Классный час - тренинг "Познай себя".
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
в 8А классе
на тему
«Познай самого себя»
Подготовила
учитель
МОУСОШ№3
Коваль
Надежда
Владимировна
Общение это важная часть нашей жизни, нам необходимо правильно общаться,
для этого необходимо разбираться в людях, а для того чтобы разбираться в людях надо, прежде всего, научиться разбираться в себе. Тема нашего классного часа «Кто я такой?».
Ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по-разному. Это связано с тем, что нервные процессы, происходящие в нашем организме, различаются по силе подвижности и уравновешенности, т.е. люди различаются темпераментом. Темперамент складывается из общей активности человека, ее двигательных проявлений и из его эмоциональности.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избегания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Первую классификацию темпераментов человека дал 2500 лет назад знаменитый врач Гиппократ. В настоящее время пользуются классификацией предложенной И.П.Павловым.
Сегодня мы с вами рассмотрим виды темперамента, но прежде чем перейти к основной части давайте проведем тестирование, которое поможет вам определить ваш темперамент.
1 Как вы можете себя охарактеризовать?
А весёлый
Б вспыльчивый
В задумчивый, весь в себе
Г грустный
2 Если вас ругают как вы реагируете?
А смеюсь, зачем расстраиваться
Б грублю в ответ, почему это меня ругают
В мне все равно
Г когда меня ругают я так расстраиваюсь, что аж, плачу
3 Как вы предпочитаете провести время
А в веселой компании
Б как угодно только не с людьми т. к. они меня часто раздражают
В за чтением книг
Г побеседовать с близким мне человеком
4 Когда идет урок вы:
А ищите способ повеселиться с одноклассником
Б хочется махнуть рукой, встать и гори все синим пламенем
В думаете о своем, мне все равно, что творится в классе
Г думаю о том, что опять получу оценку ниже которой хотелось бы, и так обидно, что хочется плакать
5 В дождливую погоду вас забрызгала проезжающая мимо машина:
А буду долго смеяться
Б буду кричать вслед
В не обращу даже внимания
Г обидно до слез
6 Если бы жизнь была без сложностей, то
А она была бы скучной
Б меня не пугают трудности
В мне абсолютно все равно, жизнь есть жизнь
Г я опасаюсь сложностей, лучше б их не было
7 Кем бы вы предпочли работать?
А страховым или рекламным агентом
Б геологом
В оператором ЭВМ
Г библиотекарем
8 Если над вами неудачно, зло пошутили:
А рассмеюсь
Б разозлюсь и отвечу тем же
В я не обращу внимания на таких глупцов
Г мне будет больно и обидно
9 На перемене вас толкнули и вы больно ударились:
А на перемене такая толкучка с кем не бывает, весело побегу на урок
Б в обратную толкну, так что обидчику будет не менее больно
Г расплачусь
10 В каком настроении вы прибываете чаще всего?
А в веселом
Б чаще озлоблен
В у меня не бывает ярко выраженного настроения
Г чаще грущу
Подсчитайте, каких букв у вас больше при ответе:
А сангвиник
Б холерик
В флегматик
Г меланхолик
Теперь немного о том что из себя представляет каждый из темпераментов.
Известный художник-карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. В результате: холерик пришел в ярость, сангвиник рассмеялся, меланхолик страшно огорчился, а флегматик невозмутимо надел шляпу на голову.
Сангвиник
Решительный, оптимистичный, уверенный в своих силах человек.
Речь сангвиника быстрая. громкая. с живыми интонациями и богатой мимикой.
сопровождаемая выразительными движениями. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку.
Сангвиник обычно весел и жизнерадостен, любит шутку, остроумие. но. в отличие от
холерика. умеет сдерживать свои чувства и эмоции. Невозмутим. его трудно вывести из себя. В критических ситуациях особенно собран и целеустремлен.
Он почти всегда инициатор в общении. быстро находит контакт с людьми. Поэтому у него широкий круг знакомств. Но он не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности.
Непостоянен сангвиник и в своих вкусах и интересах. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Это человек очень энергичный и
работоспособный. может долго работать, не утомляясь. Но если работа кажется
неинтересной. однообразной, то сангвинику сразу же становится скучно, Он легко и быстро переключается с одной работы на другую. Без усилий переучивается, овладевая новыми навыками. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Хороший организатор. Он больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает и способности стратега.
Холерик
Вспыльчивый, неуравновешенный человек.
Внешне поведение холерика отличается высокой активностью. Движения стремительные. порывистые, порой лихорадочные. Речь быстрая, громкая. Однако, в силу свойственного холерику непостоянства, может быть молчаливым, впадать в апатию.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, ярко выраженными эмоциональными переживаниями, которые могут проявляться в несдержанности, раздражительности, низком самоконтроле, агрессивности. Практически не воспринимает юмора, особенно шуток в свой адрес. Общителен, имеет много друзей, однако резкие перемены настроения создают сложности в общении.
Холерики - часто выступают в роли ‘бунтарей”. Необходимость сдерживать свои чувства и свою чрезмерную активность их угнетает. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие приводят их к бунту. Лучший способ разрядки для холерика - это его работа, в которой он сможет найти выход для своей энергии.
Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции, настойчив, инициативен. Однако его идеи, интересные, оригинальные, часто не додуманы до конца. В отличие от уверенного в себе сангвиника, бывает самоуверен. Схватывает новую информацию на лету, быстро запоминает. Всегда идет навстречу трудностям, в критические моменты может работать долго и неудержимо. Нетерпелив, если увлечется, его трудно остановить. Стараясь как можно быстрее получить результат, начинает опережать события, торопиться. Читая книгу, спешит заглянуть в конец, чтобы узнать, чем все закончится.
Флегматик
Человек спокойный, медлительный, склонный к порядку, к привычной обстановке.
Движения медленные. невыразительные. мимика бедная. интонации однообразные. Речь спокойная, без эмоций, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Круг общения флегматика менее широк, чем у сангвиника, и достаточно постоянен. Он трудно, медленно сходится с новыми людьми и нескоро
начинает общаться с ними - задавать вопросы, вступать в беседу. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Флегматик терпелив, выдержан, уравновешен. его трудно обидеть или вывести из себя, и даже при серьезных неприятностях он остается внешне спокойным.
В работе флегматик может проявлять основательность, продуманность, упорство, но
недостаточно активен. Навыки формируются медленно, но зато прочно. С трудом
переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке.
Флегматик не любит пустословия, его уверенность основана на знаниях и расчете. Он хороший стратег. Прежде чем действовать, тщательно взвесит все “за” и “против”. Принимая решение. долго колеблется, но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.
Меланхолик
Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью,
неуверенностью.
Голос тихий, речь замедленная, мимика движения бедны и невыразительны. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может вызвать у него слезы. Склонен к опасениям по поводу и без повода. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Его пугает новая обстановка, он теряется, смущается, боится новых контактов с незнакомыми людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Он успешно приспосабливается лишь к узкому кругу особенно близких людей. Для меланхолика характерны нерешительность, сложность выбора. При столкновении с жизненными трудностями часто опускает руки, и в такие минуты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих .
Для меланхолика характерно, неустойчивое, легкоотвлекаемое внимание, замедленный темп всех психических процессов.
Меланхолик неэнергичен, ненастойчив и малоработоспособен. Он быстро утомляется, особенно при значительном напряжении. Если он занимается делом, противоречащим его характеру (например, самостоятельной управленческой работой), он может, конечно, успешно с ним справиться, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком велика - нервное перенапряжение, стресс. Если же для меланхолика созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают, меланхолик - отличный работник.
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Но не бывает людей с плохим темпераментом, каждый темперамент имеет положительные и отрицательные качества.
При отрицательном влиянии достоинства сангвиника могут обернуться своей
противоположностью: подвижность перерасти в поспешность, в поверхностное.
легкомысленное отношение к делам; оптимизм и жизнерадостность - в безудержную тягу к развлечениям стремление к лидерству - в зазнайство. в потребность подчинять себе более слабых людей.
Положительные качества сангвиника:
подвижность
оптимизм
целеустремленность
трудоспособность и т.д.
Отрицательные качества:
легкомысленность
поспешность
поверхностность
склонность к зазнайству. (крепятся к доске)
Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть
ценными качествами. Но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться. при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Положительные качества холерика:
энергичность
увлеченность
целеустремленность и т.д.
Отрицательные качества:
горячность
невыдержанность
нетерпеливость
Диапазон характера флегматика довольно широк. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и ленивый, равнодушный, безвольный человек, и выдержанный.
целеустремленный.
Положительные качества флегматика:
спокойствие
устойчивость
постоянство
терпеливость
надежность и т.д.
Отрицательные качества:
медлительность
невыразительность.
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Положительные качества меланхолика:
точность
исполнительность
высокая чувствительность
мягкость
способность к сотрудничеству и т.д.
Отрицательные качества:
низкая работоспособность
мнительность
ранимость.
Среди знаменитых людей можно выделить наиболее ярко выраженных сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов. (Называются представители, портреты крепятся к доске.)
А кого вы можете назвать из знаменитостей?
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента в учебных занятиях и в трудовой деятельности.
Установлено, что конечного результата достигают люди различных темпераментов, все зависит от уровня мотивации и способностей. Но исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ самой деятельности, т.е. как они этого достигнут.
Каждому человеку, учитывая особенности своего темперамента необходимо выбирать профессию. Вот сейчас мы с вами попробуем подобрать профессию для людей с различными видами темперамента.
Я даю характеристику, а вы предлагаете профессии.
Можно предположить. что человеку с сангвиническим типом будет сопутствовать успех в сфере организации и управления. в профессиях. связанных с разнообразием условий,
впечатлений. требующих широкого диапазона способностей, умения быстро переключаться:
педагог
тренер
врач скорой помощи
инженер
программист
коммерсант
страховой и рекламный агент
психолог
медсестра
приёмщик
закройщик
токарь
электрик
водитель и т.п.
Преобладание холерического темперамента может привести к хорошим результатам в работе, требующей смелости, энергичности:
летчик
геолог
менеджер
хирург
тренер
художник
артист
медсестра
повар
электросварщик
слесарь
электрик
строитель и т.п.
Для человека с флегматическим типом темперамента подходит самостоятельная, не
зависящая от общения работа, требующая методичности, пунктуальности, настойчивости. хладнокровия, длительной работоспособности. Особенно легко они осуществляют
медленные плавные движения:
конструктор
экономист
бухгалтер
расчетчик
врач
зубной техник
архивариус
оператор ЭВМ
швея
повар и т.п.
Для человека с меланхолическим типом темперамента больше подходит работа, требующая точности, высокой чувствительности, кропотливая. с большой надеждой на успех, не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными, комфортная по психологическим и физиологическим критериям:
переводчик-синхронист
адвокат
художник
музыкант
литератор
актер
биолог
ветеринар
цветовод
библиотекарь
секретарь-машинистка
оператор ЭВМ.
Вот сегодня мы с вами и познакомились с видами темпераментов, надеюсь это вам поможет разобраться не только в себе, но и в других людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Воспитай себя!
классный час...
Классный час "Познай себя"
Классный час используется в старших классах как помощь в познании себя, самооценке, саморегулировании....
Классный час "Воспитай себя"
Классный час с целью воспитания нравственных качеств учащихся через познание себя....
Классный час « Воспитай себя»
Классный час « Воспитай себя»...
Классный час "Найти себя"
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...
Классный час "Найти себя"
Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"
Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...