Внеурочное занятие: "Что мы музыкой зовем?"
методическая разработка
Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_muzykoy_zovem.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Что мы музыкой зовем?
Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры.
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов
по теме: «ЧТО МЫ МУЗЫКОЙ ЗОВЕМ?»
Цель занятия: расширение представлений обучающихся об искусстве, в частности, о музыке; формирование умений работать с информацией, аргументированно отвечать на вопросы; развитие эмоционального интеллекта.
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть
Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о важном и побеседуем об одном из видов искусства (слушаем аудиофрагмент: Г. Свиридов, вальс из сюиты «Метель», портал культура.рф). Как вы уже поняли, мы погрузимся в мир музыки, поразмышляем, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Вспомним, какие синтетические виды искусства существуют, и какова в них роль музыки.
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Если мы спросим у разных людей, что для них значит музыка, то получим совершенно разные ответы. Давайте попробуем выяснить это в нашем классе: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «музыка»?
Беседа.
- Когда вы слушаете музыку?
- Какую роль она играет в вашей жизни?
- Какой стиль в музыке вы предпочитаете?
- Знаете ли вы авторов (композиторов) вашей любимой музыки? Есть ли среди них русские композиторы?
Учитель. Когда вы рассказывали о своих предпочтениях в музыке, то (никто/ только несколько человек/ немногие из вас) назвали классическую музыку. Как вы думаете, почему не только дети, но и многие взрослые не слушают классическую музыку? (небольшое обсуждение)
Классическая музыка - часто музыка инструментальная. Если слова помогают понять смысл, то классика требует размышлений и времени, чтобы уловить содержание.
Раз уж мы заговорили о классической музыке, не могу не рассказать вам об истории одного произведения.
Шла Великая Отечественная война. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.
Весной 1942 эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию.
Для исполнения симфонии в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Так начал возрождаться оркестр. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Преодолев все трудности, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В это время заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая 5 бомба. Очевидцы рассказывали, что симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города.
Известнейшие дирижеры США и Англии обратились с просьбой выслать им нотную партитуру Седьмой симфонии Шостаковича.
Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав его симфонию, поняли, что проиграли войну.
Учитель. Как вы думаете, о чем мог думать, что мог испытывать человек, создавший такое произведение?
Создавая эту симфонию, композитор думал о героизме и величии своего народа, о лучших качествах человека, о грядущей победе.
Учитель. Мы прикоснулись к творчеству Дмитрия Шостаковича. Какие русские композиторы еще известны во всем мире?
(Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке, Родион Константинович Щедрин и многие другие)
Кроме классической музыки, есть направление музыки «Народная музыка». Народная бурятская музыка отражает красоту и бесконечность бескрайних бурятских степей, отображает неспешный уклад кочевой жизни народа, издавна проживающего на берегах священного озера Байкал. Бурятские народные песни протяжны и мелодичны. Народная музыка бурят создавалась в особом музыкальном ладу – ПЕНТАТОНИКЕ, состоящем из пяти музыкальных звуков. Поэтому вы сразу узнаете её после прослушивания первых же тактов. Как будто из глубины веков доносит она до нас аромат дымящегося у юрты во время вечерней дойки аргала, стремительность лошадиных скачек Сурхарбана и весёлую песнь влюблённого табунщика.
С древних времен пение и музицирование составляли важную часть народного быта бурят. Многие древние виды бурятской музыки связаны с охотничьей и скотоводческой практикой (игра на дудках-манках, заклинание овцематки), с обрядами поклонения тэнгри (небесным божествам) и духам предков, обрядами шаманизма. В традиционной музыке бурят преобладает сольное музицирование, часто с инструментальным сопровождением, распространены также и хоровые танцевальные композиции. Распространена традиция индивидуального песнетворчества по различным поводам (приветственные, величальные песни). Бурятские народные песни имеют куплетную форму. Бурятской музыкальной культуре свойственны локальные различия соответственно географическим и этническим зонам. Для восточнобурятских песен характерны широкий диапазон, широкие интервальные ходы, полный пятиступенный звукоряд; в западнобурятских песнях преобладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.
Музыкальные жанры бурятского фольклора группируются в циклы: культовые, семейно-бытовые и календарно-производственные песни, которые являются обрядовыми, и произведения эпические, исторические и лирические, относящиеся к необрядовой народной поэзии. К культовым песням относятся следующие жанры: шаманские песнопения, песни ай дон и песни сэгээн зугаа, генетически восходящие к обрядам поклонения стихийным явлениям природы, тенгри, хозяевам местностей, духам предков. Отличительными чертами данного вида являются ритуальное брызганье специальными напитками (кумысом или молочной водкой) во время исполнения указанных песен и импровизационный характер.
Семейно-бытовые песни включают в себя жанры, которые сопровождают обряды, сопутствующие жизни семьи - от рождения человека до его кончины: рождение ребенка (милаангууд), обряд захоронения последа (тоонто тахиха), обряд укладывания в люльку (ообэйдэ оруулха), свадебный обряд (турэ хурим), похоронный обряд, на котором исполняли песни, называемые шаналахын дуун (скорбные, печальные песни).
К календарно-производственным песням относятся древнейшие виды обрядовых песен, которые связаны с охотничьим, скотоводческим, а позднее земледельческим бытом бурят. Песни сопровождали исполнение обрядов, которые способствовали, удачной охоте, размножению домашнего скота и плодородию. Охотничьи песни (ангуушадай дуун) первоначально были связаны с магией и заклинаниями. Перед началом охотничьего сезона совершался обряд поклонения покровителю охоты - владыке лесов Высокому Белому нойону ("Ойн эзэн Ута Сагаан-нойон"). В охотничьем коллективе всегда были улигершин и певец.
Особый самобытный жанр устного народного творчества, связанный cо скотоводческой деятельностью, составляет тээгэ-род песенного заклинания овцематки. Само слово тээгэ не имеет определенного смыслового значения. Исполняется заклинание исключительно женщинами лишь в тех случаях, когда овца не принимает своего новорожденного ягненка. У тээгэ устойчивый стихотворный текст есть только для начала, а дальше он импровизируется исполнительницами. Нежная и напевная мелодия тээгэ вполне устойчива и с незначительными изменениями исполняется повсеместно.
Летней порой проводился календарный обрядовый праздник - Сурхарбан, устраиваемый после весенне-полевых работ, перед началом сенокоса. Национальный праздник включал три основных вида состязаний - борьбу, скачки и стрельбу из лука. На них исполнялись песни-прославления коня-победителя, лучших борцов и метких стрелков (соло дуу-далга). Хвалебные гимны имели свою специфику в каждом аймаке.
Жанры исторических песен (туухын дуун) составили песни разных эпох об исторических деятелях и событиях. На формирование исторических песен огромное воздействие оказали жанры исторической прозы - предания и устные рассказы. Образцы исторических песен представляют собой сочетание рассказа и песни. Прозаическая часть содержит описание основных этапов жизненного пути героя, а в песне передается его душевное состояние.
Задание перед просмотром видеоролика
Учитель. Творческие люди, пытливые умы не одно столетие занимались вопросами взаимосвязей, взаимопроникновения разных видов искусства, например музыки и живописи. Возможно, вы что-то знаете об этом.
Ответы до | Вопросы | Ответы после |
Кто называл музыку сестрой живописи? | ||
Как, по мнению Ньютона, звучит радуга? | ||
Кто из музыкантов первым создал партитуру для света? | ||
Кто из художников создавал живописные сонаты? | ||
Кто из художников слышал зеленый цвет как звуки скрипки? |
Предлагаю посмотреть видеоролик, уточнить или сверить свои ответы.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Когда-то давным-давно все виды искусства были неразделимы. Древние обряды включали в себя и пение, и танец, и устное народное творчество, и музыку, и изобразительное искусство. Возможно, этим объясняется неочевидная связь между музыкой и цветом.
Художники и музыканты отмечают родство этих видов искусства. Так Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи, В. БорисовМусатов писал: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски...».
Ученые, художники и музыканты не одну сотню лет пытаются найти универсальный способ перевода музыки в цвет и наоборот.
Посмотрите на радугу и подумайте, как могут звучать ее цвета.
По мнению Исаака Ньютона, спектр радуги соответствует восходящей гамме до мажор.
До – красный,
Ре – фиолетовый,
Ми – синий,
Фа – голубой,
Соль – зеленый,
Ля – желтый,
Си – оранжевый.
Опыты по соединению звука и цвета продолжались. Так монах Кастель из Франции создал цветные клавикорды.
В XIX веке появились цветовые органы англичанина Ремингтона и американца Бишопа.
Два великих русских композитора Николай Андреевич Римский Корсаков и Александр Николаевич Скрябин обладали уникальным даром – видеть музыку в цвете. Так, Римский-Корсаков писал, что тему Моря в опере «Садко» он создавал в сине-голубых тональностях. Александр Скрябин сочинил симфоническую поэму «Прометей. Поэма огня», где были прописаны не только партии для музыкальных инструментов, но и партия цвета.
Интересны работы художника Василия Васильевича Кандинского, который считал, что музыка передает не только цвет, но и формы.
Например, «Светло-синий подобен звучанию флейты, …а красный — фанфарам или барабану».
Эксперименты с цветомузыкой или музыкой цвета не прекращаются и сегодня. Поэт Лев Озеров подметил: «Есть в красках отзвуки и звуки…». Важно только услышать, разглядеть, захотеть понять.
(Вопросы предлагаются до показа видеоролика. Школьники записывают свои ответы в левый столбик. После просмотра видеоролика ответы записываются в правый столбик.)
Работа с интерактивным заданием № 2 «Что? Где? Когда?»
Общий вопрос: «Назовите фамилию композитора, фрагмент произведения которого вы слышите». Ответ (фамилия композитора) необходимо впечатать в окошко.
1. Время, вперёд! VI (Георгий Свиридов)
2. Танец с саблями (Арам Хачатурян)
3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Петр Ильич Чайковский)
4. Турецкий марш (Вольфганг Амадей Моцарт)
5. Лунная соната. Часть 1 (Людвиг ван Бетховен)
Учитель. Продолжая разговор о музыке, давайте попробуем все же дать ответ на вопрос, звучащий в теме нашего занятия: «Что мы музыкой зовем?». Мы говорили об ассоциациях, связанных с музыкой, об известных композиторах, о необыкновенном представлении музыки цветом в произведениях известных русских композиторах… И все же – что мы подразумеваем, говоря слово «музыка»? Чем она для нас является?
- Помогает ли она выражать чувства человека?
- Отражает ли музыка национальные черты, культуру народа?
Часть З. Заключительная. Рефлексия
Учитель. Сегодня мы только прикоснулись к безграничному миру музыки. Мы послушали несколько отрывков из музыкальных произведений разного стиля.
- Какой из отрывков вас привлек больше всего?
- Какая информация оказалась для вас совершенно новой?
Мне хотелось бы познакомиться с музыкой, которая привлекает лично вас, поэтому вы можете переслать мне ссылку на свое любимое произведение, которое вас вдохновляет и, если у вас будет желание, мы могли бы обсудить ваши предпочтения на одной из наших встреч.
Подведение итогов занятия, итоговое слово учителя. Лев Толстой написал: «Музыка – это стенография чувств». На сегодняшнем занятии мы пытались выяснить, что мы называем музыкой, что она для нас значит.
Мы вспомнили имена русских, советских и российских композиторов, чья музыка широко известна в мире. Музыка, которую создали наши соотечественники, вошла в мировую сокровищницу культуры.
И все же – музыка у каждого своя. Это показали те творческие задания, в которых вам нужно было выразить ваше отношение к музыке.
Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.
Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,
Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою.
И я в её волнах тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы
Татьяна Зубкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по предмету музыка «Музыкальные инструменты»-1 класс
Представлены фотографии о проведённом открытом внеурочном занятии с учащимися 1 класса...
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»
Представляю проект занятия музыкального кружка. Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Конспект занятия внеурочной деятельности "Весна в музыке и литературе"
Занятие внеурочной деятельности "Весна в музыке и литературе" рассчитан для учащихся 3 класса, обучающихся в условиях реализации ФГОС. Занятие интегрированное: включает предметы музыка и английский яз...
Внеурочное занятие: "Что мы музыкой зовем?"
Рассчитана для учащихся 5-7 классов....