкнет никогда! Пусть живут вечно в наших сердцах 19 сентября 1943 года и победная весна 45-го года!
Занавес открывается на сцене вокальные коллективы
1 : «Шумел сурово Брянский лес»
Вед 1: Солдат на фронте, закрывал грудью амбразуру, шел в атаку, вперед на врага. Но война это подвиг и тех, кто остался в тылу. Врачи, рабочие фабрики, и конечно же педагоги.
Вед 2: История Дубровского района – это люди, и у каждого свой учитель, педагог, научивший не только читать и писать, а человек научивший-понимать и рассуждать, принимать решения.
Вед 1: В семье Ивана Аркадьевича и Анны Исидоровны Беневских росли 4 дочки Вера, Нина, Соня и Лиза.
Ф-ма: на сцену выбегают 4 девушки.
- Наш дед был генерал-лейтенантом царской
армии, помощником генерал-губернатора Хабаровского края.
2.Отец в своём имении в Дубровке организовал сельскохозяйственную христианскую общину и усыновил 4-х детей-сирот, а позже организовал на базе своей общины детскую трудовую колонию.
3. Мы, сестры много работали: заготавливали сено, занимались огородом, ухаживали за скотом, умели работать серпом.
Лиза: А по вечерам играли в саду, в парке, музицировали, много читали, часто вслух.
- Однако семейная идиллия быстро закончилась – родители умерли, мы переехали в Москву, а потом.
- А потом началась война.
Лиза: В первые же дни войны я ушла на фронт, приближать победу. Воинская часть 9903 особого назначения была засекречена, Уходя на задание, оставив в штабе свои документы я назвала себя Лизой Чарской, учительницей.
- Спустя годы после Победы нам стало известно, что Лиза участвовала в выполнении четырёх боевых заданий
- С четвёртого задания в январе 1942 года Лиза не вернулась. Трагически погибла в бою под деревней Сосновцы в ближнем Подмосковье.
- Долгое время она считалась пропавшей без вести. После войны мы искали ее могилу. И благодаря поисковому отряду «Поиск» нашли.
- Приказом по войскам Западного фронта от 17 февраля 1942 года Лиза была награждена орденом Красной Звезды.
Хотя в живых я тебя и не встречу,
И горечь утраты горька,
На подвиг твой ратный
Трудом я отвечу,
Моя партизанка-сестра.
Учась в институте,
Комсоргом была ты
В студенческой дружной семье.
Тебя уважали ребята,
Девчонки подругой считали своей.
Закончить учебу ты не успела.
Фашистских стервятников рать
Внезапно ворвалась в наши пределы
Жечь, грабить и убивать.
Ты храбро сражалась, погибла героем
В суровом, неравном бою,
Но мы отомстим врагу вдвое и втрое
За жизнь молодую твою.
- «Я сегодня до зари встану» - Луговой С.
Чтец 1: Я помню сожженные села
И после победного дня
Пустую Холодную школу,
Где четверо кроме меня,
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград...
Я помню Поношенный китель
И пятна — следы от наград.
Чтец 2: Он жил одиноко при школе
И в класс приходил налегке.
И медленно Левой рукою
Слова Выводил На доске.
Мелок под рукою крошился.
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами Учился
Умению ровно писать.
Ему мы во всем подражали —
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Чтец 3: Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали, Про взятье Берлина
И про оборону Москвы.
Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли.
— Любите, ребята, Отчизну,
Ее мы в бою сберегли...
- «Фронтовик - учитель» - вокальная группа «Мечта»
Вед 1: Учебные заведения, продолжали работать, даже несмотря на то, что фашисты приравнивали их к военным объектам, жгли, взрывали их так же, как музеи, театры, библиотеки – все что создавало и хранило национальную культуру.
Вед 2: Согласно архивным данным, немецко-фашистские захватчики разрушили 82 тыс. начальных и средних школ. За окном грохотали танки, звенели пули, а они продолжали воспитывать своих учеников.
Вед 1: Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как надо воевать.
Вед 2: Незримо встают в памяти руководители Дубровского подполья: Алексей Сергутин - погиб в неравном бою, Никифор Макарьев, Иван Перхунов - замучены в застенках гестапо.
Вед 1:«Партизанская бригада зародилась в Дубровке. К сентябрю 1943 года насчитывала в своих рядах уже более 3 тысяч бойцов, командиров и комиссаров».
Вед 2: Многие учителя Дубровского района — вступили в Дубровскую подпольную организацию. Бесстрашные подпольщики и партизаны. Они приходили в отряд, затем в бригаду вместе со своими учениками.
Ф-ма: _____________________________________
Выходят школьники с портретами учителей.
- Сергутин Алексей Павлович - Учитель черчения и труда. Организатор и руководитель Дубровского подполья. Подпольщики его очень уважали. Секрет его обаяния был в искренней, неподдельной любви к Родине, к людям. Друзья называли его Сократом за светлый ум и необыкновенную волю. Осенью 1942 года СД узнало о существовании Дубровского подполья. А.П. Сергутин был предупреждён о готовящемся аресте и переправлен в лес, к партизанам. Там он стал отважным разведчиком. 9 августа 1943 года Алексей Павлович Сергутин погиб при выполнении боевого задания.
- Макарьев Никифор Петрович
Учитель истории Член Дубровской подпольной организации, его квартира стала явочной. Здесь проходили встречи подпольщиков, сюда передавали взрывчатку, газеты, листовки. 1 апреля 1943 года был арестован.8 июня 1943 года Никифор Петрович Макарьев был расстрелян. Он любил жизнь и умер ради её торжества на земле. Он любил людей и умер ради их счастья.
- Перхунов Иван Иванович - Учитель географии Член Дубровской подпольной организации входил в руководящую пятерку подполья.
К 1 апреля 1943 года был арестован. Два месяца его и других подпольщиков страшно пытали, выбивая информацию об оставшихся на воле патриотах. Будили через каждые полчаса и учиняли допросы. Ответом было молчание. 14 июля 1943 года Перхунова расстреляли.
- АНТОНИКОВ ЕГОР ГРИГОРЬЕВИЧ - Учитель математики, Воевал в составе 2-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов в составе 2-го артиллерийского корпуса Награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией»
- АФАНАСЕНКОВ ПАВЕЛ ПРОКОФЬЕВИЧ - Учитель истории. На фронте с 22 июня 1941 года Воевал в составе Карельского, Южного, 4-го Украинского, 1-го Прибалтийского фронтов Принимал участие в освобождении Украины, Крыма, Белоруссии, Восточной Пруссии, Прибалтики Дважды ранен, инвалид войны Награждён двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Красной Звезды В 1959-1960 учебном году был завучем Дубровской средней школы.
- ВАСИЛЬКОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Учитель физкультуры и НВП. На фронте с января 1944 года Принимал участие в освобождении Смоленщины, Белоруссии, Прибалтики, Восточной Пруссии Трижды ранен, инвалид войны. Награждён орденами Отечественной войны первой степени , Красной Звезды.
- ГОЛИКОВ ИВАН ИВАНОВИЧ Учитель истории Директор школы в 1951-1955 гг. Воевал на Сталинградском и Брянском фронтах Дважды ранен, Инвалид войны. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией»
- ЕРЁМИНА АЛЕКСАНДРА НИКИТИЧНА Учитель географии Заместитель директора школы по воспитательной работе в 1967-1980 гг. Заслуженный учитель РСФСР Почётный гражданин посёлка Дубровка
Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Рогнединской партизанской бригады Член Дубровского комсомольско молодежного подполья.
- ЕФРЕМОВ АНАТОЛИЙ СЕМЁНОВИЧ - Учитель географии . Майор Воевал на Краснознамённом Северном флоте.
- ЖЕРЕБИЦКАЯ ВЕРА ПЕТРОВНА Учитель русского языка и литературы Участвовала в обороне Кавказа, в Берлинской операции Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией»
- ЖУКОВА АЛЕКСАНДРА ТЕРЕНТЬЕВНА Учитель истории, Руководитель клуба «Ветеран» школы Партизанка Конотопского партизанского отряда соединения Ковпака в Украине Тяжело ранена в бою у д. Зеленый Гай 26 августа 1942 г. Инвалид войны. Награждена орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
- ЗЯТЕВ ИОСИФ ДЕМИДОВИЧ Учитель физики Завуч школы в 1943-1944 гг.; директор школы в 1946-1952 гг. С 9 августа 1941 по июнь 1942 гг. был агентурным разведчиком Первой Клетнянской партизанской бригады. С июня 1942 по 21 сентября 1943 гг. был разведчиком в составе Первой Клетнянской бригады. Награждён медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» первой и второй степеней, «За Победу над Германией».
- КОНИНА ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВНА Учитель начальных классов Отличник народного просвещения Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Член Дубровского комсомольско молодежного подполья
- КУЛДЫКИНА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА Учитель начальных классов Агентурная разведчица Дубровского партизанского отряда Организатор Дубровского комсомольско-молодежного подполья Награждена медалью «За боевые заслуги»
- ЛАРИН СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ
Директор школы в 1938-1941 гг. На фронте с 5 ноября 1941 года. Лейтенант административной службы. Начальник канцелярии штаба 3-й армии 2-го Белорусского фронта. Демобилизован 15 августа 1945 года. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» , «За Победу над Германией» .
- МАКАРЬЕВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА Учитель истории Агентурная разведчица Первой Клетнянской партизанской бригады Член Дубровской подпольной организации Награждена медалью «За боевые заслуги»
- ПОЗДНЯКОВА АННА ИВАНОВНА Учитель немецкого языка Партизанка Пятой Клетнянской партизанской бригады
- РОДИКОВ ВАСИЛИЙ ЕФИМОВИЧ Учитель химии Завуч школы в 70-е гг
На фронте с 1943 года. Воевал в составе Первого Прибалтийского, Ленинградского, Второго Белорусского фронтов Участвовал в снятии блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Польши Награждён орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией»,
- РОМАНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА
Учитель начальных классов. Партизанка Первой Клетнянской партизанской бригады
- ТОЛКАЧЁВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ Учитель русского языка и литературы. Директор школы в 1943-1944 гг. Заслуженный учитель РСФСР Заместитель комиссара Первой Клетнянской партизанской бригады по комсомолу
- ТЮЛЯГИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ Учитель физики. Гвардии капитан В Красной Армии с сентября 1941 года. Воевал в составе Северо-Западного, Ленинградского, Первого Украинского фронтов Четырежды ранен Инвалид войны Кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды .
- Денисов Артём Арсентьевич - В 1935-1939 гг. работал учителем истории Дубровской средней школы. В 1939 году был назначен директором Сещинской средней школы. В июне 1941 года был призван на фронт Дубровским Районным Военным Комиссариатом Орловской области. Пропал без вести в декабре 1944 года.
Это они, наши учителя, с ранних лет прививали нам любовь к Отчизне, ненависть к её врагам, готовность сразиться, и, если понадобится, не пожалеть и жизни за родную землю.
- «Журавлиная песня» - вокальная песня «Соцветие»
Слово «Родина» с маленькой буквы
Не умею писать, не могу.
То же самое слово как будто,
Только в чём-то уступка врагу.
Память давнее сохранила.
Первый класс, военные дни.
Ярко-ярко алеют чернила:
Из сигнальной ракеты огни.
И учитель склонился над нами.
Слово «Родина» пишет наш класс.
Буква Р, развеваясь как знамя,
Полыхает в тетрадях у нас.
Годы минули – и ветераны
Рядом с нами в едином строю
Слово «Память» с маленькой буквы
Не умею писать, не могу.
- «Ветеранам минувшей войны» - Крючкова Е.
Имен сегодня всех не перечесть.
Вы — гордость нашего района,
Спасибо вам, что были вы и есть,
Учителя далеких лет невзгоды!
Когда настал
войны жестокий час,
И вышли смело
На борьбу с врагами,
За жизнь детей боролись вы,
за нас,
За все спасибо вам и слава!.
Теплом сердец своих
делились вы
В холодных классах,
закаляя волю.
Носили в ведрах воду из реки
И падали от голода зимою.
Вас не сломил
ни бомб фугасных вой,
Ни яд листовок,
сброшенных фашистом.
Вы верили,
вы знали —
грянет бой!
Что будет и над нами
небо чистым!..
- «Я хочу чтобы не было больше войны» - Гаврёва Алина
Вед 1: 17 сентября 1943 года – особая дата в истории нашей страны. Именно в этот день благодаря мужеству, стойкости, отваге солдат и офицеров Красной армии, партизан и подпольщиков Брянщины тяжелейшие 708 дней оккупации завершились сокрушительной победой над противником.
Вед 2: Сегодня мы вспоминаем героические события Великой Отечественной войны, подвиг воинов, жителей области, вставших на защиту Родины, и тех, кто после войны восстанавливал родной край из руин и пепла.
Вед 1: Светлая, вечная память павшим на поле боя, низкий поклон ныне живущим фронтовикам за их бессмертный подвиг! Будем достойны их памяти! Наш священный долг перед ними – хранить самое ценное – мир на нашей российской земле, приумножать ее богатства и славу.
Вед 2: Желаем всем счастья, здоровья, радости, оптимизма! Пусть в ваших домах всегда царят любовь, мир и достаток!
- «Наш край» - вокальная группа «Соцветие»
Вед 1: Согласно архивным данным, немецко-фашистские захватчики разрушили 82 тыс. начальных и средних школ. 1520 специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведений, и других научных учреждений. За окном грохотали танки, звенели пули, а они продолжали воспитывать своих учеников,
Ведущий: Настоящий учитель сохраняет верность профессии в любых обстоятельствах, даже когда он работает в тайне, под боком у врага.
Учитель равен солдату-герою
На третьем фронте,
Вставая горою-
На фронте учебы, на фронте книг
Учитель равен солдату-герою,
Тот же буденовец и фронтовик.
Школа была старя маленькая, не приспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что
не только разбежаться было не возможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями. Огромный медный звонок, прозвенел и оповестил о начале урока.
Сценка
Звонок на урок
Входит учитель, ученики
Анна Николаевна: Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? Потому что идет война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали… Вы знаете, почему вы пишете на старых газетах, а не на тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради, –
разрушены… Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!
Ученики: Знаем!
Анна Николаевна: Мало знать! Надо понимать…. Давайте сходим кое-куда после уроков.
Ваня: Берег круто срывался вниз. Под горой в железнодорожном тупике, подле самой воды, стоял поезд с белой от снега крышей и красными крестами по бокам. Там шла суетня. Подходили грузовые
газогенераторки, орали на лошадей возчики, женщины в белых косынках поверх платков таскали носилки. На
носилках, укрытые серыми одеялами, лежали люди. Раненые! Все, что делалось под горой, казалось мне
развороченным муравейником – маленькие черные фигурки беспорядочно торопились на белом снегу, – но не
эшелон поразил меня. Рядом с нами на крутом берегу стояли женщины. Они стояли по двое, редко по трое, а
больше всего поодиночке – большие и маленькие, старые и молодые, но все на одно лицо, – кутали в рукава
ладони и молча, скорбно глядели вниз, на эшелон.
Маша: Я подошла к краю обрыва и обернулся, чтобы увидеть их лица. Некоторые женщины беззвучно
плакали. А другие – нет, не плакали, и лица их были угрюмы. Одна женщина поразила меня особенно. Она
стояла одна; она была еще совсем молодая, но платок, низко надвинутый на лоб, делал ее старухой. Я
посмотрела на эту женщину, и мне сделалось страшно. Ее глаза были прозрачны, как бы пусты, и мне
неожиданно показалось, что эта женщина сейчас сделает шаг вперед. Сделает шаг вперед и бросится вниз с
обрыва. Я подбежала к ней, чтобы остановить, но она даже не заметила моего приближения. Она стояла, по-прежнему глядя вниз остекленевшими глазами, и мне показалось, что женщина слепая. Я хотела им помочь,
но Анна Николаевна сказала, что ей уже не помочь. И в раз, в минуту мне стало понятно, почему они тут стоят, эти женщины. Почему они стоят здесь, а не идут вниз, к эшелону…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"
Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея....
"Учителя на фронте и в тылу"
Исследовательская работа по краеведению написана ученицей Шебалиной Ириной . Раскрывается вклад тогульского учительства в разгром фашизма. Работа полностью основана на местном краеведческо...
Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…»
Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов&helli...
«По тылам фронтов»: прошла межрегиональная топографическая игра
С начала учебного года по инициативе Минобрнауки России на портале Центра современных образовательных технологий centersot.ru/igra прошли межрегиональные топографические игры «По...
История. Единство фронта и тыла
Человек и война: единство фронта и тыла. Эвакуация, техническое оснащение армии, жизнь в тылу, вклад в победу творческой интеллигенции...
Человек и война: единство фронта и тыла
Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...
Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...