«Город мастеров»
классный час (7 класс)
Классный час разработан для учащихся 7 класса. Учащиеся работают с понятиями «культура», «искусство», «мастер», «талант», «призвание», «профессия», «ремесло», «народный промысел». А также совершают «экскурсию» по воображаемому музею мастеров с целью прививать уважение к различным видам трудовой деятельности посредством создания музейной экспозиции о выдающихся представителях различных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СШ №31 г. Липецк
Конспект классного часа в 7 классе
«Город мастеров»
подготовила
преподаватель английского языка
Жаглина Татьяна Владимировна
Липецк 2023
Цель: Обогащение сознания учащихся знаниями о людях, прославивших родной город Липецк.
Задачи:
- познакомить учащихся с культурным наследием, выдающимися людьми искусства и трудовой славы города Липецка;
- формировать художественное сознание в процессе эстетического восприятия различных видов искусства;
- прививать уважение к различным видам трудовой деятельности посредством создания музейной экспозиции о выдающихся представителях различных профессий;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культурным и трудовым традициям нашего края.
Форма проведения: «экскурсия» по воображаемому музею мастеров.
Оснащение: компьютер, экран, презентация.
Ход
I. Вступление.
Учитель: (слайд 2) Тема сегодняшнего классного часа «Город мастеров».
(слайд 3)
Мир человека в зеркале искусства
Творец веками создает,
Передавая поколеньям чувства,
Свой опыт и эмоций взлет!
В.В. Потеряева
Изделия мастеров нас восхищают вновь.
Пытаясь передать к земле родной любовь.
В.В. Потеряева
Учитель: Эта тема выбрана не случайно. Издавна Липецк славился мастерами и талантливыми людьми, плоды творчества и труда которых составляют культурное наследие нашей области. Мы должны знать и помнить историю и культуру земли, на которой родились, растем, живём, созидаем. Это нравственный долг каждого человека.
Слово «мастер» звучит гордо. Как вы понимаете слово «мастер»?
(Ответы учащихся)
Мастер - профессионал, творец, искусник. Наша главная задача – бережно хранить плоды труда талантливых мастеров, прославивших Липецкую землю.
«Работа мастера хвалит!» - говорится в русской пословице. «Люби дело - мастером будешь!» ... И это верно! Во все времена тех, кто любил свою работу, был профессионалом и отвечал за качество, уважительно называли «мастер». Таким людям доверяли самую ответственную работу.
II. Работа с понятиями.
- (слайд 4 -1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «культура»
Культура-это совокупность ... и ... ценностей, созданных ....
Слова для справок: духовных, человечеством, материальных.
(слайд 4 -2) (Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством).
- (слайд 5-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «искусство»
Искусство - разновидность ... деятельности, при которой посредством ... мир человека воплощается в ....
Слова для справок: творчества, духовный, образ, культурной, художественный.
(слайд 5-2) (Искусство - разновидность культурной деятельности, при которой посредством творчества духовный мир человека воплощается в художественный образ).
- (слайд 6-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «мастер»
Мастер -..., достигший в своем деле.
Слова для справок: искусства, специалист, высокого.
(слайд 6-2) (Мастер - специалист, достигший высокого искусства в своем деле).
- (слайд 7-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «талант»
Талант – это… врождённое …, особые природные … .
Слова для справок: качество, способности, выдающееся.
(слайд 7-2) (Талант – это выдающееся врождённое качество, особые природные способности).
- (слайд 8-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «призвание»
Призвание - залог продуктивной и ... работы, а значит - ..., признания, ощущения полноты жизни и душевной....
Слова для справок: эффективной, гармонии, самореализации.
(слайд 8-2) (Призвание - залог продуктивной и эффективной работы, а значит - самореализации, признания, ощущения полноты жизни и душевной гармонии).
- (слайд 9-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «профессия»
Профессия - род ... деятельности человека, владеющего комплексом специальных ... знаний и ... навыков.
Слова для справок: теоретических, трудовой, практических.
(слайд 9-2) (Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков).
- (слайд 10-1)Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «ремесло»
Ремесло - мелкое ручное …, основанное на применении ручных… , личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные ....
Слова для справок: орудий труда, изделия,
(слайд 10-2) (Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия).
- (слайд 11-1) Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилось определение «народный промысел»
Народным называется промысел, занимаясь которым люди ..., селениями овладевают ... с целью продажи своих …
Слова для справок: изделий, семьями, ремеслом.
(слайд 11-2) (Народным называется промысел, занимаясь которым люди семьями, селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий).
III. Работа в группах.
Учитель: Соедините части пословиц:
- (слайд 12)
Всяк мастер на выучку берет,...
Дело ...
Без труда...
мастера боится.
не вытащишь и рыбку из пруда.
да не всяк доучивает.
(Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Дело мастера боится.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
- (слайд 13)
Каков мастер, ...
Кушанье познается по вкусу, ...
Достигнуть мастерства ...
а мастер по искусству.
во всяком деле трудно.
такова и работа.
(Каков мастер, такова и работа.
Кушанье познается по вкусу, а мастер по искусству.
Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.)
- (слайд 14)
Работнику полтина, ...
Не то дорого, что красного золота, ...
От ученого ума набирайся,...
а от мастера сноровки.
а то дорого, что доброго мастерства.
мастеру рубль
( Работнику полтина, мастеру рубль.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго
мастерства.
От ученого ума набирайся, а от мастера сноровки.)
- (слайд 15)
Всяк мастер ...
Мастерство ...
Люби дело - ...
познается в сравнении.
мастером будешь.
на свой лад.
(Всяк мастер на свой лад.
Мастерство познается в сравнении.
Люби дело - мастером будешь.)
IV. Обсуждение основной проблемы.
В нашем замечательном городе есть много музеев и выставок. Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в создании нового музея «Город мастеров», провести первую экскурсию по его экспозициям и рассказать всем жителям нашего города о замечательных мастерах Липецкой земли.
Давайте познакомимся с биографией и творчеством талантливых мастеров земли Липецкой и осознаем значение их работ для современного общества и потомков.
1 ведущий: (слайд 16)
Экспозиция «Мастер искусства». Шальнев Борис Михайлович.
Поэт Борис Михайлович Шальнев - автор одиннадцати поэтических книг, соавтор учебников-хрестоматий «Родная культура» и целого ряда документальных памятных изданий, посвященных истории и людям Липецкой земли. Вдумчивый мастер задушевного русского слова - так отзываются о поэте современники.
Родился Борис Шальнев 23 августа 1936 года в селе Средняя Лукавка Грязинского района в многодетной семье. Первыми «университетами» сельского паренька были родные леса и поля, деревенская образная речь, сказки и предания, живущие в народе. А главной движущей силой - любовь к знаниям, книгам, особенно к отечественной художественной литературе. Пушкин и Толстой, Некрасов и Есенин вошли в его жизнь наравне с самыми близкими людьми.
Поэт Борис Шальнев хорошо знаком не только липецкому читателю, его книги выходили и в центральных издательствах «Современник», «Советский писатель». Одиннадцать сборников - это немалое наследие, но главное не количество, а суть творчества. А суть эту можно определить такими словами, как трепетная любовь к родной русской земле, верность и преданность традициям предков и всей истории России.
В наше время стихи липецкого поэта - живые связующие нити старых и новых поколений. Свежесть чувств, детскую восприимчивость к светлым, добрым сторонам жизни Борис Шальнев передаёт людям через свои поэтические строки. Эти строки помогают человеку вспомнить, каковы его корни, для чего он пришёл в этот мир.
Б.М. Шальнев в своих стихах ясно определяет смысл человеческого бытия: человек рождается для любви и труда - радостного, а не подневольного, для душевного единения со всем живым, для познания и духовного развития.
Под руководством Б. М. Шальнева в Липецке регулярно выходят издания, которыми охотно пользуются школьные учителя, преподаватели вузов. Увидела свет фундаментальная «Липецкая энциклопедия» в трех томах, где века минувшие и век нынешний перекликаются подробными, содержательными очерками о замечательных людях земли Липецкой, о событиях и свершениях, достойных благодарной памяти. (слайд 17)
Речки печаль беспричалъная,
Поля ржаного жнивьё...
Родина изначальная,
Светится имя твоё.
Тихою полнится радостью
Ковшик воды ключевой.
Даже за этою малостью
Облик мне видится твой...
Б. М. Шальнев
(слайд 18)
Борис Михайлович Шальнев возглавлял липецкое отделение Союза писателей России (1992—2010)
Почётный гражданин Липецкой области,
кандидат филологических наук (1981),
заслуженный работник культуры РФ (2006),
член-корреспондент Академии поэзии России (2001)
Борис Михайлович ушёл из жизни 2 октября 2019.
2 ведущий: (слайд 19) Экспозиция «Мастер искусства». Дом Мастера.
Есть в Липецке необычный дом - Дом Мастера. Это музей-мастерская народного художника России Виктора Семёновича Сорокина.
На открытии персональной выставки Сорокина в Москве в 1979 году член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР Ю.П. Кугач сказал: «В работах Сорокина нет ни одного лживого мазка. Правда жизни - вот что главное во всех его работах».
Любое произведение живописца никого не оставляет безразличным, потому что пишет их человек с горячим и трепетным сердцем, истинно любящий Родину. В картинах Сорокина переданы глубокие человеческие чувства. Работы художника постепенно захватывают зрителя, они рассчитаны на длительное эмоциональное воздействие.
(слайд 20) Давайте, и мы зайдём в Дом Мастера, войдём в его мир красок и наслаждения чистотой, добротой и красотой.
Виктор Семенович Сорокин родился 25 декабря 1912 года в Москве. О своём раннем детстве он мало что знал, так как в пятилетнем возрасте остался круглым сиротой. Малыша с двумя его братьями взяла на воспитание бабка по отцовской линии в подмосковную деревню Шестово. Тут же у двоюродного брата он увидел удивительную коробку с цветными брусочками, прикоснувшись к которым мокрой кисточкой, можно было на бумаге, словно волшебной палочкой, творить чудеса. Он с волнением вспоминал об этом первом прикосновении к искусству.
Его рука, привыкшая держать кисть, редко бралась за перо, он был скуп на слова: «Я болтать не умею. Смотрите сами».
Листая книгу отзывов Дома мастера, мы можем прочитать:
«Каждый раз чувствую себя как на исповеди. Ваши картины делают людей чище». (А. Загородных, Воронеж.)
«Это искусство мирового класса! Я потрясена. Это - национальное достижение России, гордость и достоинство Липецка». (Римма Казакова, поэтесса. Москва)
3 ведущий: (слайд 21) Экспозиция «Мастер своего дела». Шмаков Сталь Анатольевич.
Сталь Анатольевич Шмаков - педагог, публицист, поэт, организатор, бард, признанный авторитет среди педагогической общественности ближнего и дальнего зарубежья. Его отличали удивительная творческая энергия, аналитический ум и потрясающее жизнелюбие.
С. А. Шмаков родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске в семье служащих. Окончил факультеты русского языка и литературы (1948-1950), историко-психологический (1950-1952) Новосибирского государственного педагогического института. После окончания вуза попросил направить его в один из самых отдаленных районов Новосибирской области - Северный. Здесь он работал учителем, заведующим учебной частью, директором школы. Написал о работе в сельской школе свою первую книгу «Использование наследия А. С. Макаренко». «Мосфильм» снял о нем документальный фильм «Сельский учитель».
В 1963 году Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким государственным педагогическим институтом. Старший преподаватель, доцент, профессор, он возглавлял факультет физического воспитания и НВО, факультет по работе с иностранными студентами, кафедру социальной педагогики.
(слайд 22) Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующий кафедрой социальной педагогики Липецкого государственного педагогического института.
(слайд 23) С. А. Шмаковым написано и издано более тысячи научных, научно-педагогических трудов, опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Его книга «Нетрадиционные праздники учащихся» заняла первое место на Международной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью. По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, работают учителя и воспитатели. Имеет 4 патента в области теории воспитания.
За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, он лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образования и журналистики.
В 1991 г. С. А.Шмакову было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель России».
Умер С. А. Шмаков в 1998 году, похоронен в г. Липецке.
(слайд 24) В 2000 году в лицее № 24 г. Липецка состоялось открытие музея имени С. А. Шмакова. В 2001 году дому детского творчества «Городской» было присвоено имя Сталя Анатольевича Шмакова.
4 ведущий: (слайд 25) Экспозиция «Народный мастер». Виктор Васильевич Маркин.
Богата Липецкая область народными ремёслами и славится своими мастерами, теми, кто возрождает и хранит традиции народных промыслов, передавая будущим поколениям свои знания и умения.
Виктор Васильевич Маркин свою жизнь посвятил именно этой цели. Член Союза художников, он воссоздал и продолжил традиции древнего ремесла Липецкого края - романовской игрушки - и уже более двадцати лет обучает молодых мастеров искусству создавать глиняные фигурки молодое поколение.
История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. А в 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово - ныне Ленино.
В этих местах были богатые залежи глины - и чёрной, и красной, и жёлтой. Местные крестьяне делали из неё посуду - часть для своих нужд, часть для продажи на ярмарке. А ещё делали игрушку-свистульку, по местности названную «романовской».
Среди «романушек» Виктора Васильевича Маркина много разных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с утятами, барыни - «романушки», танцующие медведи, всадники-казаки. (слайд 26)
В романовской игрушке насчитывается более сорока сюжетов: от самого простого свисточка - летящего жаворонка, до композиции - тройки. Но двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой - индивидуальность её создателя.
В 1995 году Виктор Маркин впервые вышел на российский уровень. И сразу - победа. Участвуя в Первом всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени. А потом - выставки, фестивали, мастер-классы. Его игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах.
(слайд 27)
В 2011 году в селе Троицкое Виктор Васильевич открыл Центр по сохранению народного промысла «Романовская Игрушка». Сегодня Центр романовской игрушки – это важный культурный и туристический кластер Липецкой области, который объединяет народных мастеров глиняной игрушки и текстиля; здесь проводятся мастер-классы, экскурсии, выставки и фестивали.
Виктор Маркин награждён дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии. Некоторые работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м вступил в Союз художников России.
Виктор Васильевич ушёл из жизни 8 мая 2023 года.
5 ведущий: (слайд 28) Экспозиция «Мастер - рабочий». Франценюк Иван Васильевич.
Иван Васильевич Франценюк - глава ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (с 1978 по 2005 год), лауреат Государственной премии СССР (1980), Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Липецка (1993).
И. В. Франценюк родился 1 декабря 1927 года в селе Выхватновцы Хмельницкой области. В 1951году окончил Ждановский металлургический институт по специальности «инженер-металлург». Работал технологом на Воронежском заводе им. М. И. Калинина. В 1954 году перешёл на НЛМК, где в течение десяти лет прошел путь от начальника смены листопрокатного цеха до главного инженера.
(слайд 29)
С 1978 года - директор НЛМК, а с 1992 года - генеральный директор ОАО «НЛМК». В 2004 году И. В. Франценюк был избран президентом ОАО «НЛМК».
Практически все направления деятельности комбината, определившие его современный облик, были инициированы И. В. Франценюком.
И. В. Франценюк - доктор технических наук, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда.
И. В. Франценюка не стало 9 февраля 2005 года в Липецке.
И. В. Франценюк - автор 200 научных публикаций, 12 книг, более 180 авторских свидетельств и патентов на изобретения в области производства черных металлов, автоматизации и механизации металлургических процессов.
И. В. Франценюк награждён орденами и медалями нашей страны.
(слайд 30) Ещё при жизни, в 1997 году, в честь И. В. Франценюка назвали площадь и сквер. 19 июля 2009 года в сквере на проспекте Мира открыт памятник.
IV. Заключение.
Учитель: Итак, мы познакомились с выдающимися мастерами нашего города. Каждый образованный и уважающий себя липчанин должен быть эстетически развитым человеком. Мастера, которые многое подарили не только своей земле, но и всей стране, достойны глубокого уважения и бережного отношения к плодам своего творчества. Культурное наследие края принадлежит каждому. Поэтому нравственный долг липчан - бережно заботится о нем, хранить память и передавать из поколения в поколение.
Использованные материалы:
Методическое пособие для классных руководителей 1 -11 классов общеобразовательных учреждений города Липецка «Я – Липчанин» (Раздел «Город мастеров»): Липецк, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного праздника "Город мастеров"
Данный сценарий поможет провести общешкольное мероприятие "Итоги школьников в общественной жизни школы"...
Конкурс "Город Мастеров"
Ежегодно в нашей школе в рамках недели "Трудового обучения" проводятся внеклассные мероприяти в виде конкурсов, КВНов, защиты профессий и т.д. Сценарий конкурса "Город Мастеров" простой, но...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием "Город Мастеров" при МОУ СОШ с. Вознесенское
программа летнего пришкольного лагеря...
Павлово-город мастеров
До сих пор людей поражает уникальность этого населённого пункта, в котором, как в старину проводят бои гусей и петухов, где, как на юге, растут лимоны и поют канарейки, в котором до сих пор кузнецы сл...
Открытое мероприятие по профессионально- трудовому обучению Ярмарка в городе мастеров « Дело мастера боится».
Сценарий открытого мероприятия по профориентации....
Проект урока "Средневековый город - город мастеров"
Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....
Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик
Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...