Человек и война: единство фронта и тыла
классный час по истории (10 класс)

Денисов Андрей Владимирович

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;

2) Развивающая: учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов;

3) Воспитательная: воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_2_konspekt_uroka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Конспект урока.

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;

2) Развивающая: учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов;

3) Воспитательная: воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.

Оборудование:

                                                                              Оформление доски.

           Термины:

 «Тыл» -

 «Партизанское движение» -

 

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла

Цель урока: познакомиться с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа.

План урока:

  1. Повседневность военного времени
  2. Человек на войне.
  3. Культурное пространство войны
  4. Партизанское движение на Орловщине в годы войны

                Даты:

Октябрь 1941 г. –

Июль 1941 г. -

                                             

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

( 1 мин.)

 Проверка готовности к уроку.

Дежурный сообщает количество присутствующих

2. Проверка домашнего задания.( 10 мин.)

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя

3. Изучение нового материала (15 мин.)

 

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все,

от него зависящее, чтобы приблизить

час победы над фашизмом»

(Г.К.Жуков)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Правильно! Запишите тему сегодняшнего урока.

Героизм на фронте и в тылу, массовый героизм советского народа стали одной из главных предпосылок победы над фашизмом. Война стала не только суровым испытанием, но и временем нравственного выбора для каждого человека. Особенно для тех, кто оказался в плену и за театром военных действий.

На прошлых уроках мы говорили с вами о вероломном нападении Германии на Советский Союз, о начальном периоде ВОВ, о проведении эвакуации заводов, научных учреждений и населения на восток страны.

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

1.        Повседневность военного времени

Откройте учебник на странице 35. Сейчас вы поделитесь на две группы. Каждая группа будет работать над вопросом: медицина, создание резерва армии, карточки на питание. Необходимо заполнить таблицы.

После этого один человек из группы будет представлять работу.

Итак, давайте проверим вместе, законспектируем материал.

2.        Человек на войне.

Второй пункт нашего плана – человек на войне. Только представьте, сколько подвигов сделали наши люди. Давайте рассмотрим некоторых из них.

В учебнике на странице 37-38 представлены эти герои, давайте найдем о них информацию.

Первый-Николай Гастелло.

Второй – Виктор Талалихин

Третий – Александр Матросов

3.        Культурное пространство войны

Следующий пункт нашего плана – культурное пространство войны. Откройте страницу 42 учебника.

Когда мы говорим о ВОВ перед нами встают великие битвы и сражения, тайные тропы партизанских отрядов и пущенные под откос вражеские поезда, медсестры и врачи, поднимавшие на ноги раненых солдат.

Но мы не должны забывать о том, чем жили люди все эти 4 года, каким был их внутренний мир, какие чувства наполняли их душу. Не только фронт, но и тыл ковал победу в суровой войне 1941-1942 годов. Поэтому, давайте начнем с развития культуры и искусства в годы войны.

Одним из важных элементов художественной культуры в эти годы были песни, которые навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей.

Давайте разберем, что же было сделано за эти годы?

Прослушайте песню и скажите, как она называется? (Священная война)

А теперь давайте посмотрим на плакат, как он называется? («Родина мать зовет»).

Многие писатели стали военными корреспондентами, такие как: К.М. Симонов и В.С. Гроссман.

Что они сделали? В парах найдите информацию о достижениях и заслугах этих людей.

Особый зрительский успех имели фронтовые  песни артистов эстрады.

Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Давайте подведем итоги.

О подвигах советского человека в войне.

«Человек и война: единство фронта и тыла»

Записывают тему в тетради.

Учащиеся разбирают план занятия. Делятся на группы и выполняют задания по группам

1 группа – Медицина в годы ВОВ

Год

Годы войны

1942г.

Военные годы

Что было сделано

(важные имена)

А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкий и многие советские хирурги вернули в строй 72% раненых и 91% больных воинов.

Микробиолог З.В. Ермольева получила из отечественного сырья первые образцы пенициллина

5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн. 700 тыс. л. крови

Место

Госпитали, больницы

2 группа – создание резерва армии

Год

Октябрь 1941 г.

Осень 1943

Что было сделано

(важные имена)

Обязательное военное обучение для людей от 16-50 лет. (создание резерва армии)

Создание суворовский и нахамовских училищ для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии

Место

СССР

СССР

3 группа – карточки на питание

Год

Июль 1941 г.

1942 г.

Что было сделано

(важные имена)

Были введены карточки на основные продукты питания.

На государственном снабжении хлебом находились 62 млн. человека

Место

Москва и Санкт -Петербург

СССР

Ученики представляют возле доски свою информацию. Остальные участники групп  конспектируют.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, пытаются вспомнить название песни и плаката

Подводят итоги.

4.Физкультминута(1 мин)

Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз)

Под руководством учителя школьники выполняют упражнения.

5. Закрепление (7 мин.).

Вопросы для закрепления изученного материала.

- Сопоставьте фотографию и имя героя ВОВ

- С какого и по какой возраст предполагалось обязательное военное обучение граждан

-  В каком году были введены карточки на продукты питания с Москве и Спнкт-Петербурге:

Участвуют в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают свою точку зрения, совместное обсуждение полученных результатов

6.Домашнее задание (1 мин.)

§ 23 учебника

Записывают домашнее задание.

7. Рефлексия(3 мин.)

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке. Есть ли вопросы по прослушанному материалу?

Анализируют деятельность по достижению цели, ведут диалог с учителем.

8.Подведение итогов          (2 мин.)

Выставление оценок.

Получение оценок и заполнение дневников.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

«Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой».

9 мая в России отмечается всенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Ге...

История. Единство фронта и тыла

Человек и война: единство фронта и тыла. Эвакуация, техническое оснащение армии, жизнь в тылу, вклад в победу творческой интеллигенции...

Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единств...